Согласно шариату люди, строящие дороги, считаются святыми. Говорят, во многих странах Востока даже самые злобные боевики в заложники таких не берут – мол, эти люди мостят дорогу в рай себе и другим. Похоже, четверо Назмутдиновых, чей общий стаж работы в АО «Татавтодор» приближается к полувековому юбилею, путь к вечному счастью заработали уже для всей своей многочисленной фамилии.
Клан не клан, династия не династия, трое родных братьев и сын старшего из них – вот такой водительский квартет.
Профессия дорожника у нас хоть и не причислена к рангу святых, но почетна и уважаема. И относится к одной из самых высокооплачиваемых. Собственно, по праву, ведь дорожную сеть не зря сравнивают с кровеносной системой, обеспечивающей кислородом не только голову, но и весь организм.
– Самые надежные, самые добросовестные, наши старожилы, – характеризует их заместитель технического директора по строительству АО «Татавтодор» Ранис Файзуллин. – Лучшие водители во всем акционерном обществе.
Мы встретились в актовом зальчике Пригородного филиала ОАО «Татавтодор». Собрать всех четверых в одном месте трудно – которыйнибудь обязательно «на посту», ведь работа дорожника круглосуточная. Тем более, что при двухсменке свои большегрузы братья доверяют лишь друг другу.
Комбинезоны на Назмутдиновых чистенькие, свежие, обувь тоже начищена – небось, для встречи с журналистами приоделись?
– Ну не совсем так, – в голосе старшего, Ильгиза, слышится обида. – Обычная спецодежда, каждый день в ней ходим. А насчет чистоты – где пачкаться-то? У меня в кабине чище, чем у некоторых хозяек в квартире.
Профессия дорожника у нас хоть и не причислена к рангу святых, но почетна и уважаема. И относится к одной из самых высокооплачиваемых. Собственно, по праву, ведь дорожную сеть не зря сравнивают с кровеносной системой, обеспечивающей кислородом не только голову, но и весь организм
«Вольво» Ильгиза Назмутдинова и вправду сияет, как новогодняя игрушка. Ну снаружи-то специально помыл, конечно, а вот в кабине разве что салфеточек вязаных не хватает для почти домашнего уюта.
– У нас бумажные в бардачке, – улыбается довольный произведенным впечатлением хозяин. – Я в «Татавтодор» пятнадцать лет назад пришел. До этого на самых разных машинах ездил, от «ЗИЛка» старенького до «КрАЗа», но с грузовым «Вольво» ни одна не сравнится, пусть это и звучит непатриотично.
Не поспоришь – пока отечественный автопром лучшим автопроизводителям по комфорту в салонах уступает…
Трое Назмутдиновых – водители именно «Вольво» – шоферская элита предприятия, а вот Рамиль крутит баранку легковушки в управлении «Татавтодора». Впрочем, как и у братьев, в его водительском удостоверении разрешительным штампом отмечены все категории, кроме мотоцикла.
География работы Назмутдиновых одинаковая – в основном по республике. И если Ильгиз и Шавкат – водители большегрузов, то у Радика работа с обывательской точки зрения поэкзотичнее: он управляет автогудронатором – машиной, которая покрывает готовое основание специальной эмульсией, служащей для сцепления слоев дорожной «одежки». Впрочем, и в «простой» водительской работе полно нюансов. К примеру, при соблюдении всех правил дорожного движения вести грузовик-термос с горячей асфальтовой смесью нельзя уж совсем медленно, оптимальное плечо доставки – не более 110 километров.
– Летом мы на «Вольво» работаем, а зимой пересаживаемся на родной «КамАЗ», – продолжает родоначальник династии. – На комбинированную дорожную машину, которая чистит дороги от снежных заносов. Почему в единственном числе? Да потому что зимой дорожники работают круглосуточно, в три смены. А нас как раз трое – бригада получается.
За что братья Назмутдиновы выбрали и, главное, продолжают любить свою работу?
– Условия труда прекрасные, утром-вечером – вахта, горячий обед в любую погоду – на трассу, в спецавтобусе-столовой. С машиной чуть неполадки – в ремонтный бокс, – обстоятельно перечисляет Ильгиз. – А с нынешними машинами и вовсе не работа, а одно удовольствие: в холод в кабине тепло, в жару – прохладно, климат-контроль работает. Когда на «ЗИЛке» работал, так спина болела, думал, с инвалидностью уйду на пенсию. А перешел на машину с воздушной подушкой – и как рукой сняло.
– Машины меняют по нормативу, вовремя, – подхватывает Шавкат. – Полный соцпакет, отпуск больше обычного за ненормированный рабочий день. И удовлетворение от работы есть. Вот, например, дорогу от Усад до Рождественного мы в 2003 году делали, а она и сейчас в прекрасном состоянии, разве что ямочный ремонт кое-где потребовался. Не стыдно проехать и людям сказать – наша работа.
– На большом автомобиле ездить удобнее, – заявляет Радик. – И обзор лучше, и уважают все. В выходные пересаживаешься на свою легковушку и таким маленьким себя чувствуешь… Сыновей обязательно научу ездить на большегрузе, а уж потом пусть сами выбирают, кем станут.
Младшему из сыновей Радика о машине еще рано думать – ему и месяца нет, а вот старшему, второкласснику, уже довелось за руль подержаться. Правда, в дедовской машине и на парковке. И если Ильгиз хочет сделать внуку приятное, то берет с собой в поездку по району. Впечатлений – море.
Станет ли он водителем?
– Пока главное тому препятствие, что рано вставать придется, – смеется довольный дед.
«А вообще, почему молодежь не стремится в дорожники?» – вопрос всем четверым Назмутдиновым. Они переглядываются, а ответить берется младший.
География работы Назмутдиновых одинаковая – в основном по республике. И если Ильгиз и Шавкат – водители большегрузов, то у Радика работа с обывательской точки зрения поэкзотичнее: он управляет автогудронатором – машиной, которая покрывает готовое основание специальной эмульсией, служащей для сцепления слоев дорожной «одежки»
– Я, по-вашему, не молодежь? Среди водителей в «Татавтодоре» практически нет текучести кадров – за последний год из колонны «Вольво» только один человек уволился. Зарплата достойная, коллектив стабильный. А где еще на такой технике удастся поработать? И романтики, несмотря на все наше суперпрактичное время, хватает, и адреналина. Работаем зимой, в буран, ночью, когда в ветровом стекле сплошная белая стена, а перед твоей машиной еще и отвалы для снега: четыре метра – передний да три – боковой, и нельзя откладывать выезд, потому что по дороге и частные авто едут, и скорая, и пожарные, а ты должен проложить им дорогу. Так напашешься – мышцы плеч сводит от напряжения.
Согласитесь, нет ничего красивее работы настоящего мастера, будь он великим танцором или лучшим из сапожников. У меня лично неизменное восхищение вызывает умение водителя управлять многотонным автомобилем. Виртуозное владение этой сложной техникой вызывает чувство сродни тому, что возникает при исполнении красивой музыкальной композиции. Главное – найти то место, где ты сможешь проявить таланты, данные при рождении. Назмутдиновы нашли. И получился этакий дорожный квартет виртуозов «Татавтодора».