В соответствии со статьями 76 и 94 Конституции и статьей 61 Бюджетного кодекса РТ Президентом внесен на рассмотрение Государственного Совета законопроект о бюджете на 2017 год и двухлетний плановый период. Проект закона о бюджете подготовлен в соответствии с требованиями, установленными бюджетными кодексами Российской Федерации и Республики Татарстан.
В структуре законопроекта – 22 статьи и 31 приложение. К нему прилагаются предусмотренные Бюджетным кодексом документы и материалы, содержащие информацию, наиболее полно отражающую процесс формирования бюджета.
В процессе работы по формированию бюджета на 2017–2019 годы Министерством финансов совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями проведены расчеты по прогнозу отдельных налогов, рассматривались предложения муниципалитетов по формированию доходной части местных бюджетов. В результате совместной работы с муниципальными образованиями прогноз по объемам доходов местных бюджетов согласован без разногласий.
Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налог на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 73 процента, в бюджете республики – 78 процентов.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РТ в 2017 году прогнозируется в сумме 64,3 млрд рублей, в бюджет республики – 45 млрд рублей. Расчеты по налогу производились исходя из прогнозируемого Министерством экономики фонда оплаты труда, темпов его роста и среднего процента изъятия налога.
Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налог на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 73 процента, в бюджете республики – 78 процентов
О налоге на прибыль. При оценке налоговых поступлений использованы данные бизнес-проектов крупных и средних организаций республики. На совещаниях с участием Министерства экономики, налоговой службы, отраслевых министерств рассмотрено 151 предприятие, они уплачивают в бюджет порядка 60 процентов налога на прибыль. По этим данным налог на прибыль прогнозируется в объеме 63 млрд рублей.
Прогноз поступления акцизов на 2017 год в консолидированный бюджет РТ составляет 25,8, в бюджет республики – 25,1 млрд рублей.
Налог на имущество организаций в 2017 году прогнозируется в размере 21,5 млрд рублей. При прогнозировании учтены изменения налогового законодательства в части налогообложения торговых объектов и имущества естественных монополий.
Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается в сумме 1 млрд рублей.
Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления в 2017 году прогнозируются в размере 6,8
млрд рублей. Расчеты по налогу сделаны с учетом изменений федерального законодательства, устанавливающего мораторий по уточнению кадастровой стоимости и переходящих платежей за четвертый квартал 2016 года.
Поступления транспортного налога оцениваются ежегодно в размере 3,5 млрд рублей. Поступление по налогам на совокупный доход в 2017 году прогнозируется в сумме 7,8 млрд рублей. Прогноз сформирован исходя из отчетов налоговых органов и динамики фактических поступлений.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 8 млрд рублей, бюджета РТ – 3,7 млрд рублей. В доходы бюджета республики не включены федеральные средства в связи с поздними сроками внесения федерального бюджета в Государственную Думу. Федеральные средства будут учтены в бюджете республики поправками во втором чтении.
Министерством финансов РТ составлены прогнозы по расходам на 2017–2019 годы бюджета Республики Татарстан, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911 бюджетов поселений, образующих консолидированный бюджет. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными
Говоря о подходах к формированию прогноза консолидированного бюджета по расходам, отмечу, что бюджет ориентирован на реализацию послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету. Для справки проинформирую вас, что Министерство финансов Российской Федерации подготовило федеральный бюджет на 2017 год практически на уровне 2016 года.
На основе федеральных подходов и индексов-дефляторов были сформированы сценарные условия формирования бюджета по расходам и проведены совещания по рассмотрению предложений республиканских министерств и ведомств, а также муниципальных районов и городских округов.
В результате Министерством финансов РТ составлены прогнозы по расходам на 2017–2019 годы бюджета Республики Татарстан, 45 бюджетов муниципальных районов и городских округов, 911 бюджетов поселений, образующих консолидированный бюджет. Все бюджеты муниципальных образований прогнозируются бездефицитными.
Отмечу отдельные тенденции, характеризующие расходы бюджетов в свете решения задач, поставленных в послании Президента РТ.
Растут первоочередные и социально значимые расходы. В плановом бюджете на 2017 год они вырастут на 2,9 и составят 70,1 процента от общего объема расходов.
В 2017–2019 годах по решению Президента РТ предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры. Планируется продолжить финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом 5,1 млрд рублей.
Также в бюджете на 2017–2019 годы предусматриваются средства на софинансирование федеральных программ, уплату налога на имущество бюджетными учреждениями, ассигнования на капитальные вложения и дорожные работы. Продолжится распределение расходов по государственным программам. В проекте бюджета республики они занимают почти 90 процентов объема расходов.
Расходная часть бюджета в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы». Общий объем расходов по разделу на 2017 год по консолидированному бюджету прогнозируется в сумме 13,9, бюджету республики – 9,4 млрд рублей. В данный раздел входят расходы резервного фонда Правительства и муниципальных образований; содержание аппарата управления; Академии наук, мировых судей, предоставление грантов сельским поселениям.
В бюджете на 2017–2019 годы предусматриваются средства на софинансирование федеральных программ, уплату налога на имущество бюджетными учреждениями, ассигнования на капитальные вложения и дорожные работы. Продолжится распределение расходов по государственным программам
Следующий раздел – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с суммой расходов по консолидированному бюджету в 1,5 млрд рублей, бюджету республики – 1,1 млрд рублей. По этому разделу предусматриваются содержание и мероприятия Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, функционирование единых диспетчерских служб муниципальных образований.
Расходы по разделу «Национальная экономика» консолидированного бюджета определяются в сумме 28,1, по бюджету республики – 27,2 млрд рублей. В разделе «Охрана окружающей среды» предусматриваются расходы на содержание аппарата Министерства экологии и природных ресурсов РТ, подведомственных учреждений, реализация природоохранных мероприятий на общую сумму 599 млн рублей, по бюджету республики – 260 млн рублей.
Далее следует наиболее крупный раздел расходов бюджета – «Социально-культурная сфера». Параметры этих расходов свидетельствуют о динамике ежегодного роста данной позиции. Расходы социальной сферы в консолидированном бюджете занимают в 2016 году 68 процентов, в 2019 году они достигнут 72,2 процента. Рост расходов в социально-культурной сфере обусловлен в том числе и существенным увеличением фонда оплаты труда в связи с реализацией указов Президента РФ от 7 мая 2012 года.
В социально-культурной сфере наиболее значительная по объему расходов отрасль «Образование». В 2017 году объем расходов консолидированного бюджета составит 79, бюджета республики – 50 млрд рублей. Эти средства будут направлены на содержание и развитие учреждений дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, ресурсных центров и других учреждений.
В отрасли «Образование» финансируется более 10 государственных программ. Среди них – развитие образования и науки, молодежной политики, управление талантами, сохранение и развитие языков, национальной идентичности, реализация национальной политики и другие. При реализации государственной программы «Развитие образования» в 2017 году должны быть достигнуты порядка 30 индикаторов, направленных на повышение эффективности и качество услуг в сфере образования.
Далее следует раздел социальной сферы – «Культура, кинематография» в объеме 10,6, по бюджету республики – 6,8 млрд рублей. Средства планируется направить на предоставление грантов, комплектование книжных фондов, поддержку творческих союзов, содержание музеев, театров, цирка, библиотек, творческих коллективов. Предусматриваются средства на капитальный ремонт и строительство учреждений культуры.
Следующий раздел – «Здравоохранение». Объем расходов на содержание и развитие здравоохранения с учетом средств обязательного медицинского страхования и средств, направляемых на страхование неработающего населения и отражаемых в разделе «Социальная политика», составит 51,4 млрд рублей.
В целом доходная часть консолидированного бюджета на 2017 год прогнозируется в объеме 203,3 млрд рублей, расходная – 210,9 млрд рублей с дефицитом в 7,6 млрд рублей. Бюджет республики на 2017 год по доходам определяется в сумме 166,8 млрд рублей, по расходам – 174,4 млрд рублей, с дефицитом в 7,6 млрд рублей
Следующая по объему отрасль – «Социальная политика». Общая сумма расходов здесь прогнозируется в размере 34,2 млрд рублей, по бюджету республики – 33,6 млрд рублей. На социальную поддержку населения в консолидированном бюджете предусматривается 14,1 млрд рублей.
В данных объемах предусмотрены индексированные в меру инфляции все социальные пособия и выплаты, выплачиваемые в текущем году.
Расходы консолидированного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» составляют 3,7, по бюджету республики – 3,1 млрд рублей.
По разделу «Средства массовой информации» расходы прогнозируются по бюджету республики в объеме 1 млрд 179 млн рублей.
Следующий раздел – «Обслуживание государственного и муниципального долга». Расходы по данному разделу в консолидированном бюджете составят 668, по бюджету республики – 98 млн рублей.
Взаимоотношения бюджета республики с местными бюджетами регулируются разделом «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований» на 2017 год в сумме 11,2, на 2018-й – 10,9, на 2019-й – 10,5 млрд рублей, передаваемые местным бюджетам.
В целом доходная часть консолидированного бюджета на 2017 год прогнозируется в объеме 203,3 млрд рублей, расходная – 210,9 млрд рублей с дефицитом в 7,6 млрд рублей. Бюджет республики на 2017 год по доходам определяется в сумме 166,8 млрд рублей, по расходам – 174,4 млрд рублей, с дефицитом в 7,6 млрд рублей.
Говоря о прогнозе на 2018 год, замечу, что в консолидированном бюджете доходы могут составлять 210,0 млрд рублей, расходы – 222,9 млрд рублей, дефицит – 12,9 млрд рублей. В бюджете республики: доходы – 172,2 млрд рублей, расходы – 185,7 млрд рублей, дефицит – 13,5 млрд рублей.
Прогноз на 2019 год выглядит так. В консолидированном бюджете доходы могут составить 214,9 млрд рублей, расходы – 229,2 млрд рублей, дефицит – 14,3 млрд рублей. В бюджете РТ: доходы – 176,0 млрд рублей, расходы – 191,1 млрд рублей, дефицит – 15,1 млрд рублей.
Завершая свое выступление, прошу уважаемых депутатов поддержать законопроект и принять его в первом чтении.