До ноября в Татарстане обновят региональные трассы и сотни городских улиц
О реализации в Татарстане национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и в целом региональной программы развития сети автомобильных дорог мы беседуем с министром транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленаром Сафиным.
– Ленар Ринатович, последние восемь лет в республике наблюдается беспрецедентный объём дорожных работ. И процесс этот становится всё более масштабным. С чего всё началось и что здесь сегодня можно считать «двигателем прогресса»?
– Старт современному этапу работ, несомненно, дала подготовка к Универсиаде. Однако нынешний масштаб дорожного строительства связан в первую очередь с реализацией национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Если быть точным, то ещё в 2017 году Татарстан стал участником приоритетной программы дорожного строительства, которая на паритетных началах финансировалась из средств федерального и республиканского бюджетов. Она касалась, главным образом, Казанской и Набережночелнинской агломераций. В этом году программа влилась в более широкое русло нацпроекта, который также предусматривает и реконструкцию нижнекамской дорожной сети. Кроме того, в Татарстане действует собственная, не связанная с нацпроектом, программа дорожных работ.
В Казани сейчас полностью ремонтируются 55 улиц, в том числе Алафузова, Краснококшайская, Монтажная, Ударная, Родина, на одиннадцати улицах обновляются тротуары. Практически в идеальное состояние приведены более 130 дорожных объектов, находящихся на маршрутах участников и гостей мирового чемпионата профессионального мастерства
– Какой результат мы получим от реализации нацпроекта?
– Само его название говорит о двух приоритетных направлениях. Если говорить о безопасности, то количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2017 годом должно быть снижено наполовину. Что касается качества, то к 2024 году мы должны довести до соответствия всем нормативным требованиям не менее 50 процентов дорог регионального значения и 85 процентов дорог в Казанской, Набережночелнинской и нижнекамской агломерациях. Для этого необходимо отремонтировать 550 километров автомобильных дорог регионального значения, в том числе по 100 – в Казанской и Набережночелнинской агломерациях и 50 – в Нижнекамской агломерации. Речь идёт о 75 объектах региональной сети, 89 объектах в Казани и ещё десяти – в Набережных Челнах и Нижнекамском районе.
– Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» должен быть реализован к 2024 году. Однако известно, что Казань уже в этом году вплотную приблизилась к целевому показателю по национальному проекту.
– В Казанской агломерации до нормативного состояния доведено более 82 процентов дорог, хотя ещё два года назад этот показатель не превышал 65 процентов. Из почти 5,4 миллиарда рублей, выделенных в 2019 году на дороги, самой крупной у нас агломерации направлено более половины – 2,35 миллиарда рублей, в том числе миллиард – из республиканского бюджета. В Казани сейчас полностью ремонтируются 55 улиц, в том числе Алафузова, Краснококшайская, Монтажная, Ударная, Родина, на одиннадцати улицах обновляются тротуары. Практически в идеальное состояние приведены более 130 дорожных объектов, находящихся на маршрутах участников и гостей мирового чемпионата профессионального мастерства.
Ленар САФИН, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ: | |
В этом году по программе дорожных работ на 2019 год в Татарстане планируется (и это без учёта реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги») построить и реконструировать почти триста километров автодорог, три путепровода и семь мостов. |
– А как обстоят дела в Набережных Челнах и Нижнекамске?
– Если говорить об автограде, то сейчас ремонт здесь идёт, в частности, на таких знаковых объектах, как Набережночелнинский проспект и проспект Мира. В Нижнекамске то же самое можно сказать о проспекте Химиков и улице Чистопольской, которые приобретают свежий, современный вид и, несомненно, будут радовать водителей и пешеходов. В целом по Татарстану дорожники уже выполнили годовой план на 65 процентов. Полностью завершить работы мы планируем до ноября.
– Насколько хорошо в республике отработана система контроля качества выполняемых работ?
– Она совершенствовалась как минимум со времени подготовки к Универсиаде и поэтому сегодня вызывает доверие как в самой республике, так и на федеральном уровне. Надо отметить, что мы работаем с проверенными, надёжными подрядчиками, и уже на этом уровне можно говорить о достаточно жёстком контроле. Никто из них не хочет оказаться в чёрном списке, поэтому работают они, строго придерживаясь требований контрактов, проектной документации и технических регламентов, с обязательным входным, операционным и приемочным контролем. Второй уровень контроля осуществляют специалисты Госстройнадзора, кураторы со стороны заказчика, ведётся статистика лабораторных испытаний асфальтобетонных покрытий, что позволяет быстро выявить проблемные участки. Кроме того, мы привлекаем к работе экспертов из Института транспортных сооружений Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Это третий, независимый уровень.
– Значит, и за качество Большого казанского кольца можно не опасаться? Расскажите, как идут работы по этому нашумевшему «проекту в проекте».
– Хочу напомнить, что строительство БКК началось задолго до появления нацпроектов, в 2010 году, а задумано, к слову, было ещё в глубоко советское время. Значительная часть работ была проведена на уже имеющихся участках в ходе подготовки к Универсиаде 2013 года: расширили проезжую часть, запустили скоростной трамвай и, самое главное, построили развязки в местах пересечения основных транспортных потоков. Длина этой первой «дуги» почти 27 километров. На строительство новой части кольца протяженностью 800 метров – от улицы Мидхата Булатова до Борисковской – нынешним летом мы в рамках нацпроекта дополнительно получили ещё 350 миллионов рублей по соглашению с Росавтодором. Ещё столько же выделено из бюджета Татарстана. Общая стоимость работ на данном этапе, включая такой сложнейший объект, как путепровод на пересечении с Фермским шоссе, – 2,241 млрд рублей. Оставшаяся сумма финансирования и ввод объекта в эксплуатацию запланированы на 2020 год. На выходе мы получим магистральную улицу общегородского значения первого класса с непрерывным движением. Это шесть полос для автомобилей, разделённых современной трамвайной линией, и тротуары шириной от двух до 4,5 метра. В дальнейшем этот участок Большого казанского кольца продолжат и свяжут проспект Победы с промышленной зоной между озером Кабан и берегом Волги, что позволит казанцам быстрее добираться до центра города.
– А как в целом реализуется региональная программа развития сети автомобильных дорог?
– В этом году по программе дорожных работ на 2019 год в Татарстане планируется (и это без учёта реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги») построить и реконструировать почти триста километров автодорог, три путепровода и семь мостов. Дороги, в частности, строятся к одиннадцати населённым пунктам и 49 фермерским хозяйствам – это более 31 километра. Ещё свыше 26 километров – это 33 подъездные дороги к садовым обществам. Кроме того, уже к началу лета мы отремонтировали 18 подъездных путей протяжённостью 22 километра к детским оздоровительным лагерям.
– В какой мере обновится городская инфраструктура?
– До конца нынешнего сезона планируем привести в нормативное состояние 457 улиц, а также обновить 613 дворовых территорий. И то и другое идёт в тесной связке и ощутимо меняет в лучшую сторону жизнь горожан.