Нынче модно составлять всевозможные рейтинги. Это хорошо. Одно непонятно – почему так сильно разнятся данные исследований, проводимых вроде бы на одну тему? Вот, например, рейтинг состояния и безопасности дорог. Согласно исследованиям межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» за 2016 год, татарстанские автомагистрали – в числе самых опасных из 52 регионов. А составители другого рейтинга – участники инспекции ОНФ «Оценим качество дорог!» – поставили Казань на девятое место из ста семнадцати изученных объектов, отодвинув обе столицы России, а Татарстану в целом попеняли в основном на отсутствие дорожной разметки на дорогах и на несколько не соответствующих ГОСТам искусственных дорожных неровностей, которые в народе окрестили «лежачими полицейскими». И какому из двух (а в той же Всемирной паутине их можно найти десятки) исследований прикажете верить? В общем, учитывая народную мудрость, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, журналистский десант во главе со специалистами Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ отправился в рейд по дорогам республики.
Наш путь лежит в направлении федеральной трассы М-5 и районов, по которым она проходит.
ХОРОШАЯ ДОРОГА – ЭТО ПЛОХО?
Поток автомобилей на автотрассе Казань – Оренбург довольно плотный. В выходные, когда значительная часть горожан отправляется за город, он как минимум удвоится. Дорога сразу после поворота на аэропорт переходит с четырех полос на две, однако качество покрытия здесь весьма достойное, да и разметка наличествует. Водитель нашей «газельки» снижал скорость, лишь подчиняясь знакам, но никак не по причине дорожных огрехов.
Марат САТТАРОВ: Санкт-Петербург у нас сегодня флагман по внедрению новых технологий строительства и ремонта дорог. Мы активно сотрудничаем с питерскими НИИ и дорожными организациями, стараемся перенимать новшества
Мысли, понятно, крамольные, но любой инспектор ГИБДД вам скажет: на проселочных дорогах третьей категории можно «убить» машину, но для водителя и пассажиров они более безопасные. Чем лучше дорога, тем больше соблазна разогнаться и показать: «вот я как могу, вот какая у меня машина», а значит, здесь выше и аварийность. Исключение – разве что дороги первой категории с отбойником посередине или хотя бы газоном пошире. Но сделать все дороги под первую категорию, увы, пока можно только в мечтах. Что ж тогда, вообще дороги не строить?
ХРАНИТЕЛИ ДОРОГ
На излете мостового перехода через Каму нас ждет «гид» – заместитель генерального директора ОАО «Алексеевскдорстрой» по общим вопросам Марат Саттаров. Хозяевам дорог пяти районов Закамья и по совместительству хранителям покрытия мостового перехода через Каму, представителям ОАО «Алексеевскдорстрой» предстоит показать журналистам ход ямочного ремонта и начавшейся замены покрытия на некоторых участках в Алексеевском и Нурлатском районах.
Факт, что дороги пяти районов – Алексеевского, Спасского, Алькеевского, Новошешминского и Чистопольского – традиционно входят в число лучших по республике, оспаривать никто не решится. В любую, самую снежную зиму основные трассы районов проходимы на все сто процентов.
Айрат УСМАНОВ, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ: | |
Татарстан по этой части всегда был в числе лучших. Относительно соседних регионов мы и по финансированию очень неплохо живем. Другое дело, что и лучше нас есть – за рубежом… |
– Двадцатого марта мы начали ямочный ремонт, – говорит Марат Саттаров. – В этот день был запущен после зимовки асфальтобетонный завод под райцентром Алексеевское. Конечно, по всем правилам установка по выпуску смеси должна работать при плюсовых температурах, но откладывать запуск не приходится – дороги требуют немедленной поддержки.
За разговором подъезжаем к первому участку ремонта. Специальной фрезой здесь уже снято дорожное покрытие, укладывается горячий асфальт, и его разравнивают тяжелые катки. В этом году согласно заказу Минтранса республики таким образом предстоит ликвидировать колейность и восстановить изношенные слои покрытия на двадцати километрах дорог «подшефных» районов.
Сразу обращаю внимание, что на технике сплошь иностранные названия, в основном германские.
– У нас пять мобильных комплексов, включающих в себя асфальтоукладчик, катки, фрезы, водовозки – спецтехника в основном импортная, а вот большегрузов много отечественных, – поясняет заместитель директора «Алексеевскдорстроя». – И два асфальтобетонных завода – в Алексеевском и Новошешминском районах. Асфальтобетон к месту ремонта доставляют специальные машины-термосы, так что температура смеси на заводе и пункте доставки разнится не более чем на пять градусов. С двух заводов при благоприятных условиях мы в сутки укладываем до пяти тысяч тонн асфальта.
На содержании «Алексеевскдорстроя» сегодня около полутора тысяч километров дорог, сто шестнадцать из них – федерального значения, это дорога М5 Казань – Оренбург. Плюс заказы на ремонт и реконструкцию, выигранные на аукционе, – это двенадцать крупных улиц Казани и десять километров М7, реконструируемых под первую категорию. Кстати, казанским дорожным артериям нынче уделяется особое внимание, они должны быть приведены в нормативное состояние к середине июня: к международным соревнованиям по футболу – Кубку конфедераций.
НА УРОВНЕ ЕВРОПЫ
Почему европейские дороги по качеству были и остаются куда выше, чем российские? По мнению Марата Саттарова, все дело в финансировании и планировании. К примеру, в соседней и схожей по климатическим условиям с Россией Финляндии дороги представляют собой «слоеный пирог» высотой в полтора метра, и каждый слой – по сорок-пятьдесят сантиметров, а потому полотно держится долго и выглядит замечательно. У нас эти слои как минимум вполовину меньше, иначе на дороги денег попросту не хватит. Разве можно сравнить по протяженности наши и финские дороги? Вот и экономим.
По утверждению алексеевских дорожников, на их предприятии сегодня применяются практически все передовые технологии, которые есть в мире.
На содержании «Алексеевскдорстроя» сегодня около полутора тысяч километров дорог, сто шестнадцать из них – федерального значения, это дорога М5 Казань – Оренбург
– Татарстан по этой части всегда был в числе лучших, – уверенно говорит заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Усманов. – Относительно соседних регионов мы и по финансированию очень неплохо живем. Другое дело, что и лучше нас есть – за рубежом…
– Санкт-Петербург у нас сегодня флагман по внедрению новых технологий строительства и ремонта дорог, – продолжает Марат Саттаров. – Мы активно сотрудничаем с питерскими НИИ и дорожными организациями, стараемся перенимать новшества.
Так, первым в республике «Алексеевскдорстрой» запустил производство битумных вяжущих веществ – уже пять тысяч тонн выпустили. Дороги, реконструированные с их применением, служат в полтора раза дольше обычных. В прошлом году таким покрытием снабжено пятьдесят километров дорог в пяти закамских районах. Мало? На содержание дорог каждого из пяти районов выделяется 50-70 миллионов рублей. На новшества даже при экономии остается не много. Но они уже есть, и это здорово.
А технология холодного ресайклинга в дорожном строительстве? Впервые она была опробована в республике в 2006 году, с тех пор в Татарстане построено по этой технологии чуть более трехсот километров опорных дорог. По задумкам авторов технологии, такие дороги должны исправно служить не менее двадцати лет. Подобное покрытие делают три дорожные организации Татарстана – «Татавтодор», «Алексеевскдорстрой» и немного «Тат-нефтедор». В позапрошлом году по этой технологии начали строить федеральные дороги – в Алексеевском районе это, к примеру, пятнадцать километров от райцентра в направлении Чистополя до границы с районом. Технология дорогая, однако дешевле капитального ремонта – этакая золотая середина между капремонтом и новым строительством.
Тут десять километров дорог, построенных по новым технологиям, здесь два десятка надежной автотрассы – дорожная сеть республики прирастает километрами совсем не так быстро, как хотелось бы. Но ведь и Москва не сразу строилась. Главное, чтобы эти вновь построенные дороги служили не меньше, чем заявлено в гарантийных обязательствах.
Что же касается рейда… Дело нужное и хорошее, только инспектировать нужно не только вполне благополучные по части дорог районы. К примеру, почему бы журналистов не пригласить в Черемшанский район? Скорее всего, ощущение, что мы живем в Европе, навеянное алексеевскими дорогами, улетучится без следа…