В Татарстане прошел традиционный августовский педсовет
Педагогическое сообщество – движущая сила любого государства. И принятая в Татарстане Стратегия-2030 тоже базируется на мощном педагогическом потенциале республики, а это требует от педагогов огромной отдачи и подразумевает усиление взаимодействия образования с наукой и реальным сектором экономики. Об этом говорил Президент Рустам Минниханов на традиционном республиканском августовском совещании работников образования, прошедшем в минувшую пятницу в Лаишеве.
ОЧЕНЬ СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Главный доклад на августовском педсовете делал вице-премьер – министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов. Он отметил, что 2015–2016 учебный год стал успешным для республиканской системы образования – выросли средние баллы ЕГЭ по обязательным предметам (к тому же они выше среднероссийских), больше стало высокобалльных результатов, при этом значительно меньше нынче было выпускников, не получивших аттестат. Татарстанские школьники продолжают успешно выступать на различных, в том числе международных, олимпиадах, и по олимпиадным показателям мы в стране по-прежнему уступаем только Москве и Санкт-Петербургу.
– Успехи приятны, – заметил при этом министр, – но они закономерны, учитывая тот человеческий капитал, которым обладает система образования республики, и то внимание со стороны руководства, которое ей неизменно оказывается.
Тут Энгель Фаттахов напомнил, как много делается для педагогов в рамках стратегии развития образования «Килэчэк» и как серьезно республиканские власти развивают образовательную инфраструктуру – с 2012 года по программе капитального ремонта реконструировано 717 школ и 63 детских сада, районы получили 123 новых школьных автобуса, сейчас начинается обновление парка ноутбуков учителей…
Неудивительно, что в старших классах у нас практически все школьники сидят с репетиторами – чтобы хорошо сдать ЕГЭ, образовавшиеся в среднем звене пробелы приходится ликвидировать повышенными усилиями
Но, конечно, сказать, что все у нас уже совсем хорошо в образовании, было бы неправдой. Например, по-прежнему «провисает» среднее звено в школах. В первый класс татарстанские малыши приходят, как правило, очень хорошо подготовленными – по словам министра, мониторинг показал: лишь четыре процента из обследуемых первоклассников не умеют писать, более 90 процентов татарстанских детей к школе владеют счетом. А вот мониторинг одних и тех же школьников в четвертых и пятых классах зафиксировал нехорошую динамику: за год у детей ощутимо снижаются показатели по основным предметам – русскому языку, математике и окружающему миру. Неудивительно, что в старших классах у нас практически все школьники сидят с репетиторами – чтобы хорошо сдать ЕГЭ, образовавшиеся в среднем звене пробелы приходится ликвидировать повышенными усилиями. В общем, звено это надо подтягивать. И районные методические службы совместно с Институтом развития образования, пообещал министр, вот-вот предложат эффективные методы обучения, позволяющие повысить результаты выпускников 9-х классов.
Параллельно министр напомнил о другой проблеме, которая, не исключено, связана как раз с вышеобозначенной, – участились жалобы на то, что учеников с невысокими результатами отказываются брать в 10-й класс. Директора школ, понятное дело, боятся, что дети, отставшие в основной школе, потом плохо сдадут ЕГЭ и подпортят им статистику. Но намеренное нежелание переводить отстающих в старшее звено, напомнил Энгель Фаттахов, недопустимо.
Если говорить о проблемах выпускных классов, то тут, рассказал министр, есть проблемы с профильным образованием. Два года школьники учатся в профильных классах, предполагающих углубленное изучение ряда предметов, и что в итоге?
Президент поставил задачи и перед вузами – КФУ, КНИТУ-КХТИ, Альметьевским нефтяным институтом: повысить роль высшего образования в Камской и Альметьевской зонах
– Скажем, в Болгарской средней школе №2 Спасского района в классе физико-математического профиля ни один выпускник не выбрал сдачу ЕГЭ по физике и лишь треть ребят сдавала профильную математику, – рассказал Энгель Фаттахов. – В классах химико-биологического профиля в Аксубаевской средней школе №3 химию выбрал один выпускник, а биологию не выбрал никто. Так для чего же в течение двух лет они изучали эти дисциплины на повышенном уровне? Почему такая откровенная профанация профильного обучения?
Рассказал министр и о результатах очередного образовательного рейтинга муниципальных районов. Здесь уже несколько лет в лидерах Бугульма. Не сдают позиций Набережные Челны, Казань, Кукморский, Чистопольский, Сабинский, Лениногорский, Нижнекамский районы. А вот Спасский, Алькеевский, Сармановский, Черемшанский районы в рейтинге устойчиво держатся в «красной зоне»… За отстающих, правда, вступился Рустам Минниханов, заметив, что качество работы учителей невозможно повысить только за счет соревновательности, необходимо избегать формального подхода при анализе деятельности образовательных учреждений.
– Важно учитывать их расположение, контингент как учащихся, так и педагогов. Также следует обеспечить методическое сопровождение школ, занимающих в рейтинге слабое место, работать там над повышением квалификации учителей, – полагает глава республики.
БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА
Отдельного внимания, по мнению Президента, сегодня требуют вопросы профессионального образования. Рустам Минниханов напомнил о крупных промышленных проектах, которые планируется реализовывать в республике до 2020 года, – строительство крупного этиленового комплекса на «Нижнекамскнефтехиме», ввод в эксплуатацию новой установки по переработке нефти на ТАНЕКО, второго газохимического комплекса на «Аммонии». Большая работа ведется по серийному выпуску вертолетов Ми-38 и «Ансат» на Казанском вертолетном заводе, огромный проект – производство самолетов дальней авиации Ту-160 на заводе имени Горбунова. Идет серийное производство комплекса воздушного мониторинга на базе беспилотного летательного аппарата большей продолжительности полета в ОКБ им. Симонова.
Рустам МИНИХАНОВ, Президент Татарстана: | |
Необходимо методично и системно работать над внедрением мировых стандартов в образовательные программы. Надо вовлекать в этот процесс и наших товаропроизводителей. Если не будет интереса с их стороны, хорошего результата добиться будет сложно. |
Сложно переоценить роль образования в подготовке кадров для этих и других промышленных проектов. Тут необходимо, отметил Президент, не просто успевать за нуждами производства, но работать на опережение, ведь технологии развиваются стремительно. Конечно, сегодня в сфере профессионального образования Татарстана идут большие подвижки, на базе вчерашних лицеев и колледжей создаются ресурсные центры, где подготовка специалистов поставлена совершенно на ином уровне. Но участие в движении WorldSkills показывает: хотя мы тут и в числе лидеров по стране, но даже наши лучшие ребята недотягивают пока до мирового уровня.
– 2019 год близко, и нам будет стыдно, если на домашнем чемпионате WorldSkills представители России окажутся не на высоте, – справедливо заметил Рустам Минниханов. – Необходимо методично и системно работать над внедрением мировых стандартов в образовательные программы. Надо вовлекать в этот процесс и наших товаропроизводителей. Если не будет интереса с их стороны, хорошего результата добиться будет сложно.
Президент поставил задачи и перед вузами – КФУ, КНИТУ-КХТИ, Альметьевским нефтяным институтом: повысить роль высшего образования в Камской и Альметьевской зонах:
– Необходимо создать там современные образовательные и инжиниринговые центры для подготовки кадров и проведения исследовательских работ. В Набережных Челнах это должен быть центр в сфере машиностроения, в Нижнекамске – по нефтехимии, в Альметьевске – по нефте- и газодобыче.
ЗНАНИЯ – СИЛА, НО НЕ ВСЯ
Но не знаниями едиными должны быть заняты мысли педагогов. Об этом на пленарном заседании педсовета напомнил Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.
– Каждый год на таком вот совещании мы нацеливаем наше образование на повышение уровня знаний детей, – отметил он, – и нам удается достичь результатов. Я это вижу по своим внукам, которые до девяти-десяти часов вечера сидят, учатся, с репетиторами еще занимаются… В силу загруженности и критериев оценки их деятельности учителя делают акцент на том, какие у учеников баллы, сколько человек поступило, сколько не поступило… Но школа как воспитатель не должна оставаться в тени – иначе мы не получим полноценного выпускника.
Впрочем, пока школе некогда, воспитательную часть, как выяснилось, готовы взять на себя общественные организации. Перед началом пленарного заседания Рустаму Минниханову презентовали Российское движение школьников – накануне 50 активистов в Казани (первыми в стране) стали членами этой общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации. Председатель ее координационного совета, Герой России летчик-космонавт Сергей Рязанский также выступил на пленарном заседании в Лаишеве, рассказав, что новое движение будет не просто воспитывать патриотов, здесь постараются максимально объединить школьников всей России, чтобы они могли почувствовать себя частью большой единой команды, меняющей жизнь в стране к лучшему.
Рустам Минниханов также заметил, что в воспитательной работе важно делать акцент на развитие лидерских качеств юных татарстанцев.
Президент призвал всех педагогов, директоров, управленцев в сфере образования постоянно повышать свою квалификацию, добавив при этом, что в целом путь татарстанской педагогики – это путь доверия, профессионализма и общей ответственности за результат.