16 октября 2021

«Э-моция» – больше, чем театр

Опубликовано: 29.06.2021 17:28

 

студия-Э-моция1

 

В сентябре нынешнего года творческой инклюзивной студии «Э-моция» исполняется пять лет. Даже не верится, что проект для людей с инвалидностью, который начинался с бесплатных мастер-классов, сейчас обретает новые масштабы, объединяя специалистов, работающих в сфере особых театров по всей России.

 

Впрочем, обо всём по порядку. О том, что сейчас происходит в жизни «Э-моции», какие проекты здесь реализуются, мы узнали в беседе с организатором и руководителем проекта Инессой Клюкиной, а также художественным руководителем и режиссёром Нелей Суркиной.

 

– Расскажите, с чего стартовал проект? Насколько было просто или сложно в начале пути?

Инесса: Для меня всё началось с конкурса красоты для девушек с инвалидностью «Жемчужина Татарстана». Я стала его участницей в 2014 году, где познакомилась с интересными девчонками. Многие из них, несмотря на диагнозы, мечтали играть на сцене. И через какое-то время зародилась идея создать творческий проект для людей с инвалидностью старше восемнадцати лет. Я сделала пост в социальных сетях о том, что мы набираем группу. В итоге 24 сентября 2016 года состоялось открытие «Э-моции» на базе ДК «Юность» в Казани. К нам пришли ребята и с инвалидностью, и без, а также люди, связанные с творчеством, которые могли помочь в постановках. В итоге на начальном этапе это вылилось в еженедельные мастер-классы разных преподавателей.

Неля: У студии изначально не было финансирования, она создавалась на основе общественной инициативы. Поэтому к проекту притянулись люди, которые горят творчеством, не думая о заработке. Я оказалась в числе тех, кто проводил бесплатные мастер-классы. На тот момент слово «инклюзия» было для меня непривычным, и изначально я хотела провести только одно занятие по современной японской хореографии – буто. Я очень подробно расспрашивала Инессу, какие есть особенности у ребят, чтобы в постановке могли участвовать все. Конечно, тогда я и представить не могла, что стану режиссёром, но так случилось, что «Э-моция» меня не отпустила.

Инесса: Да, это было начало октября. А мы «замечтали», что в декабре в декаду людей с инвалидностью у нас состоится первый спектакль. Писала личным контактам – режиссёрам. Связалась с институтом культуры, чтобы кто-то из выпускников создал с нами спектакль на базе дипломной работы. Это время запомнилось отказами и тем, что специалисты не понимали, что в инклюзивном театре при постановках нужен совсем другой подход – учитывающий особенности каждого участника. Поэтому когда Неля согласилась помочь в первом спектакле, я очень обрадовалась.

Неля: Так получилось, что рядом с формирующимся коллективом «Э-моции» оказались люди, которые что-то понимали в постановках и имели профессиональный опыт. Среди них была Лиля Хасанова. Мы с ней поняли, что не можем оставить ребят одних. И из тех наработок, которые были у девчонок благодаря конкурсу «Жемчужина Татарстана», мы создали двадцатиминутный спектакль. Доработали его так, чтобы всё было взаимосвязано, придумали новые сцены. Мы также учли желания ребят, потому что кому-то нравится петь, а кому-то танцевать или читать стихи. Так родилась первая постановка с названием #сердцагорода. Она была вдохновлена реальной историей любви парня и девушки, которые на тот момент занимались в нашей студии. Она рассказывает о том, как сложно найти любовь в большом городе и как сложно открыться, когда ты её встретишь. Мы вдвоём с Лилей проводили репетиции – это было очень непросто, но каким-то чудом всё успели к сроку, и спектакль состоялся.

 

– Как он прошёл? Сколько было зрителей?

Неля: Он прошёл в ДК «Юность» в Казани. Благодаря активности Инессы (она разослала анонсы в СМИ) и тому, что спектакль состоялся в декаду людей с инвалидностью, он привлёк внимание – освещался на телевидении, в печатных и электронных изданиях. На нашей постановке было где-то 200–250 зрителей. Потом случился второй спектакль. Инесса в интервью сказала, что в мае будет следующий. Я тогда подумала: ого, вот это смелость, ведь у неё ничего нет – ни слаженного коллектива, ни постоянного режиссёра, ни сценария новой постановки. В итоге в этот же день у меня «сочинился» второй спектакль. Он был уже написан под ребят, учитывая их особенности, желания и стремления. С этого момента я поняла, что всё – теперь уже никуда от «Э-моции» не денусь.

Потом был сложный для нас момент, когда в Казани в июне 2017 года открылась школа «Инклюзион», и часть коллектива ушла туда. В сентябре должен был состояться спектакль «Страна сломанных игрушек», а у нас не хватало людей. Но в итоге каким-то чудом актёры подобрались, и всё прошло успешно. Сейчас в «Э-моции» занимаются двадцать пять человек, шестнадцать из них выступают в основном составе. У нас остаются не все, потому что мы настроены на работу и результат. Мы выкладываемся на сто процентов, и некоторые не выдерживают такой темп.

 


И из тех наработок, которые были у девчонок благодаря конкурсу «Жемчужина Татарстана», мы создали двадцатиминутный спектакль. Доработали его так, чтобы всё было взаимосвязано, придумали новые сцены. Мы также учли желания ребят, потому что кому-то нравится петь, а кому-то танцевать или читать стихи. Так родилась первая постановка с названием #сердцагорода


 

– Кто может заниматься в вашей студии?

Неля: Любой человек старше 18 лет, который нацелен на творчество и работу в команде. Важно быть очень ответственным. Наша студия – это больше, чем театр. Мы формируем позитивный образ активного человека с инвалидностью и расширяем инклюзивное сообщество. Это наша миссия. Мы хотим, чтобы таких людей не воспринимали как иждивенцев. Это трудно, потому что долгое время существующая система исключала человека с ограниченными возможностями здоровья из общества. Сейчас нет готовности ни у людей с инвалидностью, ни у общества в целом принять новую парадигму. Но мы к этому стремимся.

Хочу подчеркнуть, что все спектакли «Э-моции» бесплатны для посещения. И это наша принципиальная позиция. У людей с инвалидностью часто встречается установка, что им все должны. И общество привыкло их воспринимать благополучателями. Когда мы показываем наши спектакли на широкую аудиторию бесплатно, ребята с инвалидностью становятся благодарителями – они дарят своё творчество. И проявляют себя как волонтёры культуры.

 

– Как решаются финансовые вопросы? За счёт каких средств ведётся такая серьёзная работа?

Неля: Первый год мы работали на голом энтузиазме. Затем Инессу пригласили на молодёжный форум. Вот тогда узнали, что можно получать грантовую поддержку на реализацию социальных проектов. Когда впервые заполняли заявку, осознали, что мы на самом деле делаем и какими важными вещами занимаемся. До этого мы не понимали те глубокие смыслы, которые несёт наш проект. Первая наша заявка не прошла, потому что не хватило опыта, но следующая выиграла, и мы получили первый грант.

 

Э-моция2

 

Инесса: Это были первые деньги на костюмы, декорации и транспортные расходы на шесть выездных спектаклей. Потом мы стали активно участвовать в разных грантовых конкурсах, а в 2018 году зарегистрировались как автономная некоммерческая организация. Такой статус позволил расширить наши возможности и подавать заявки в том числе в Фонд президентских грантов.

Неля: Сейчас мы работаем благодаря грантовой поддержке и помощи волонтёров. У нас нет постоянных меценатов, которые нас финансируют. Во время спектаклей мы ставим ящик для пожертвований, но там не бывает значительных сумм. Их, как правило, хватает на батарейки для всех микрофонов к следующему спектаклю. И, конечно, очень большая помощь идёт от профессионалов, которые помогают в сопутствующей работе – написать тексты и музыку к спектаклям, сделать аранжировку, создать эскизы костюмов и в целом образы актёров, снять видео и фото, сопровождать музыкально-световое оформление спектакля и так далее. Эти люди всё делают на безвозмездной основе и обижаются, если мы их не приглашаем.

 

– Знаю, что вы реализуете очень интересный проект «Сообщество особых театров России» за счёт Фонда президентских грантов. Расскажите о нём.

Неля: Да, это очень масштабный проект. Мы уже создали портал «Особые театры России», который объединяет творческие коллективы по всей стране, где выступают люди с инвалидностью. Сейчас для него снимаем серию фильмов о таких театрах, в которых рассказываем о методах работы в них. Всего их будет четырнадцать. Также будет снят фильм «Школа зрителя особого театра», который объединит размышления режиссёров о том, как подготовиться и как смотреть такие спектакли. Цель этого проекта – объединить специалистов, у которых есть опыт работы с особыми театральными коллективами, познакомиться с тем, как создаются спектакли в разных городах. Весь отснятый материал станет доступен с августа нынешнего года на портале «Особые театры России». А в Казани можно будет посмотреть премьеру в кинотеатре.

 

– Есть ли чему поучиться у других особых театров?

Неля: Друг у друга всегда есть чему учиться. У каждого коллектива есть какие-то сильные стороны. Нашей изюминкой является то, что в группе все на равных – люди с инвалидностью и без. У нас нет волонтёров, которые опекают ребят с инвалидностью во время репетиций и спектаклей. Это очень важный момент, который отличает нас от других российских театров. Все актёры – это равноправные и равноценные участники творческого процесса. Если человеку с ОВЗ нужна помощь, то он договаривается с коллегами.

Инесса: На гастроли и творческие интенсивы мы не берём с собой ни родителей, ни сопровождающих. Если актёру с инвалидностью нужна помощь, то он об этом просит, и ему могут помочь, а могут отказать, если человек сейчас не готов помочь, как это бывает в любом общении. В поездках волонтёры помогают нам гладить костюмы, делают грим, причёски, встречают зрителей, рассаживают их по местам. То есть добровольцы помогают в создании спектакля и его проведении, но не в уходе за актёром с ОВЗ.

 


Все спектакли «Э-моции» бесплатны для посещения. И это наша принципиальная позиция. У людей с инвалидностью часто встречается установка, что им все должны. И общество привыкло их воспринимать благополучателями. Когда мы показываем наши спектакли на широкую аудиторию бесплатно, ребята с инвалидностью становятся благодарителями – они дарят своё творчество


 

– Каков сейчас репертуар и что ждёт ваших поклонников?

Инесса: Всего у нас в репертуаре семь традиционных спектаклей и один в онлайн-формате, который создали во время пандемии. Сейчас «Э-моция» на каникулах, но 14 августа мы выступаем на фестивале «Культ­торг» на набережной озера Кабан. В сентябре состоятся наши гастроли в Краснодаре, потом мы участвуем в фестивале в Самаре. После чего принимаем в Казани инклюзивный театр «Лестница» из Краснодара. В это время у зрителей будет возможность посмотреть их постановку, а также наш спектакль «Диалоги». Кроме того, в сентябре у нас стартует новый проект с известным хореографом и балетмейстером Нурбеком Батуллой – инклюзивная мастерская перфоманса. Также мы выступаем в парках и скверах нашего города. Все анонсы есть в наших соцсетях.

 

– О чём вы мечтаете?

Инесса: О том, чтобы у «Э-моции» появился свой дом. Сейчас у нас проходят репетиции в разных помещениях – в Галерее современного искусства, Доме Аксёнова, ЦК Пушкина. Но нет места, куда мы можем приходить постоянно. Квартиры моя и Нели завалены декорациями и костюмами. Поэтому очень хочется своё пространство, которое было бы удобно в том числе для людей в инвалидных колясках. Чтобы были небольшой зал, гримёрочка, кухонька, костюмерная. Побывав в особых театрах в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Иркутске, понимаешь, что об этом мечтают все коллективы.

В общем-то, из той несмелой затеи, которая возникла пять лет назад, всё получилось гораздо шире и глубже. «Э-моция» – это уже не только театр. Мы активно выступаем и говорим о нашей практике на разных площадках. Неля преподаёт на курсах повышения квалификации деятелей искусств в области инклюзии. У нас есть свой ютьюб-канал #человекs, где мы берём интервью у успешных людей с инвалидностью. Все наши усилия направлены на расширение инклюзивного сообщества, на то, что люди с ОВЗ могут быть полноценной частью жизни общества. И мы, конечно же, продолжим эту работу.

image_printРаспечатать

Фото: Елена ГРЕДЮШКО
Автор статьи: АКИФЬЕВА Вероника
Выпуск: №93 (29055)


Добавить комментарий

14.10.2021

Все они поэты, все они билингвы

В этом году независимая литературная премия «Глаголица» для авторов от 10 до 17 лет побила как минимум два рекорда прошлого года – по количеству представленных работ и по географии участников.

3670
14.10.2021

Консерватория и спорт станут ближе

В Казанской государственной консерватории им. Н.Жиганова продолжается фестиваль, приуроченный к празднованию 75-летия вуза.

3910
14.10.2021

Театр хочет быть разным

Скоро в Казани стартует масштабный гастрольный проект

Фонд поддержки современного искусства РТ «Живой город» выступил организатором масштабного гастрольного проекта «Поехали!», призванного показать всё многообразие сегодняшнего театра зрителям российских регионов.

4130
14.10.2021

Растворение в Свияжске

Музей-заповедник «Остров-град Свияжск» ежегодно проводит арт-резиденции для графиков и живописцев, предоставляя им возможность погрузиться в уникальную среду Свияжска, работать над совместными проектами и обмениваться опытом.

3400
11.10.2021

Талантами представлены красоты республики

В Москве проходит выставка иллюстраторов из Татарстана и Бурятии.

8751

Мнение

Марина ПАТЯШИНА, руководитель Управления Роспотребнадзора по РТ:


Не исключено, что процедура обязательной вакцинации от COVID­-19, введённая в Татарстане для некоторых групп населения, может растянуться на весь период эпидемиологического неблагополучия – фактически до весны 2022 года. То есть на весь тот срок, когда мы имеем сезонный подъём вирусных инфекций.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    16 октября

    Сагит Кодебаевич Джаксыбаев (1945), заместитель председателя совета Ассамблеи народов Татарстана.

    Луиза Ильдусовна Мухаметгалеева, актриса балета, народная артистка Татарстана.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров