Заключения Коституционного совета

  • Постановление Конституционного суда Республики Татарстан

    город Казань 11 января 2002 года


    Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова, с участием М.М.Курманова – председателя постоянной комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Государственного Совета Республики Татарстан, направившей запрос в Конституционный суд Республики Татарстан; представителя Президента Республики Татарстан – начальника государственно-правового управления Аппарата Президента Республики Татарстан Р.А.Сахиевой; представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан – заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова; представителя Прокурора Республики Татарстан – первого заместителя Прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина; представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – главного специалиста аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.П.Степанова;


    руководствуясь частью третьей статьи 140 и статьей 141 Конституции Республики Татарстан, частью третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 39, статьями 68, 93 и 94 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”;


    рассмотрел в открытом заседании дело о толковании отдельных положений пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан.


    Поводом к рассмотрению дела явился запрос постоянной комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Государственного Совета Республики Татарстан о толковании пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан в части положений, согласно которым в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем; осуществляет общегосударственную политику ценообразования. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений.


    Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Косорукова, объяснение представителя органа, обратившегося с запросом в Конституционный суд Республики Татарстан, – М.М.Курманова, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Президента Республики Татарстан Р.А.Сахиевой, представителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан И.И.Гилазова, представителя Прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, исследовав имеющиеся документы, Конституционный суд Республики Татарстан


    установил:


    1. Постоянная комиссия по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Государственного Совета Республики Татарстан обратилась в Конституционный суд Республики Татарстан с запросом о толковании положений пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан, согласно которым в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем; осуществляет общегосударственную политику ценообразования. Основанием обращения явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании пределов полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, установленных конституционными положениями, подлежащими толкованию.


    Исходя из этого, предметом толкования в данном деле являются два взаимосвязанных, но вместе с тем имеющих самостоятельное юридическое значение конституционных положения: во-первых, положение о том, что в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем, и, во-вторых, положение о том, что в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет общегосударственную политику ценообразования.


    2. Как следует из части второй статьи 68 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение, оценивая как буквальный смысл конституционных положений, подлежащих толкованию, так и смысл, придаваемый им сложившейся правоприменительной практикой.


    Кроме того, конституционные положения, подлежащие толкованию, следует рассматривать во взаимосвязи с другими нормами Конституции Республики Татарстан, нормами Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть третья статьи 11, статьи 71, 72, 73, 76, 77, части вторая и третья статьи 78), положениями Договора Российской Федерации и Республики Татарстан “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” от 15 февраля 1994 года, соответствующими нормами законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан.


    3. Деятельность государственных органов Республики Татарстан осуществляется на принципах правового государства, в том числе на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом Конституция Республики Татарстан устанавливает, что Кабинет Министров Республики Татарстан – Правительство Республики Татарстан – является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан и подчиняется Президенту Республики Татарстан (статья 116).


    Осуществляя исполнительно-распорядительные функции, Кабинет Министров Республики Татарстан, согласно Конституции Республики Татарстан, правомочен решать все вопросы государственного управления, поскольку они не входят в компетенцию Президента Республики Татарстан (часть первая статьи 119); на основе и во исполнение законов Республики Татарстан, решений Государственного Совета Республики Татарстан, указов и распоряжений Президента Республики Татарстан вправе издавать постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории Республики Татарстан, и проверять их исполнение (статья 120 во взаимосвязи со статьей 112).


    4. Пункт 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан в целом определяет совокупность полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан по государственному управлению социально-экономической сферой Республики Татарстан. При их осуществлении Кабинет Министров Республики Татарстан обязан руководствоваться конституционными принципами организации, функционирования и развития экономической системы Республики Татарстан (глава 2).


    В связи с этим принципиальное значение для правильного понимания конституционно-правового смысла положений, подлежащих толкованию, имеют взятые в их взаимосвязи нормы Конституции Республики Татарстан о том, что основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты (часть первая статьи 10); государство регулирует хозяйственную деятельность в интересах общества и в пределах, установленных законом (часть третья статьи 10); государство регулирует развитие экономики республики посредством программ экономического и социального развития, налоговой, кредитной, инвестиционной и амортизационной политики, политики ценообразования по товарам и услугам, определяющим жизненный уровень населения, а также по продукции предприятий-монополистов, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность предприятий и организаций (часть первая статьи 15).


    Вытекающее из их конституционно-правового смысла положение о том, что государство регулирует экономику и хозяйственную деятельность в пределах, установленных законом, предполагает, что при осуществлении исполнительно-распорядительных функций, в том числе в рамках полномочий, закрепленных конституционными положениями, подлежащими толкованию, Кабинет Министров Республики Татарстан обязан руководствоваться всеми относящимися к данному предмету законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.


    5. Положение пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которым в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем, определяет полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан по государственному управлению важнейшими составными частями финансовой системы Республики Татарстан, входящей в финансовую систему Российской Федерации.


    Конституция Республики Татарстан исходит из того, что банковская, денежная и кредитная системы, различаясь составляющими их институтами и отношениями, образуют относительно самостоятельные предметы регулирования. Вместе с тем банковская, денежная и кредитная системы взаимосвязаны между собой, поскольку в своем функционировании основаны на движении финансовых ресурсов, и, воплощая в себе обусловленные потребностями экономики конкретные формы и способы их мобилизации и расходования, являются единым объектом государственной политики в области финансов.


    Закрепленная Конституцией Республики Татарстан формулировка о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан “способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем”, предусматривает целевую направленность его полномочий в данной сфере, а также способ и возможные формы их реализации. Из смысла указанной формулировки следует, что Кабинет Министров Республики Татарстан, решая общегосударственные задачи в сфере финансовой системы Республики Татарстан, правомочен и обязан содействовать проведению мер, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие банковской, денежной и кредитной систем, путем осуществления необходимых для этого исполнительно-распорядительных действий и подзаконной нормативно-регулирующей деятельности.


    Согласно пункту “ж” статьи 71 и части первой статьи 76 Конституции Российской Федерации финансовое, кредитное регулирование и денежная эмиссия находятся в ведении Российской Федерации, в силу чего по данному предмету принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. При этом, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года № 19-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в финансовых, валютных и кредитных отношениях, имеющих общефедеральное значение, в той мере и постольку, в какой и поскольку это предусмотрено и допускается федеральными законами, иными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Вместе с тем в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации признается, что отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов.


    Участие Кабинета Министров Республики Татарстан в финансовых, валютных и кредитных отношениях, имеющих общефедеральное значение, равно как осуществление Кабинетом Министров Республики Татарстан мер по мобилизации и расходованию финансовых ресурсов Республики Татарстан, напрямую связано с его полномочиями по участию в проведении единой государственной политики в области финансов, предусмотренными частью первой статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.


    Кроме того, в данной сфере может быть реализовано положение части второй статьи 78 Конституции Российской Федерации, согласно которому федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.


    Конкретные формы взаимодействия Кабинета Министров Республики Татарстан с институтами банковской, денежной и кредитной систем, а также пределы его участия в финансовых, валютных и кредитных отношениях, в том числе при осуществлении им мер по мобилизации и расходованию финансовых ресурсов Республики Татарстан или иных мер, вытекающих из его участия в проведении единой государственной политики в области финансов и затрагивающих банковскую, денежную и кредитную системы, определяются нормами отраслевых федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, принятых с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. К числу таких норм относятся, в частности, закрепленные действующим законодательством положения о формах взаимодействия органов государственной власти с банками (статья 9 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 “О банках и банковской деятельности” (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ), о полномочиях исполнительных органов государственной власти в сфере инвестиционной деятельности (Закон РСФСР от 26 июня 1991 года


    № 1488-1 “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, статьи 10, 11, 13, 15 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, статьи 5, 8, 13 Закона Республики Татарстан от 19 июля 1994 года № 2180-XII “Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан”, Закон Республики Татарстан от 6 марта 1996 года № 466 “О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора”), государственного кредита (статьи 8, 69, 76, 77 Бюджетного кодекса Российской Федерации), эмиссии и обращения государственных ценных бумаг (Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”), лизинга (статья 36 Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ “О лизинге”, статья 9 Федерального закона от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ “О государственном регулировании агропромышленного производства”) и другие.


    6. Положение пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан, согласно которому в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет общегосударственную политику ценообразования, следует оценивать с учетом того, что в соответствии с пунктом “ж” статьи 71 и частью первой статьи 76 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики, в силу чего по данному предмету принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.


    В настоящее время основы ценовой политики в Российской Федерации определяются совокупностью отраслевых федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. В частности, Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” предусматривает осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий (пункт 1), а также предписывает Правительству Российской Федерации определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1), а также устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) и осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренному настоящим Указом (пункт 2).


    Во исполнение данного Указа в настоящее время применяются утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.


    Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан по осуществлению общегосударственной политики ценообразования, что идентично полномочиям по осуществлению государственной ценовой политики, определяются также прямыми предписаниями либо дозволениями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), установленными отраслевыми федеральными законами либо конкретизирующими их нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. К их числу относятся, в частности, Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации” (статьи 5, 6, 7, 12), Федеральный закон от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ “О государственном регулировании агропромышленного производства” (статьи 5, 8, 13), Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ “О лекарственных средствах” (статья 5), Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации” (статья 23) и другие.


    Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьей 67, частями первой, второй, третьей, четвертой статьи 68, статьями 69, 71, 73 и статьей 94 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан


    постановил:


    1. Положение пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан, согласно которому в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем, означает, что Кабинет Министров Республики Татарстан, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, правомочен и обязан содействовать проведению мер, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие банковской, денежной и кредитной систем как важнейших составных частей финансовой системы Республики Татарстан, входящей в финансовую систему Российской Федерации, путем участия в финансовых, валютных, кредитных отношениях, имеющих общефедеральное значение, и осуществления мер по мобилизации и расходованию финансовых ресурсов Республики Татарстан или иных мер, вытекающих из его участия в проведении единой государственной политики в области финансов и затрагивающих банковскую, денежную и кредитную системы.


    2. Положение пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан о том, что в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет общегосударственную политику ценообразования, следует понимать, что Кабинет Министров Республики Татарстан, руководствуясь нормами Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих основы ценовой политики в Российской Федерации, и конкретизирующих их нормативных правовых актов Республики Татарстан, правомочен и обязан осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг в порядке и в пределах, установленных действующим законодательством.


    3. Согласно статье 94 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” данное толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.


    4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.


    5. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”. Постановление должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.


    Конституционный суд Республики Татарстан.


    № 2-П.

  • Постановление Конституционного суда Республики Татарстан

    по делу о проверке конституционности постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” в связи с жалобой профессионального союза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства “Торговое единство” Республики Татарстан город Казань 25 мая 2001 года


    Конституционный суд Республики Татарстан в составе председателя С.Х.Нафиева, судей Д.А.Алкаевой, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, А.В.Косорукова, с участием представителя профессионального союза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства “Торговое единство” Республики Татарстан, как стороны, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, – главного правового инспектора Федерации профсоюзов Республики Татарстан Н.С.Чижовой; представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, как стороны, издавшей оспариваемый правовой акт, – заведующего сектором правового управления Кабинета Министров Республики Татарстан О.А.Газизуллиной; постоянного представителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан в Конституционном суде Республики Татарстан – председателя постоянной Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики, народного депутата Республики Татарстан М.М.Курманова; полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан в Конституционном суде Республики Татарстан – начальника правового управления Кабинета Министров Республики Татарстан Р.Ф.Гафиятуллина; представителя председателя Верховного суда Республики Татарстан – заместителя председателя Верховного суда Республики Татарстан И.И.Гилазова; представителя прокурора Республики Татарстан – первого заместителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина; представителя уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – главного специалиста аппарата уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.П.Степанова, руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 140 и статьей 141 Конституции Республики Татарстан, частями четвертой и шестой статьи 3, частью первой статьи 24, статьями 68, 98, 99 и 101 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, рассмотрел на открытом заседании дело о проверке конституционности постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи”.


    Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 39 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, явилась жалоба профессионального союза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства “Торговое единство” Республики Татарстан на нарушение конституционных прав и свобод граждан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи”. В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли указанное постановление статьям 10, 17, 33, 42 Конституции Республики Татарстан.


    Заслушав сообщение судей-докладчиков А.В.Косорукова и Д.А.Алкаевой, объяснения представителей сторон, выступления приглашенного на заседание представителя Министерства связи Республики Татарстан – заместителя министра связи Республики Татарстан Л.И.Хамзиной, а также постоянного представителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан в Конституционном суде Республики Татарстан М.М.Курманова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан в Конституционном суде Республики Татарстан Р.Ф.Гафиятуллина, представителя председателя Верховного суда Республики Татарстан И.И.Гилазова, представителя прокурора Республики Татарстан В.Г.Метелина, представителя уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.П.Степанова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан установил:


    1. Заявителем жалобы является профессиональный союз работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства “Торговое единство” Республики Татарстан в лице его выборного органа – Татарского республиканского комитета. По своему правовому статусу он соответствует территориальной организации профсоюза, представляющей собой, как определено в статье 3 федерального Закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации.


    Согласно уставу общественной организации – профессионального союза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства “Торговое единство” Республики Татарстан, утвержденному 21 декабря 1995 года, данный профсоюз представляет собой массовую общественную организацию, объединяющую на добровольных началах членов профсоюза, работающих в торговле, общественном питании, потребительской кооперации, других сферах предпринимательской деятельности, на предприятиях, в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм и видов собственности, а также учащихся и студентов соответствующих учебных заведений, и действует на территории Республики Татарстан (пункты 1.1 и 1.2). Профсоюз имеет своей главной целью представительство и защиту социально-трудовых прав своих членов в органах государственной власти, включая органы судебной власти (пункты 2.1 и 7.4), наделен соответствующими правомочиями (пункты 2.2 и 3.3).


    Таким образом, по своему правовому статусу заявитель относится к числу объединений граждан, которые, в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью первой статьи 98 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, обладают правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение законом или иным нормативным правовым актом Республики Татарстан конституционных прав и свобод граждан, участвующих в данном объединении.


    2. Заявитель считает, что принятие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” повлекло за собой утверждение Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства нового прейскуранта тарифов на услуги электросвязи, предоставляемые ОАО “Казанская ГТС” с 15 декабря 2000 года. Одновременно данное постановление явилось, как утверждает заявитель, правовым основанием непредоставления на территории Республики Татарстан инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, при повременной системе оплаты услуг телефонной связи 50-процентной скидки за пользование телефоном, предусмотренной частью шестой статьи 28 федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (в редакции федерального Закона от 27 мая 2000 года № 78-ФЗ). Тем самым, по мнению заявителя, постановлением нарушены нормы статей 10, 17, 33, 42 Конституции Республики Татарстан, которыми устанавливается, что экономические отношения в республике строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем (статья 10), провозглашается обязанность государства защищать интересы потребителя и поддерживать общественную деятельность по защите его прав (статья 17), закрепляется обязанность всех государственных органов по уважению личности, охране прав и свобод граждан (статья 33), а также гарантируется государством социальная защита граждан, в том числе инвалидов и малообеспеченных граждан (статья 42). На этом основании заявитель просит Конституционный суд Республики Татарстан признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” не соответствующим Конституции Республики Татарстан.


    К жалобе заявителя приложен изданный во исполнение оспариваемого постановления приказ Министерства связи Республики Татарстан от 4 декабря 2000 года № 157 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи в г. Казани, изменении тарифов на услуги местной телефонной связи и телеграфной связи”, предписывающий, в частности, тарифицировать местные телефонные соединения (разговоры) абонентов ОАО “Казанская ГТС” в соответствии с тарифами на предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты и Порядком формирования платы за местные телефонные соединения (разговоры) при повременной системе оплаты услуг местной телефонной связи для льготных категорий граждан (пункты 6.1 и 6.2 приказа) и ежемесячно выставлять счета – платежные требования всем абонентам ОАО “Казанская ГТС”, начиная с 15 декабря 2000 года (пункты 1, 2, 4 приказа). Кроме того, заявитель представил копии поступивших в его адрес жалоб граждан-инвалидов Н.А.Бикмухаметовой, Н.В.Колесникова и А.В.Олокина, являющихся абонентами ОАО “Казанская ГТС”, и счета – платежные требования, подтверждающие взимание с них повременной оплаты за услуги местной телефонной связи, в которых указана также и фиксированная сумма скидки, предоставляемой данным гражданам-инвалидам, которая, как считает заявитель, не достигает объема льготы, закрепленного частью шестой статьи 28 федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.


    Названные выше документы свидетельствуют о применении оспариваемого постановления в конкретном деле граждан, в защиту конституционных прав которых подана данная жалоба, отвечающая, таким образом, критериям допустимости, установленным статьей 99 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”.


    Конституционный суд Республики Татарстан согласно части третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. В силу этого постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” является предметом рассмотрения по настоящему делу постольку, поскольку оно, по мнению заявителя, послужило правовым основанием введения повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи в Республике Татарстан и в связи с этим непредоставления в полном размере определенным категориям граждан, а именно инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, 50-процентной скидки с оплаты за пользование телефоном, установленной частью шестой статьи 28 федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.


    3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года №608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” предписывает Министерству связи Республики Татарстан ввести поэтапно в течение 2000 года повременную систему оплаты услуг местной телефонной связи в Республике Татарстан с учетом технической готовности городов и районных центров Республики Татарстан (пункт 1), предусматривает предоставление льгот по оплате местного телефонного соединения (разговора) для льготных категорий населения в размерах, установленных действующим законодательством (пункт 2), а также возлагает на Министерство финансов Республики Татарстан обязанность обеспечить компенсацию выпадающих доходов в пределах средств, предусмотренных в бюджетах городов и районов Республики Татарстан, согласно расчетам, представляемым Министерством связи Республики Татарстан (пункт 3).


    В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 119 и статьей 120 Конституции Республики Татарстан в пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан организует управление предприятиями связи, в том числе путем издания постановлений и распоряжений, обязательных к исполнению на всей территории Республики Татарстан, а также в силу части первой статьи 122 Конституции Республики Татарстан, направляя работу соответствующего министерства. При этом, согласно части второй статьи 4 и статье 5 Закона Республики Татарстан от 23 сентября 1998 года № 1780 “О связи”, на Кабинет Министров Республики Татарстан возлагается ответственность за общее регулирование связи как неотъемлемой части производственной и социальной инфраструктуры Республики Татарстан, с соблюдением им принципов рыночного хозяйствования и государственного регулирования тарифов социально значимых услуг связи.


    Содержащееся в пункте 1 постановления предписание Министерству связи Республики Татарстан о поэтапном введении им в течение 2000 года повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи в Республике Татарстан исходит из того, что указанное министерство на основании статьи 11 Закона Республики Татарстан от 23 сентября 1998 года № 1780 “О связи” является уполномоченным органом государственного управления, который осуществляет общее регулирование в области связи и в соответствии с частью первой статьи 4 указанного закона правомочен издавать необходимые для этого нормативные правовые акты и распоряжения, обязательные для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и формы собственности. При этом пункт 1 постановления не содержит в себе нормы, адресованной определенным предприятиям (операторам) связи или физическим и юридическим лицам – пользователям связи.


    Данный пункт постановления закрепляет норму, рассчитанную на неоднократное применение, которая представляет по своему содержанию правовую основу для принятия Министерством связи Республики Татарстан как индивидуальных правоприменительных актов о введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи различными предприятиями (операторами) связи с учетом технической готовности городов и районных центров Республики Татарстан, так и нормативных правовых актов, изменяющих условия договоров между предприятиями (операторами) связи и их абонентами, обязательных для неопределенного круга лиц и подлежащих неоднократному применению.


    Пункты 2 и 3 рассматриваемого постановления взаимосвязаны между собой и определяют обязательность предоставления гражданам при повременной системе оплаты услуг местной телефонной связи установленных законодательством льгот, а также компенсации выпадающих в связи с этим доходов предприятий (операторов) связи. Данные нормы рассчитаны на неограниченное во времени действие и образуют правовую основу для принятия уполномоченными министерствами Республики Татарстан, при необходимости, нормативных правовых актов, вносящих изменения в содержание конкретных, возникших ранее правоотношений и адресованных неопределенному кругу лиц, а также принятия вытекающих из них индивидуальных правоприменительных актов.


    Таким образом, по своему содержанию и правовой природе постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года №608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” представляет собой подзаконный нормативный правовой акт, изданный Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах своих конституционных полномочий, и подведомственный Конституционному суду Республики Татарстан на основании части четвертой статьи 3, а также части первой статьи 98 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”.


    4. Согласно части второй статьи 10 Конституции Республики Татарстан экономические отношения в Республике Татарстан строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Сущность социального партнерства заключается в том, что в каждом конкретном экономическом отношении, независимо от его содержания, должна присутствовать сбалансированность интересов его субъектов, достигаемая их взаимными консультациями, переговорами, соглашением или договором при неукоснительном соблюдении прав и обязанностей субъектов, закрепленных Конституцией Республики Татарстан и действующим законодательством.


    Оказание услуг местной телефонной связи осуществляется в сфере отношений между потребителями и производителями (исполнителями услуг), которые по своему юридическому содержанию относятся к гражданско-правовым отношениям. В силу этого социальное партнерство участников данных отношений достигается в конечном счете договором сторон, под которым, в соответствии с частью первой статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.


    Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор об оказании услуг телефонной связи относится к публичным договорам, в силу чего одной из его особенностей является вытекающая из части шестой указанной статьи обязательность для их сторон правил (типовых договоров, положений и т.п.), которые могут быть изданы Правительством Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом. С 1 января 1998 года в сфере услуг местной телефонной связи применяются Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 1235. В них содержатся положения, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора об оказании услуг телефонной связи (пункт 1), в том числе норма, согласно которой соединения местной телефонной связи оплачиваются с применением абонентской или повременной систем оплаты, а сама система оплаты за услуги телефонной связи определяется оператором связи самостоятельно в соответствии с технической возможностью сетей и средств связи (пункт 82).


    Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года №608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи”, предписывая Министерству связи Республики Татарстан поэтапное введение в Республике Татарстан повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи с учетом технической готовности городов и районных центров Республики Татарстан (пункт1), создает правовую основу для установления предприятиями (операторами) связи Республики Татарстан одной из систем оплаты услуг телефонной связи, допускаемой действующим законодательством, но ранее в силу определенных причин не применявшейся. Вытекающие из этого изменения в содержании отношений, связанных с оказанием услуг местной телефонной связи, не исключают достижения в них сбалансированности интересов потребителей и производителей (исполнителей услуг), поскольку предполагают, что заключение и исполнение ими договоров об оказании услуг телефонной связи осуществляются, как это следует из части третьей статьи 154, частей первой и четвертой статьи 421 и статей 422 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основе выражения согласованной воли сторон, свободы договора, соблюдения ими требований гражданского законодательства, в том числе предусмотренных в нем ограничений в правах и обязанностях сторон.


    Кроме того, закрепляя положения о предоставлении соответствующим категориям граждан льгот по оплате местного телефонного соединения (разговора) в размерах, установленных действующим законодательством, и возмещении предприятиям (операторам) связи выпадающих доходов, рассматриваемое постановление (пункты 2 и 3) обеспечивает юридически такие важные условия достижения сбалансированности интересов потребителей и производителей (исполнителей) в сфере услуг телефонной связи, как обязательность предоставления гражданам-потребителям в полном объеме льгот, на которые они имеют право по действующему законодательству, а также финансовое возмещение производителям (исполнителям услуг) возникающих в связи с этим убытков.


    Таким образом, по своему содержанию и конституционно-правовому смыслу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” не противоречит принципу социального партнерства в экономических отношениях и не нарушает требований статьи 10 Конституции Республики Татарстан.


    5. Республика Татарстан, как это закреплено в статье 17 Конституции, защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав. Реализация этого положения, как одного из важнейших конституционных принципов организации экономической системы республики, обеспечивается гражданским законодательством и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан и регулирующими отношения в сфере защиты прав потребителей. По смыслу положений, содержащихся в преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 “О защите прав потребителей”, правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, в том числе отношений, возникающих между потребителями и изготовителями при оказании услуг, предполагает установление прав потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, на получение информации об услугах и об их исполнителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определение механизма реализации этих прав.


    Предписывая введение повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” не затрагивает отношений по защите прав потребителей, возникающих из оказания данного вида услуг. По своему конституционно-правовому смыслу оно предполагает, что защита прав потребителей услуг местной телефонной связи должна осуществляться в порядке и по основаниям, установленным действующим законодательством. Постановление не затрагивает также и отношений, связанных с расчетом потребителей за оказанные услуги, так как не вносит каких-либо изменений в применение установленного статьей 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 “О защите прав потребителей” требования, согласно которому порядок расчетов за оказанную услугу определяется договором между потребителем и исполнителем. В силу этого постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” по своему содержанию и конституционно-правовому смыслу не противоречит статье 17 Конституции Республики Татарстан.


    6. Пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” содержит императивную норму, согласно которой льготы по оплате местного телефонного соединения (разговора) для льготных категорий населения должны предоставляться в размерах, установленных действующим законодательством. При этом во исполнение данного требования пунктом 3 постановления предписывается Министерству финансов Республики Татарстан обеспечить компенсацию предприятиям (операторам) связи выпадающих доходов в пределах средств, предусмотренных в бюджетах городов и районов Республики Татарстан, согласно расчетам, представляемым Министерством связи Республики Татарстан.


    Часть шестая статьи 28 федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном. Аналогичная льгота предусмотрена также в отношении ряда других категорий граждан иными федеральными законами. При этом ни вышеуказанный федеральный закон, ни иные законодательные акты, устанавливающие гражданам в качестве льготы скидку в определенном размере с оплаты за пользование телефоном, не связывают ее предоставление с организационно-правовой формой и формой собственности предприятия (оператора) телефонной связи, типом используемой телефонной сети, применяемой системой оплаты услуг телефонной связи.


    Пункт 2 оспариваемого постановления, предписывая обязательность предоставления гражданам льгот в размерах, установленных действующим законодательством, также не допускает какие-либо исключения в предоставлении указанных льгот предприятиями (операторами) местной телефонной связи в зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности и типа используемой телефонной сети. Вместе с тем данная норма во взаимосвязи с содержащимся в постановлении предписанием о введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи предусматривает, что при повременной системе оплаты, так же как и при абонентской системе оплаты, установленные законодательством льготы должны предоставляться гражданам в полном размере и не могут быть уменьшены, ограничены или отменены правоприменителями. Более того, пункт 2 постановления напрямую связывает предоставление гражданам льгот, установленных законодательством, с оплатой пользователями (абонентами) одной из основных услуг местной телефонной связи – местного телефонного соединения (разговора).


    Повременная система оплаты услуг телефонной связи, как это определено в пункте 3 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 1235, представляет собой систему оплаты, при которой сумма платежей абонента (клиента) за определенный (расчетный) период времени зависит от времени, в течение которого использовались линии и сооружения телефонной сети для передачи информации и получения других услуг телефонной связи.


    Вместе с тем пункт 7 Перечня услуг связи, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 года № 1559 “О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи”, устанавливает, что при повременной системе оплаты услуг телефонной связи плата за предоставление местного телефонного соединения (разговора) включает в себя две составные части: плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его фактической продолжительности в единицах тарификации. Тем самым повременная система оплаты услуг местной телефонной связи образуется из суммы платежей по каждой ее составной части и не допускает выделения какой-либо из них в качестве отдельного самостоятельного платежа. Устанавливая в части шестой статьи 28 федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” 50-процентную скидку с оплаты за пользование телефоном, законодатель исходит из того, что пользование в данном случае означает, как это следует из пунктов 3, 13 и 79 названных выше Правил оказания услуг телефонной связи, предоставление абоненту (клиенту) как доступа к телефонной связи, так и местного телефонного соединения (разговора) автоматическим способом или с помощью телефониста. Поэтому закрепленная указанным федеральным законом скидка за пользование телефоном должна предоставляться со всей суммы, подлежащей оплате абонентом из числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, что исключает возможность ее предоставления только в отношении какой-либо одной составной части повременной системы оплаты услуг телефонной связи либо применения такой методики расчета скидки, которая приводит к уменьшению ее размера по сравнению с размером, предусмотренным законом.


    Таким образом, по своему содержанию и конституционно-правовому смыслу нормы постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” не расходятся с приведенными выше положениями действующего законодательства и предполагают их неукоснительное соблюдение. Устанавливая их, Кабинет Министров Республики Татарстан исполнил, в первую очередь, требования части первой статьи 33 Конституции Республики Татарстан, в соответствии с которыми уважение личности, охрана прав и свобод граждан являются обязанностью всех государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, а также части четвертой статьи 42 Конституции Республики Татарстан, согласно которой государство гарантирует социальную защиту инвалидов и малообеспеченных граждан. Предоставление соответствующим категориям граждан льгот по оплате местного телефонного соединения (разговора) в размерах, установленных действующим законодательством, а также связанное с этим возмещение предприятиям (операторам) связи выпадающих доходов, относятся к мерам, непосредственно охраняющим и обеспечивающим права граждан, гарантированные законом, в том числе право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на 50-процентную скидку с оплаты за пользование телефоном, закрепленное частью шестой статьи 28 федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, равно как и аналогичное право, предоставленное иным категориям граждан другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.


    7. Согласно части четвертой статьи 3 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” проверка конституционности правовых актов, принятых на основе постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” Министерством связи Республики Татарстан и иными правоприменителями, не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан. Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан, разрешая дело и устанавливая соответствие или несоответствие Конституции Республики Татарстан оспариваемого акта, осуществляет конституционное истолкование нормативного правового акта или отдельного его положения, проверяемого посредством конституционного судопроизводства, и тем самым выявляет конституционный смысл действующего права и обеспечивает верховенство Конституции Республики Татарстан. Данное им истолкование, как это вытекает из части первой статьи 140 Конституции Республики Татарстан в ее взаимосвязи со статьей 6, частью второй статьи 73, статьями 101 и 102 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, является общеобязательным на всей территории Республики Татарстан. В силу статей 135, 136, 140 и 141 Конституции Республики Татарстан правоприменители не вправе осуществлять истолкование нормативного правового акта, придавая ему иной смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, и тем самым подменять Конституционный суд Республики Татарстан.


    Таким образом, правовые акты, изданные на основе и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи”, должны соответствовать его конституционно-правовому смыслу, установленному Конституционным судом Республики Татарстан в настоящем Постановлении.


    Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, статьей 67, частями первой, второй, третьей, четвертой статьи 68, статьями 69, 71, 73 и частью первой статьи 102 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан постановил:


    1. Признать постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” соответствующим статьям 10, 17, 33, 42 Конституции Республики Татарстан.


    2. Конституционно-правовой смысл постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года № 608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи”, выявленный настоящим Постановлением, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.


    3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2000 года №608 “О введении повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи” в его конституционно-правовом смысле, выявленном в настоящем Постановлении, не может служить основанием уменьшения, ограничения или отмены льгот гражданам по оплате услуг местной телефонной связи, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.


    4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.


    5. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Республика Татарстан” и “Ватаным Татарстан”. Постановление должно быть опубликовано также в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.


    Конституционный суд Республики Татарстан.


    № 1-П.