Задолженность потребителей коммунально-бытовых услуг за потреблённые ресурсы год от года растёт. Причём долги копят как граждане, так и управляющие компании и товарищества собственников жилья. Что нужно предпринять для исправления ситуации? Специалисты обсуждали это в ходе круглого стола, организованного АО «Татэнерго» в рамках проходящего в выставочном центре «Казань-Экспо» Татарстанского международного форума по энергоресурсоэффективности.
Для ресурсообеспечивающих компаний тема задолженностей за предоставленные услуги является чрезвычайно актуальной. Проблема с каждым годом усугубляется, а законодательство в этой сфере нуждается в доработке. Вводимые же новшества иногда ухудшают ситуацию, поделился Олег Зверев, заместитель гендиректора «Татэнерго» по реализации тепловой и электрической энергии.
Долги потребителей достигли в стране порядка 230 миллиардов рублей только по теплу, сообщил Андрей Романчук, председатель правления ассоциации «Объединение потребителей и поставщиков энергоресурсов «Надёжный партнёр». По его словам, сейчас в Думе и Совете Федерации ведётся работа по улучшению законодательства в этой сфере. Ассоциация рекомендует ресурсоснабжающим организациям и предприятиям ЖКХ активно работать с бюро кредитных историй и системой «Спарк – Мониторинг платежей», которая помогает правильной оценке благонадёжности потребителей.
Причин неплатежей за ресурсы много, и они разные, поделился начальник Государственной жилищной инспекции республики Сергей Крайнов. Одной из причин роста долгов, по его словам, является различие в отраслевом и жилищном законодательствах, что ведёт к неполной поставке населению энергоресурсов
По словам Олега Зверева, крайне важно, чтобы федеральные органы власти понимали те проблемы, которыми живут на местах, и помогали в их решении. «Татэнерго» в свою очередь активно участвует в обсуждении вопросов законотворчества на площадках Госдумы и Совета Федерации. Проблемой для предприятия служат факты, когда жилищные организации крайне плохо готовят к зиме сети и коммуникации, а потом с подачей тепла возникают трудности. Кроме того, появились смежные организации, которые берут в аренду участки сетей, не следят за ними, и те приходят в негодность.
Причин неплатежей за ресурсы много, и они разные, поделился начальник Государственной жилищной инспекции республики Сергей Крайнов. Одной из причин роста долгов, по его словам, является различие в отраслевом и жилищном законодательствах, что ведёт к неполной поставке населению энергоресурсов.
Есть проблемы и с малоимущими семьями, получающими субсидии для расчёта за услуги. Они зачастую пускают эти деньги на другие цели, а после того, как накопится двухмесячная задолженность, им перестают начислять субсидии, хотя деньги на это в бюджете заложены. Поэтому необходимо переходить к допустимому в настоящее время законодательством механизму перечисления субсидий на счета исполнителей коммунальных услуг.
Участниками мероприятия также была отмечена необходимость скорейшей цифровизации всех процессов и электронного взаимодействия.
В ходе круглого стола обсуждались также юридические аспекты взыскания долгов, работа в этой части службы судебных приставов, мировых и арбитражных судов, жилищно-коммунальных компаний.