Из-за аварии в казанских многоэтажках почти на три дня остановилось более пятисот лифтов. Они заработали только в среду.
В минувший понедельник жители жилого десятиэтажного дома №83а по проспекту Ибрагимова обнаружили, что в их подъездах не работают лифты. Многие пожилые люди и инвалиды, проживающие на верхних этажах, оказались в «осаде».
«Обычно на устранение неполадок уходит полдня, поэтому, честно говоря, тревогу мы забили не сразу, – рассказывает жительница одной из квартир Гульнара Шаймарданова. – Но прошел день, затем второй, а лифт так и не заработал».
Самое прискорбное, что дозвониться до дежурной аварийной службы компании, на балансе которой находятся лифты, все это время было невозможно. Причем в доступной базе указано лишь два телефона фирмы-оператора. Один номер был постоянно занят, а по второму просто не отвечали. Резервной линии в компании не предусмотрели.
«В соседнем доме вчера вызывали скорую помощь, спасибо врачу и медбрату – не отказались подняться на двенадцатый этаж, – говорит Гульнара. – А ведь не все такие отзывчивые…»
Причину поломки жильцам дома удалось выяснить лишь на третий день, дозвонившись до единой информационной службы «Открытая Казань». Оператор колл-центра сообщил, что зафиксированный вид поломки в городе никогда не случался. У оператора (а речь – о бывшем «Казлифтсервисе») вышел из строя сервер
Ничего внятного о возникшей ситуации не могли ответить ни в Управляющей компании Московского района, ни в круглосуточной аварийной службе по Московскому и Кировскому районам. Там развели руками и «успокоили»: лифты отключились почти по всему Московскому району, а также во многих домах Заречья.
Причину поломки жильцам дома удалось выяснить лишь на третий день, дозвонившись до единой информационной службы «Открытая Казань». Оператор колл-центра сообщил, что зафиксированный вид поломки в городе никогда не случался. У оператора (а речь – о бывшем «Казлифтсервисе») вышел из строя сервер, к которому были подключены лифты в сотнях обслуживаемых домов.
Что это означает? Представьте: если человек застрянет в своем лифте, об этом никто не узнает и спасать его никто не побежит! Именно в этом принцип работы централизованной системы: сигналы со всех домов поступают на один сервер. И на нем-то и произошла поломка!
Как сообщили нашему корреспонденту в «Открытой Казани», недавно фирма-оператор вдобавок ко всему уволила всех дежурных в своей ремонтно-эксплуатационной службе, понадеявшись на новую автоматизированную систему. Иными словами, если бы сервис и работал, то ремонтник смог бы приехать к застрявшему в лифте жильцу не через 20–30 минут, как по нормативу, а в течение… рабочего дня! В зависимости от объема вызовов.
Позднее в компании-операторе все-таки удалось выяснить: ремонт сервера может занять не менее трех дней, причем нет никакой гарантии, что поломка не повторится. Сам ремонт сервиса стоит немалых денег.
Напрашивается вопрос: почему, принимая решение о совершенствовании лифтового хозяйства, не предусмотрели меры по оперативному разрешению аварийных ситуаций? Почему нет запасных телефонов у дежурного? И главное: а если бы именно во время отключения системы, не дай бог, случилось что-то непоправимое?