… “О Правилах пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани”, в связи с жалобой гражданина А.А.Беленького
город Казань 7 марта 2006 года
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, участием гражданина А.А.Беленького, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – начальника отдела судебно-претензионной и исковой работы исполнительного комитета муниципального образования г.Казани В.Г.Ивлева, представителя Президента Республики Татарстан – референта Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан И.Ф.Ситдикова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан – начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – заместителя начальника правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан – судьи Верховного суда Республики Татарстан М.М.Хайруллина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – главного специалиста отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Л.М.Мингазова, представителя прокурора Республики Татарстан – заместителя прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – ведущего референта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Ф.Шакирова,
руководствуясь частью четвертой статьи 109 Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, утвержденных постановлением Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года № 2311 “О Правилах пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани”.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина А.А.Беленького на нарушение его конституционных прав и свобод статьей 11.1 и пунктом 3 части первой статьи 13.2 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, положениями абзаца первого пункта 2.6, пункта 2.7, подпункта “а” пункта 4.6 и пункта 4.7 Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, утвержденных постановлением Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года №2311, примененных в его деле. Определением Конституционного суда Республики Татарстан данная жалоба была принята к рассмотрению в части проверки конституционности положений абзаца первого пункта 2.6, пункта 2.7, подпункта “а” пункта 4.6 и пункта 4.7 Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, утвержденных постановлением Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года №2311, а также в части соблюдения конституционного требования об официальном опубликовании указанных Правил. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем правовые нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.А.Гусевой, объяснения сторон – гражданина А.А.Беленького и представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, – В.Г.Ивлева, выступления приглашенных в заседание представителя Президента Республики Татарстан – И.Ф.Ситдикова, представителя Государственного Совета Республики Татарстан – Ш.Ш.Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан – М.М.Хайруллина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан – Л.М.Мингазова, представителя прокурора Республики Татарстан – Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан – А.Ф.Шакирова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
у с т а н о в и л:
1. В 2005 году гражданин А.А.Беленький был подвергнут административному штрафу за безбилетный проезд в Казанском городском электротранспорте. Не согласившись с наложением на него штрафа, он обратился в муниципальное унитарное предприятие (МУП) “Казгорэлектротранс”. В ответе генерального директора МУП “Казгорэлектротранс” от 9 февраля 2005 года заявителю А.А.Беленькому было разъяснено, что штраф за безбилетный проезд в городском электротранспорте, предусмотренный статьей 11.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, на него был наложен в связи с тем, что им были нарушены требования, установленные Правилами пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, утвержденными постановлением Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года №2311.
В связи с изложенным заявитель А.А.Беленький просит Конституционный суд Республики Татарстан проверить конституционность положений абзаца первого пункта 2.6, пункта 2.7, подпункта “а” пункта 4.6, пунктов 4.7 и 4.9 Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, которыми закреплено, что пассажир, который не оплатил стоимость проезда, равно как и не предъявил билет в момент контрольной проверки или получил его от другого пассажира, подвергается штрафу в размере до 10 процентов от установленной на данный момент минимальной оплаты труда, а также предусмотрена обязанность пассажира, войдя в салон трамвайного вагона, троллейбуса, автобуса, не ожидая следующей остановки, закомпостировать абонементный талон или приобрести контрольный билет, сохранять их до конца поездки и предъявлять для проверки контролерам пассажирского транспорта и водителям по первому их требованию.
Гражданин А.А.Беленький утверждает, что в результате применения указанных норм определение того, является ли он безбилетным пассажиром или нет, поставлено в зависимость от усмотрения коммерческой организации, а обязанность пассажира приобрести контрольный билет и предъявлять его для проверки ставит пассажира в подчиненное положение по отношению к перевозчику, что, по мнению заявителя, также приводит к нарушению равенства перед законом и судом, гарантированного частью первой статьи 28 Конституции Республики Татарстан, и препятствует осуществлению гражданами личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, которые во всей их полноте признаются и гарантируются в Республике Татарстан согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, как это предусмотрено частью первой статьи 27 и статьей 30 Конституции Республики Татарстан.
Кроме того, заявитель А.А.Беленький просит проверить конституционность Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани в целом по порядку их официального опубликования, поскольку, по его мнению, указанные Правила в нарушение части третьей статьи 24 Конституции Республики Татарстан не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются положения абзаца первого пункта 2.6, пункта 2.7, подпункта “а” пункта 4.6, пунктов 4.7 и 4.9 Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, а также указанные Правила в целом по порядку их официального опубликования.
2. Проверка конституционности оспариваемого заявителем нормативного правового акта предполагает исследование вопроса о компетенции Главы администрации г.Казани в области транспорта, о наличии у него полномочий по принятию Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г. Казани, утвержденных его постановлением от 28 ноября 1997 года №2311.
Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнес к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, в частности, организацию транспортного обслуживания населения (пункт 20 части второй статьи 6). При этом согласно части первой статьи 31 данного Федерального закона органы местного самоуправления в числе прочего определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги.
В силу действовавшего в тот период Закона Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года №2246-XII “О местных органах государственной власти и управления” исполнительно-распорядительными органами в районах и городах республиканского подчинения являлись администрации соответствующих административно-территориальных единиц (статья 1). Данное правовое положение распространялось и на администрацию г.Казани, поскольку Казань являлась городом республиканского подчинения. К ведению администрации города относилось, в частности, руководство подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями (пункт 5 статьи 26 указанного Закона).
Таким образом, на основании действовавшего федерального и республиканского законодательства Глава администрации г.Казани обладал полномочиями по принятию оспариваемых Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, которые распространялись на подведомственные администрации города предприятия, учреждения и организации, включая МУП “Казгорэлектротранс”.
3. Согласно статье 103 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” пределы проверки Конституционным судом Республики Татарстан на соответствие Конституции Республики Татарстан закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта, указанного в жалобе заявителя на нарушение его конституционных прав и свобод, устанавливаются статьей 83 настоящего Закона. Согласно пункту 3 части первой указанной статьи Конституционный суд Республики Татарстан устанавливает соответствие Конституции Республики Татарстан законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов, в том числе по порядку опубликования.
В соответствии с частью третьей статьи 24 Конституции Республики Татарстан и частью третьей статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное предписание является одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина и носит императивный характер.
Постановление Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года №2311, которым утверждены оспариваемые Правила пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани как нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, после его принятия подлежало обязательному официальному опубликованию.
В действующем Уставе г.Казани, утвержденном решением представительного органа муниципального образования г.Казани от 17 декабря 2005 года №3-5, установлено, что официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления г.Казани, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории г.Казани. При опубликовании текста правового акта в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным (часть девятая статьи 63 Устава муниципального образования г. Казани).
В судебном заседании представитель стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, пояснил, что во исполнение пункта 2 постановления Главы администрации города Казани от 28 ноября 1997 года №2311 каждая единица маршрутных транспортных средств (салоны трамвайных вагонов, троллейбусных машин и автобусов) была экипирована распечатанными и выставленными в доступном для пассажиров месте Правилами пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, и таким образом, по его мнению, данные Правила были официально опубликованы.
Между тем положение о том, какое обнародование нормативного правового акта Главы администрации г.Казани являлось официальным опубликованием, содержалось в пункте 3 постановления Главы администрации города Казани от 30 декабря 1992 года №1401 “О порядке опубликования и введения в действие актов Главы администрации города Казани”, действовавшего на момент принятия оспариваемых заявителем Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, согласно которому официальным опубликованием являлось опубликование актов Главы администрации г.Казани в газетах “Шахри Казан” и “Казанские ведомости”.
На запросы Конституционного суда Республики Татарстан об опубликовании постановления Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года №2311 “О Правилах пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани” главный редактор газеты “Шахри Казан” и главный редактор газеты “Казанские ведомости” сообщили, что в данных газетах вышеуказанное постановление опубликовано не было.
Таким образом, оспариваемые Правила пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, утвержденные постановлением Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года №2311 “О Правилах пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г. Казани”, не были опубликованы официально для всеобщего сведения, что противоречит части третьей статьи 24 Конституции Республики Татарстан.
4. Признание Конституционным судом Республики Татарстан оспариваемых Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани в целом не соответствующими части третьей статьи 24 Конституции Республики Татарстан ввиду несоблюдения требования об обязательности опубликования официально для всеобщего сведения означает, что данный нормативный правовой акт не подлежит применению и, следовательно, в полном объеме не может служить основанием для регулирования соответствующих отношений и не влечет возникновения прав и обязанностей. В связи с этим оспариваемые заявителем А.А.Беленьким абзац первый пункта 2.6, пункт 2.7, подпункт “а” пункта 4.6, пункты 4.7 и 4.9 указанных Правил не содержат неопределенности в вопросе об их соответствии Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, жалоба заявителя в части проверки конституционности данных положений Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани не является допустимой, поскольку отсутствует установленное пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” основание к ее рассмотрению, и тем самым производство в силу статьи 63 указанного Закона по настоящему делу в этой части подлежит прекращению.
5. Согласно частям второй и третьей статьи 104 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” в случае если Конституционный суд Республики Татарстан признал закон Республики Татарстан или иной нормативный правовой акт либо отдельные их положения, примененные в конкретном деле, не соответствующими Конституции Республики Татарстан, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, и такое решение Конституционного суда Республики Татарстан служит основанием для пересмотра аналогичных дел компетентными органами Республики Татарстан.
Вместе с тем необходимо учитывать, что административная ответственность за безбилетный проезд на пассажирском городском и пригородном автомобильном транспорте и городском электротранспорте предусмотрена статьей 11.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях и наложение установленного в ней административного штрафа не предполагает обязательного применения Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани.
Таким образом, признание оспариваемых Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани не соответствующими Конституции Республики Татарстан само по себе не влечет пересмотра правоприменительного решения о наложении на гражданина А.А.Беленького административного штрафа за безбилетный проезд на городском электротранспорте, равно как и аналогичных дел в отношении иных граждан, если для этого не имеется других правовых оснований.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 63, частью второй статьи 66, статьями 67, 69, 71, 73 и пунктом 2 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан”, Конституционный суд Республики Татарстан
п о с т а н о в и л:
1. Признать Правила пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, утвержденные постановлением Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года №2311 “О Правилах пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г. Казани”, в полном объеме не соответствующими части третьей статьи 24 Конституции Республики Татарстан, поскольку они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.
Признание оспариваемых Правил не соответствующими Конституции Республики Татарстан само по себе не влечет пересмотра правоприменительного решения о наложении на гражданина А.А.Беленького административного штрафа за безбилетный проезд на городском электротранспорте, равно как и аналогичных дел в отношении иных граждан, если для этого не имеется других правовых оснований.
2. Производство по жалобе гражданина А.А.Беленького в части проверки конституционности положений абзаца первого пункта 2.6, пункта 2.7, подпункта “а” пункта 4.6, пунктов 4.7 и 4.9 Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г.Казани, утвержденных постановлением Главы администрации г.Казани от 28 ноября 1997 года №2311, прекратить.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан “О Конституционном суде Республики Татарстан” настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах “Ватаным Татарстан” и “Республика Татарстан”. Постановление должно быть также опубликовано в “Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан”.
№ 19-П. Конституционный суд Республики Татарстан.