Диплом не панацея

Что мешает полноценному внедрению инклюзии в вузах

Около 400 студентов-инвалидов учатся сегодня в вузах Татарстана. Много это или мало? Если вспомнить, что всего студентов в республике – больше 160 тысяч, то, это конечно, капля в море.

40

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: selectslhelp.com

Что мешает полноценному внедрению инклюзии в вузах

 

selectslhelp-504

 

Около 400 студентов-инвалидов учатся сегодня в вузах Татарстана. Много это или мало? Если вспомнить, что всего студентов в республике – больше 160 тысяч, то, это конечно, капля в море. О проблемах, которые мешают людям с ограниченными возможностями получать высшее образование, говорили на днях в Казанском государственном медуниверситете на круглом столе по вопросам инклюзивного образования в высшей школе.

 

Вообще, говорит президент Республиканской общественной организации инвалидов «Ника» Ирина Артемьева, высшее образование у нас всегда, еще с советских времен, было инклюзивным. В том смысле, что лучшие выпускники коррекционных школ (конечно, речь идет о людях с сохранным интеллектом) всегда могли поступать в вузы. И поступали. И учиться в институте в психологическом плане им было проще, чем, например, в обычной школе – все-таки контингент однокашников сильно различается в высших и средних учебных заведениях. Другой вопрос, что, даже несмотря на льготы, предусмотренные при поступлении в вузы для людей с ограниченными возможностями, их никогда не было много в университетских аудиториях. Причин тому много, и большинство из них актуальны до сих пор.

Во-первых, конечно, это безбарьерная среда. Точнее, ее отсутствие. Это сразу отсекает от высшего образования – по крайней мере, очного – колясочников. Сегодня вроде бы многое делается в этом плане, вот и в вузах входы оборудуют пандусами. Но, как констатировали на круглом столе, часто это делается формально, лишь в одном из зданий. И только при входе на первый этаж. Как такому студенту передвигаться дальше по этажам, как ездить из здания в здание, посещать библиотеку? Правильно – никак. Не говоря уже о том, что чаще всего люди на колясках даже до минимальной безбарьерной среды добраться не в состоянии – им просто из дома, где нет лифта или лифт маленький, не выбраться…

 


 

Даже несмотря на льготы, предусмотренные при поступлении в вузы для людей с ограниченными возможностями, их никогда не было много в университетских аудиториях


 

Другой момент. Среди студентов-инвалидов, констатирует Ирина Артемьева, преобладают люди с нетяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций и инвалиды по зрению. А вот неслышащих или слабослышащих практически нет. Это и понятно – они не могут слушать лекции без сурдопереводчика. А должность тьютора (помощника, который сопровождает инвалида во время учебы) в наших вузах пока не предусмотрена.

Кстати, именно проблемам образования людей с нарушениями слуха уделили много внимания на круглом столе. Оказывается, опыт их обучения в республике есть, и опыт хороший. Например, Казанский медицинский колледж набирает уже вторую группу таких студентов на специальность «зубной техник». Первая группа уже выпустилась, и из 11 человек 10 нашли работу по специальности, чем, естественно, очень довольны. Конечно, это потребовало от администрации колледжа определенных усилий, рассказала преподаватель Айгуль Гайнетдинова. Пришлось переработать все учебно-методические материалы, взять в штат все того же сурдопереводчика, педагогов учат подстраиваться под то, что их новые воспитанники мыслят медленнее, а утомляются быстрее здоровых сверстников. Но, как видим, дело того стоит – люди, которые до недавнего времени могли рассчитывать лишь на пенсию по инвалидности, получили хорошую профессию и возможность достойно зарабатывать.

 

 Ирина АРТЕМЬЕВА,
президент Республиканской общественной организации инвалидов «Ника»:
Среди студентов-инвалидов преобладают люди с нетяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций и инвалиды по зрению. А вот неслышащих или слабослышащих практически нет. Это и понятно – они не могут слушать лекции без сурдопереводчика. А должность тьютора (помощника, который сопровождает инвалида во время учебы) в наших вузах пока не предусмотрена.

Свой опыт работы с инвалидами по слуху у Университета управления «ТИСБИ». Здесь тоже есть сурдопереводчики, кроме того, комнаты для занятий оборудуют зеркалами – если студент отвлекся и отвернулся, он все равно увидит, что «говорит» переводчик, не пропустит важную информацию.

ТИСБИ, кстати, признанный лидер среди вузов Татарстана в сфере инклюзии. Студентов с ограниченными возможностями здоровья здесь учат давно, причем диагнозы у молодых людей самые разные. Огромный опыт позволил вузу недавно получить грант республиканского Министерства экономики «Правильный выбор профессии и эффективное трудоустройство». Именно проблема трудоустройства, поясняет Ирина Артемьева, самая главная для инвалида, получившего диплом о высшем образовании. К сожалению, пока работодатели не очень готовы принимать людей с ограниченными возможностями в коллектив. В ТИСБИ и раньше пытались эту проблему решать – приглашали представителей профильных компаний на открытую защиту дипломов, чтобы те своими глазами увидели возможности потенциальных работников. Теперь же, в рамках гранта, рассказала директор окружного учебно-методического Центра по обучению инвалидов Приволжского федерального округа (работающего на базе ТИСБИ) Елена Мелина, будут организованы юридические консультации и психологическое тестирование студентов-инвалидов, чтобы подобрать для них ту профессию, в которой они смогут потом быть востребованными. А с 8 апреля в вузе начнет проходить курс семинаров-тренингов для студентов со всей республики – молодежь станут учить, как достойно себя представить на рынке труда (этому, кстати, у нас пока и обычных студентов не учат).

– Вообще, всем вузам следовало бы заранее, учитывая количество своих выпускников из числа людей с ограниченными возможностями здоровья, договариваться с предприятиями и учреждениями о квотировании мест для них, – считает Ирина Артемьева. – Чтобы конкретно готовить специалиста под определенное место. Такая система, кстати, существует в Российском государственном гуманитарном университете в Москве. И это надо налаживать везде.

 


 

Проблема трудоустройства самая главная для инвалида, получившего диплом о высшем образовании. К сожалению, пока работодатели не очень готовы принимать людей с ограниченными возможностями в коллектив


 

 

Кроме того, полагают участники круглого стола, необходимо готовить специалистов по инклюзивному образованию – и для школ, и для вузов. Потому что внедрять его начали сейчас в стране активно, но профессионалов, понимающих, как это нужно делать, практически нет, и часто действуют методом тыка, что в такой тонкой сфере чревато множеством нежелательных последствий. Нужны и психологи, которые бы проводили для молодежи тренинги по профессиональной ориентации и социальной адаптации. Готовить необходимо и волонтеров, которые бы помогали студентам-инвалидам. Такую помощь и сейчас, конечно, они получают от сокурсников, и так было всегда, но сегодня, когда в государстве взят курс на внедрение инклюзии, это волонтерство нужно выводить на новый уровень, подходить к вопросу профессионально.

– В идеале у нас должна быть выстроена цепочка: коррекционная школа – колледж – вуз – конкретное предприятие, – уверена Ирина Артемьева. – И, видимо, для студентов-инвалидов нужно возвращать систему распределения.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще