Планируется, что в начале будущего года главное здание Государственного музея изобразительных искусств РТ – бывшая усадьба генерала Сандецкого – закроется на реконструкцию, которая продлится минимум год.
Одной из примет грядущих перемен стал переезд на новую площадку летнего джазового фестиваля, много лет проходившего в парке ГМИИ РТ. Пока трудно сказать, какие изменения произойдут в самой парковой зоне, но, возможно, здесь появится фонтан, похожий на тот, который некогда был главным украшением усадебного парка.
На время реконструкции часть богатейших фондов музея переедет на территорию Кремля, поближе к галерее «Хазинэ», а другая часть – в Галерею современного искусства, где в настоящее время полным ходом идет ремонт. Говорят, что ГСИ будет не узнать, здесь произойдет полная «перезагрузка». Модернизация коснется не только экспозиционных залов, светового оборудования и системы климат-контроля – поменяется сама концепция этой выставочной площадки. Образцом для подражания, скорее всего, станет московский «Гараж» – самый продвинутый на сегодняшний день в России музей современного искусства, с которым планируют активно сотрудничать казанские музейщики.
Даже не все казанцы знают, насколько трудная, драматичная судьба у этого памятника архитектуры начала XX века, и давняя мечта музейщиков – чтобы здесь по возможности были воссозданы исторические интерьеры
Но вернемся в дом Сандецкого. Его фасады ремонтировались сравнительно недавно – в преддверии Универсиады, поэтому реконструкция в первую очередь затронет внутренние помещения, претерпевшие не одну варварскую перепланировку. Даже не все казанцы знают, насколько трудная, драматичная судьба у этого памятника архитектуры начала XX века, и давняя мечта музейщиков – чтобы здесь по возможности были воссозданы исторические интерьеры. И вот наконец-то появилась надежда на это. По словам генерального директора ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой, уже в этом году на реконструкцию музея ИЗО и его подразделений из бюджета республики выделено 380 млн рублей.
Кто является автором проекта генеральской усадьбы, остается предметом споров. | |
Долгое время авторство приписывалось Карлу Мюфке, но официально усадьба Сандецкого в послужном списке знаменитого казанского архитектора никогда не числилась. Уже в советское время всплыло имя выпускника Петербургской академии художеств Федора Амлонга, служившего архитектором в Казанской земской управе. |
Напомним, что особняк построен в 1906 году для только что назначенного командующим Казанским военным округом генерала Александра Генриховича Сандецкого и его семьи. Причем до сих пор вопрос, кто является автором проекта генеральской усадьбы, остается предметом споров. Долгое время авторство приписывалось Карлу Мюфке, но официально усадьба Сандецкого в послужном списке знаменитого казанского архитектора никогда не числилась. Уже в советское время всплыло имя выпускника Петербургской академии художеств Федора Амлонга, служившего архитектором в Казанской земской управе. В числе его творений – Дом Шамиля и особняк М.И.Подуруевой на нынешней улице Лобачевского (сейчас здесь Дом композиторов). Даже невооруженным глазом видно, что последний имеет много общего с домом командующего. Но об авторстве Амлонга специалисты тоже говорят с осторожностью, предполагая, что в обоих случаях он воспользовался уже готовым проектом. Провинциальным архитекторам это не возбранялось, больше того – специально для них издавались альбомы под названием «Собрание фасадов… для частных строений в городах Российской империи». И, возможно, заслуга Амлонга только в том, что приглянувшийся фасад он удачно привязал к местному ландшафту.
В общей сложности генерал Сандецкий прожил в этом доме около семи лет (1907-1912 гг. и 1915–1917 гг.). Перерыв был связан с его новым назначением в Петербург, но спустя три с половиной года генерал вернулся в Казань на прежнюю должность. Казанский округ был самым крупным, в него входило 98 гарнизонов, и император не мог доверить его абы кому. По воспоминаниям, генерал Сандецкий не был самодуром, любил солдат, но мог показать и крутой нрав. Известен случай, когда командующий отправил на гауптвахту собственного сына. Дело было в Первую мировую… Приехавший в отпуск по ранению Сандецкий-младший, вместо того чтобы, как положено офицеру, отрапортовать отцу-генералу, от избытка чувств кинулся к нему, чтобы облобызать… За это и был наказан.
В революционной России с царскими генералами разговор был короткий. Разделил их участь и Александр Сандецкий. 12 ноября 1917 года «Казанский телеграф» сообщил: «В час ночи ротой солдат во главе с комиссаром Колчиным арестован командующий полками Казанского округа генерал Сандецкий». Его судили и приговорили к расстрелу. Правда, позже кто-то якобы видел экскомандующего то ли в Константинополе, то ли в Париже… Но, скорее всего, это только слухи, как и то, что заступиться за генерала якобы пытался сам Троцкий.
В первые годы советской власти бывший генеральский особняк официально именовался Домом Советов №1, а в 1924 году здание отдали под туберкулезный диспансер. По тем временам это была окраина города, а чистый воздух для больных туберкулезом – лучшее лекарство. Видимо, поэтому в усадьбе и решили открыть больницу, которая просуществовала здесь сорок лет – до 1964 года. Особняк постепенно приспособили для больничных нужд, и после многочисленных перепланировок дворцовые интерьеры тихо сошли на нет. Террасу сделали солярием, кухню вынесли из подвала, а во дворе построили покойницкую. Кроме того, здесь размещались санитарный музей, центральная школьная амбулатория, малярийный пункт, ночной санаторий на 25 коек.
Фасады дома Сандецкого ремонтировались сравнительно недавно – в преддверии Универсиады, поэтому реконструкция в первую очередь затронет внутренние помещения, претерпевшие не одну варварскую перепланировку
После больничной эпопеи здание отстаивалось три года, и в 1967-м здесь открылся Музей изобразительных искусств, созданный на базе картинной галереи Государственного музея ТАССР. Перед этим здание было тщательно отреставрировано, но полностью избавиться от «наследства» полувековой давности должны помочь современные историко-архивные изыскания и предстоящая реконструкция.