Душепопечительство

В УФСИН Татарстана активизируют религиозную составляющую в работе с осужденными

Первая мечеть в исправительных учреждениях Татарстана появилась в конце 90-х годов. Построена она была на территории казанской ИК-2 по инициативе сподвижника ислама Касым-бабая…

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

Фото: 16.fsin.su

В УФСИН Татарстана активизируют религиозную составляющую в работе с осужденными

 

nomer-26
Регулярное проведение конкурсов чтецов Корана, основных религиозных праздников и обрядов способствует исправлению осужденных и сокращению повторной преступности.

Первая мечеть в исправительных учреждениях Татарстана появилась в конце 90-х годов. Построена она была на территории казанской ИК-2 по инициативе сподвижника ислама Касым-бабая, который много лет по два раза в неделю приходил в эту колонию строгого режима, приводил сюда хазратов, которые читали осужденным проповеди. Так и повелось называть эту мечеть Касымовской…

 

Все эти годы сотрудники Управления Федеральной службы исполнения наказаний по РТ отслеживали судьбы прихожан мечети, особенно тех, кто принял ислам уже в стенах колонии. Как показала статистика, уровень рецидива среди них не превышает пяти процентов – почти в 10 раз меньше по сравнению со среднестатистическим показателем по стране и в Татарстане в частности.

Что еще нам надо? Этот риторический вопрос прозвучал из уст помощника начальника УФСИН России по РТ Рафаэля Давлеева во время его выступления на прошедшей недавно в Казани православно-исламской конференции «Душепопечительство и социальная помощь заключенным в местах лишения свободы: основные направления взаимодействия». О высоком статусе мероприятия, значимости для общества обсуждаемых вопросов говорит тот факт, что инициаторами ее проведения выступили Синодальный отдел Московского патриархата по тюремному служению Русской православной церкви, отдел организации взаимодействия с религиозными организациями ФСИН России, Академия права и управления ФСИН России, а также сам Рафаэль Давлеев. Именно он к своей должности помощника начальника УФСИН по РТ получил официальное дополнение – помощник по организации работы с верующими. Такие должности сейчас вводятся во всех территориальных органах ФСИН России, а Татарстан в этом вопросе стал одним из первых. Актуальность должности бесспорна.

 


Вопрос о том, нужны или нет сегодня на территории исправительных учреждений культовые сооружения, уже не стоит. Они есть, благополучно действуют, а число прихожан неуклонно растет, как растет и количество проводимых в местах лишения свободы религиозных обрядов и церемоний


 

Обсудить злободневные вопросы религиозного воспитания осужденных, взаимодействия православных и мусульманских священнослужителей и сотрудников уголовно-исполнительной системы в Казань съехались более 50  представителей центрального аппарата ФСИН России и УФСИН по РТ, Синодального отдела по тюремному служению РПЦ, Казанской, Чистопольской и Альметьевской епархий, ДУМ РТ, Российского исламского института, Аппарата Президента РТ, Академии права и управления ФСИН России, аппарата уполномоченного по правам человека в РТ, Центра по противодействию экстремизму МВД по РТ, АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации». Участвовал во встрече и главный раввин Татарстана Ицхак Горелик.

Вопрос о том, нужны или нет сегодня на территории исправительных учреждений культовые сооружения, уже не стоит. Они есть, благополучно действуют, а число прихожан неуклонно растет, как растет и количество проводимых в местах лишения свободы религиозных обрядов и церемоний. Мало того, уже более трех лет в колониях проводится всероссийский смотр религиозной деятельности осужденных – сидельцы пишут картины, иконы. В татарстанских колониях проходит конкурс чтецов Корана. Причем священнослужители не только духовно окормляют осужденных, они принимают активное участие в работе комиссии исправительных учреждений в решении вопросов по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, способствуют сохранению у прихожан социально полезных связей на воле.

 

 Сергей ГУРОВ,
начальник отдела организации взаимодействия с религиозными организациями ФСИН России:

gyrov-26

Наша главная задача – возвращение людей, преступивших закон, к истокам нравственности и духовному выздоровлению, что в конечном итоге будет способствовать преодолению социальных недугов во всем обществе.

Как отметил выступивший на конференции заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению РПЦ Дмитрий Комнов, очевидно, что среди верующих сокращается количество суицидов, нарушений порядка.

То, что проводимая священнослужителями работа находит отклик в душах осужденных, отметил и начальник отдела организации взаимодействия с религиозными организациями ФСИН России Сергей Гуров: «Наша главная задача – возвращение людей, преступивших закон, к истокам нравственности и духовному выздоровлению, что в конечном итоге будет способствовать преодолению социальных недугов во всем обществе». Акцент он сделал на том, что совместная работа священнослужителей и сотрудников ФСИН способствует снижению межнациональной и межконфессиональной напряженности среди осужденных.

Отдельным пунктом повестки дня православно-исламской конференции стоял вопрос о противодействии в местах лишения свободы религиозному экстремизму. Как отметил Рафаэль Давлеев, тема эта важная и актуальная, особенно в свете последних мировых событий. Есть даже такой термин – тюрислам: тюремный ислам, когда бесконтрольность в местах лишения свободы приводит к развитию радикализма.

– Не секрет, что французский, бельгийский, да и практически весь религиозный радикализм Европы зародился в тюрьмах от бесконтрольности, – говорит Рафаэль Давлеев. – Запускали туда представителей радикальных сект, таких как запрещенные у нас ИГИЛ, ДАИШ, «Хизб ут-Тахрир» и прочие. Поэтому надо быть настороже. Мы как раз и обсуждаем направления этой работы.

Самому Давлееву не раз доводилось встречаться с такими «засланцами», осужденными за экстремизм: «Эти люди прошли специальную подготовку. Сами понимаете, в местах лишения свободы собираются те еще «сливки общества», некоторые и без этого радикально настроены, так что зерна тюрислама могут упасть на вполне подготовленную почву. Естественно, мы их изолируем от контингента, с ними ведется очень серьезная работа, чтобы они могли за короткий срок «переформатироваться» – изменить мышление».

Получается или нет изменить мышление «обработанных» извне, другой вопрос. Главное, что они лишены своей паствы.

– Если мы не будем заниматься осужденными, этот вакуум заполнят другие, – говорит имам-хатыб мечети «Ярдэм», заместитель муфтия РТ Ильдар хазрат Баязитов. – Сегодня эта проблема очень актуальна. И поэтому мы ставим целью работу с верующими не только в местах лишения свободы, но и после освобождения, занимаемся их ресоциализацией.

 


Священнослужители не только духовно окормляют осужденных, они принимают активное участие в работе комиссии исправительных учреждений в решении вопросов по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, способствуют сохранению у прихожан социально полезных связей на воле


 

Сейчас решается вопрос о том, чтобы при каждом исправительном учреждении в Татарстане были по два священнослужителя – батюшка и имам, всего 18 человек. Они должны будут не просто работать «за решеткой», а хотеть там работать, подчеркивает Рафаэль Давлеев. Это специально подготовленные люди, прошедшие особый отбор и обучение. Мало того, как сказал Ильдар хазрат Баязитов, в Татарстане было принято революционное решение – работа этих людей будет оплачиваться. Соглашение об этом было достигнуто во время встречи начальника УФСИН России по РТ генерал-лейтенанта внутренней службы Дауфита Хамадишина с Президентом РТ Рустамом Миннихановым.

– Нас очень обрадовало, что глава республики одобрил идею. Дал задание, чтобы проработать этот вопрос, – сообщил Рафаэль Давлеев. – С царских времен тюремные священнослужители за зарплату не работали. Это очень важный посыл. Так что у нас все восемнадцать человек будут получать вознаграждение за свой труд.

Кстати, о труде. Этому вопросу участники конференции уделили достаточно много внимания. Говорили в первую очередь о том, чтобы государство озаботилось проблемой обеспечения осужденных рабочими местами. Это, по общему мнению, глобальный вопрос в масштабах всей страны.

Буквально на днях митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, посещая казанскую колонию, осмотрел больницу для осужденных, столовую, клуб с библиотекой, отряды. Будучи в благоприятном настроении от увиденного, он спросил у одного из осужденных, какую работу тот выполняет. Ответ мужчины: «Я еще думаю: работать или нет» крайне удивил владыку.

 


Сейчас решается вопрос о том, чтобы при каждом исправительном учреждении в Татарстане были по два священнослужителя – батюшка и имам, всего 18 человек


 

– Митрополит Феофан задал тот же вопрос прихожанам в церкви, – рассказывает Рафаэль Давлеев. – Ответ его порадовал – все работают. А это, хочу заметить, плод работы местных священнослужителей.

Помощник руководителя УФСИН по РТ полностью солидарен с замечанием митрополита о том, что государство обязано побуждать осужденного к работе – человек совершил преступление, суд назначил ему наказание, он получает квалифицированное медицинское обслуживание, три раза в день питается (попробовав блюда из общего котла, владыка заметил, что ему хозяйка так хорошо не готовит…), у него есть возможность получать образование, освоить востребованную специальность, посещать клуб, библиотеку, а возможности (или желания) работать нет.

Как говорится, без комментариев…

Чтобы обезвредить эту мину замедленного действия, когда после 10–15 лет отсидки на свободу выходит абсолютно асоциальный субъект, усилий одних тюремных священников и сотрудников ФСИН недостаточно. Но их голос звучит все громче. Есть надежда, что его услышат и в Государственной Думе, где уже несколько пятилеток «отлеживается» законопроект о ресоциализации бывших заключенных. Участники православно-исламской конференции уверены: идущий вперед и верующий эту дорогу осилит. Бог им в помощь!

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще