В соответствии со статьёй 94 Конституции республики и статьёй 61 Бюджетного кодекса Республики Татарстан Президентом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на очередной, 2020 год и плановый период 2021–2022 годов.
Проект закона Республики Татарстан о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан.
В структуре законопроекта 23 статьи и 40 приложений. К законопроекту прилагаются документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом. Документы и материалы содержат информацию, наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета.
Формирование бюджета проводилось одновременно в двух направлениях: по доходной и расходной составляющим.
В процессе работы над доходной частью бюджета Министерством финансов совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями проведены расчёты по прогнозу отдельных налогов, рассматривались предложения муниципалитетов по доходам местных бюджетов.
В рамках формирования бюджета по расходам проведены совещания по рассмотрению предложений республиканских министерств и ведомств, а также муниципальных районов и городских округов.
В результате совместной работы прогноз бюджета в сценарных условиях согласован с муниципалитетами и главными распорядителями бюджетных средств без разногласий.
Таким образом, составлены проекты на 2020–2022 годы бюджета Республики Татарстан, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911 бюджетов поселений. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.
Далее – о доходах бюджета.
Формирование доходной части бюджета осуществлялось в соответствии с основными показателями социально-экономического развития Республики Татарстан, разработанными Министерством экономики республики.
Одновременно в прогнозе учтены изменения федерального законодательства.
Для выполнения задачи по привлечению инвестиций в экономику республики, поставленной Президентом Республики Татарстан, в проекте бюджета по доходам учтены действующие налоговые льготы и пролонгация отдельных налоговых льгот на планируемый период.
В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объёмом ассигнований в 6,3 млрд рублей
Подробнее о доходных источниках бюджета на трехлётний период.
При оценке поступлений налога на прибыль использованы данные бизнес-проектов крупных и средних организаций республики, прогноз Министерства экономики, отчётность федеральной налоговой службы. Охвачен круг предприятий, обеспечивающих уплату порядка 60 процентов от общей суммы налога на прибыль.
Анализ свидетельствует о прогнозном поступлении в 2020 году налога в размере 100 млрд рублей.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2020 году прогнозируется в сумме 82,1 млрд рублей, это 31 процент налоговых доходов. В бюджет республики поступления составят 57,5 млрд рублей. Расчёты по налогу производились, исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, темпов его роста и среднего процента изъятия налога.
Прогноз поступления акцизов в консолидированный бюджет Республики Татарстан составляет 34,2 млрд рублей, в бюджет республики – 33,1 млрд рублей.
Следующий налог – налог на имущество организаций. В 2020 году его поступления в бюджет республики прогнозируются в размере 21,3 млрд рублей. При планировании учтены прогноз инвестиций в основной капитал, данные налоговой отчётности, а также отсутствие платежа в части движимого имущества за 4-й квартал предыдущего года.
Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Прогноз по налогу согласован со всеми муниципальными районами и городскими округами на основе налоговой отчётности и баланса земель. Его поступления прогнозируются в размере 7,9 млрд рублей.
Поступления транспортного налога в 2020 году оцениваются в размере 5,2 млрд рублей. При оценке поступлений учтены данные налоговой отчётности, информация о количестве транспортных средств и льготах по транспортному налогу.
Поступление по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 13,1 млрд рублей, в бюджет республики – 7,8 млрд рублей. Прогноз сформирован, исходя из отчётов налоговых органов и динамики фактических поступлений.
Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, в 2020 году оценивается в сумме 2 млрд рублей в соответствии с нормами федерального налогового законодательства.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объёме 11,7 млрд рублей, в бюджет республики – 7,6 млрд рублей.
Безвозмездные поступления от федерального бюджета в проекте бюджета Республики Татарстан учтены на 2020 год в сумме 31,3 млрд рублей.
Далее – о расходах бюджета.
Объёмы расходов консолидированного бюджета рассчитаны на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов федерального и республиканского уровней. Направления расходов ориентированы на реализацию перспективных задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в Послании Государственному Совету.
Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов.
Сохраняется уровень первоочередных и социально значимых расходов. В плановом бюджете на 2020 год они составят более 70 процентов от общего объёма расходов. В структуре расходной части полностью предусмотрены средства на повышение заработной платы до средней в экономике отдельных категорий работников бюджетной сферы, а также учтено повышение минимального размера оплаты труда.
Продолжится распределение расходов по государственным программам. Процент охвата расходов бюджета программами составит около девяноста процентов.
В 2020 году предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры.
В бюджете предусмотрено финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объёмом ассигнований в 6,3 млрд рублей.
Далее – о характеристике расходов бюджета по конкретным направлениям.
Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объём расходов консолидированного бюджета по разделу на 2020 год прогнозируется в сумме 28,4 млрд рублей, бюджета республики – 22,5 млрд рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства; содержание аппарата управления, Академии наук, архивов, содержание мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям.
Расходы бюджета республики по разделу «Национальная оборона» составят 123 млн рублей.
Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 2,1 млрд рублей, бюджету республики – 1,6 млрд рублей.
Раздел «Национальная экономика» с суммой по консолидированному бюджету в 52,9 млрд рублей, по бюджету республики – 51,5 млрд рублей включает в себя ряд отраслей. Среди наиболее крупных – дорожное хозяйство, расходы капитального характера, сельское хозяйство, транспорт.
В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозируются расходы по консолидированному бюджету в общей сумме 24,1 млрд рублей, по бюджету республики – 16 млрд рублей. Предусматривается финансирование объектов, мероприятий ЖКХ, ввода в эксплуатацию учреждений социальной сферы.
В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы по консолидированному бюджету в сумме 2,4 млрд рублей, по бюджету республики – 2,2 млрд рублей. Расходы направляются на содержание аппарата Министерства экологии и природных ресурсов, подведомственных учреждений, реализацию природоохранных мероприятий.
Далее следует наиболее крупный раздел расходов – «Социально-культурная сфера».
На 2020 год консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объёме 310,2 млрд рублей, расходам – 313,1 млрд рублей, с дефицитом в 2,9 млрд рублей; бюджет республики по доходам – 264,8 млрд рублей, по расходам – 267,9 млрд рублей, дефицит – 3,1 млрд рублей
Параметры расходов на социальную сферу свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной расходной позиции. Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете вырастут в 2020 году на 5,7 процента, в 2021 году на 6,6; в 2022 году на 7,6 процента.
В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 2020 году объём расходов консолидированного бюджета достигнет 96,5 млрд рублей, бюджета республики – 67 млрд рублей.
В этих расходах дополнительно учтена новая сеть учреждений образования, рост контингента учащихся, содержание воспитанников кадетских интернатов, проведение итоговой аттестации.
В отрасли «Образование» финансируется ряд социальных республиканских целевых программ. Среди них – сохранение и развитие языков в Республике Татарстан, организация отдыха детей и молодёжи, капитальный ремонт учреждений образования, создание ресурсных центров.
Следующий раздел – «Здравоохранение». Общий объём расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования составит 78,4 млрд рублей, из них средства бюджета республики – 29,7 млрд рублей.
В бюджете республики расходы на здравоохранение включают в себя оказание высокотехнологичной помощи, содержание учреждений, обеспечивающих оказание услуг в сфере здравоохранения, централизованные закупки медикаментов и оборудования, проведение процедур гемодиализа, одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования.
Следующая по объёму отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов по консолидированному бюджету здесь прогнозируется в размере 47,9 млрд рублей, по бюджету республики – 47,1 млрд рублей. В данных объёмах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты, выплачиваемые в текущем году. Кроме того, с 2020 года по решению Президента Республики Татарстан вводятся дополнительные меры социальной поддержки для тридцати тысяч многодетных семей и других категорий граждан.
Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объёме по консолидированному бюджету на 2020 год в 14,7 млрд рублей, бюджету республики – 9,2 млрд рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов.
Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 12,2 млрд рублей, по бюджету республики – 8 млрд рублей. Средства планируется направить на обеспечение деятельности учреждений спортивной подготовки, организацию и проведение мероприятий в области массового спорта и спорта высших достижений.
По разделу «Средства массовой информации» расходы на 2020 год прогнозируются по бюджету республики в объёме 1,5 млрд рублей, в том числе на телерадиовещание – 898 млн рублей, периодическую печать и издательства – 629 млн рублей.
По разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» в бюджете республики предусмотрены дотации и прочие межбюджетные трансферты общего характера в сумме 11,3 млрд рублей.
Раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга» составляет 505 млн рублей, по бюджету республики – 89 млн рублей.
В соответствии с условиями реструктуризации предусматривается частичное погашение федеральных кредитов в 2020 году в сумме 573 млн рублей, в 2021 и 2022 годах – ежегодно по 1 млрд 146 млн рублей.
Таким образом на 2020 год консолидированный бюджет прогнозируется по доходам в объёме 310,2 млрд рублей, расходам – 313,1 млрд рублей, с дефицитом в 2,9 млрд рублей; бюджет республики по доходам – 264,8 млрд рублей, по расходам – 267,9 млрд рублей, дефицит – 3,1 млрд рублей.
Проект бюджета на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов был подробно обсуждён на заседаниях комитетов Государственного Совета, парламентских слушаниях, трёх зональных совещаниях.
Исходя из вышеизложенного с учётом подробного обсуждения бюджета на различных уровнях, прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.