Долг красен платежом, а коллектор – тактом

Судебным приставам поступило более 390 жалоб от жителей Татарстана, которые сообщали о незаконных действиях взыскателей

Любой человек может оказаться в ситуации, когда нечем оплатить кредит, и тогда банки вправе передать своего «подопечного» вместе с его долгом коллекторскому агентству. Стоит ли этого бояться и что нужно делать в случае, если коллекторы превышают свои полномочия?

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: yandex.net

 

 

Любой человек может оказаться в ситуации, когда нечем оплатить кредит, и тогда банки вправе передать своего «подопечного» вместе с его долгом коллекторскому агентству. Стоит ли этого бояться и что нужно делать в случае, если коллекторы превышают свои полномочия?

 

ВЕЖЛИВЫЕ ВЗЫСКАТЕЛИ

Слухи о злобных коллекторах в нашем обществе, сразу скажем, сильно преувеличены, а времена выколачивания долгов с помощью утюгов и паяльников канули в Лету. Судя по данным, озвученным на недавней пресс-конференции временно исполняющим обязанности начальника отдела ведения госреестра и контроля за деятельностью юрлиц, осуществляющих функцию по возврату просроченной задолженности, Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) России по Республике Татарстан Дмитрием Богумелем, подавляющее большинство официальных коллекторских компаний Татарстана действуют в рамках законодательства.

Таких компаний, которые занимаются взысканием просроченных задолженностей, сегодня в Татарстане официально четырнадцать. Они числятся в госреестре, и их работу регулярно проверяют судебные приставы (по всей стране свыше четырехсот таких коллекторских организаций). Как отметил Дмитрий Богумель, показательно, что эти четырнадцать татарстанских организаций, состоящих в государственном реестре, практически не нарушают требований закона о защите прав и законных интересов граждан. С начала 2022 года судебные приставы установили только два нарушения со стороны данных компаний. К тому же это были нарушения не прав граждан, а обязательных требований к таким организациям.

Нелишне тут привести отзыв одного из должников, попавшего в сложную жизненную ситуацию и затем имевшего дело с коллекторским агентством Казани. Ольга А. (фамилия по понятным причинам не называется) рассказывает: «У меня был долг в банке. Позвонили из ООО (наименование агентства), предложили оплатить долг одним платежом и сказали, что тогда они мне простят часть долга (хочу сказать – приличная сумма). Я начала сомневаться, стала звонить в банк, чтобы узнать, кому передали мой долг, реквизиты, телефон, с которого мне звонили. Когда поняла, что всё сошлось, согласилась на сделку. Мне прислали соглашение, в котором были подробно указаны основной долг и сумма, которую спишут. Я её оплатила одним платежом, и мне действительно простили часть долга, прислали справку о том, что кредит закрыт. В агентстве работают очень вежливые люди, мне подробно объяснили, что, как и куда писать. Большое им спасибо».

 

ЧИСЛО ЖАЛОБ РАСТЁТ

Помимо официальных коллекторских фирм, взысканием долгов также могут заниматься микрокредитные организации и сами банки. В первую очередь банк предпринимает попытки по возврату задолженности самостоятельно, и в этой работе задействованы различные его службы: кредитный отдел, служба безопасности, отдел по работе с проблемными кредитами. Но, к сожалению, получается так, что татарстанцы всё чаще стали попадать в положение, когда взыскатели начинают оказывать на них серьёзное давление, напоминая о долгах по несколько раз за день, а иногда дело доходит до открытых угроз. Но на стороне защиты прав и законных интересов физических лиц в этом случае стоит специальный отдел УФССП России по РТ, который следит за правомерной работой коллекторов.

По информации Дмитрия Богумеля, за пять месяцев этого года судебным приставам поступило более 390 жалоб от жителей Татарстана, которые сообщали о незаконных действиях взыскателей. По сравнению с таким же периодом прошлого года число жалоб выросло на треть. С начала текущего года судебные приставы республики составили 77 протоколов на организации, взыскивающие просроченные долги, за превышение их полномочий. Это на 65 протоколов больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этом году коллекторов за подобные нарушения оштрафовали уже на три миллиона рублей, тогда как в прошлом году эта сумма была равна полумиллиону рублей.

 


Чтобы сообщить о незаконных действиях коллекторов, банков, микрокредитных организаций и обратиться за помощью, необходимо отправить соответствующую жалобу на сайт УФССП по РТ или же позвонить по телефону горячей линии 8 (843) 514-92-35


 

«Чаще всего татарстанцы жаловались на то, что, когда у них появляется задолженность, им слишком часто начинают звонить по поводу их долгов, оказывают психологическое давление, – отмечает Дмитрий Богумель. – Также звонят их родственникам, близким людям, по месту работы должников. Иногда взыскатели будят своими звонками людей по ночам. Напомню, что осуществление коллекторами звонков на другие номера должника без его согласия незаконно».

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ – ЗНАТЬ КАЖДОМУ

Представитель спецотдела УФССП России по Татарстану добавил, что случается, когда коллекторы грозятся приехать к должнику домой, угрожают насилием его родственникам, даже детям.

«Если мы усматриваем в действиях взыскателей признаки уголовного правонарушения, сразу сообщаем о таких фактах полиции, которая активно расследует их и принимает меры», – уверяет Дмитрий Богумель.

Если же коллектор совершает административное правонарушение, ему грозит крупный штраф. Так, за превышение полномочий при взыскании просроченной задолженности полагается штраф от 5 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц – от 20 до 200 тысяч рублей или временная дисквалификация, для юридических лиц – от 50 тысяч до полумиллиона рублей. В случае, когда взыскатель не входит в список государственного реестра, наказание за подобные нарушения значительно усиливается. Так что, если коллектору хочется оказаться на хорошем счету у своей организации и вместе с тем самому не угодить в неприятности, ему нужно работать с умом, соблюдая все нормы закона.

Спикер пояснил, на что коллектор имеет право и в каких случаях его действия выходят за рамки дозволенного законом.

«Коллекторы вправе звонить неплательщику не чаще одного раза в день, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Если же речь идёт о текстовых сообщениях, то взыскатели не могут писать должнику чаще двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и шестнадцати раз в месяц.

Коллекторы могут назначать должнику личные встречи, чтобы напомнить о задолженности, однако подобные встречи не должны проходить чаще одного раза в неделю.

Кроме того, организации, взыскивающие задолженности, ограничены в звонках по времени – они не могут звонить гражданам ночью или рано утром. Законом предусмотрено следующее время для звонков: в рабочие дни запрещено звонить с 22.00 до 8.00, в выходные и праздники – с 20.00 до 9.00», – напоминает Дмитрий Богумель.

Он также сообщил, в каких случаях должнику можно смело подавать на взыскателя жалобу и куда эту жалобу направить.

Чтобы сообщить о незаконных действиях коллекторов, банков, микрокредитных организаций и обратиться за помощью, необходимо отправить соответствующую жалобу на сайт УФССП по РТ или же позвонить по телефону горячей линии 8 (843) 514-92-35.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще