Детство с цифрой

Новые технологии меняют условия взаимодействия ребёнка с окружающим миром

Детство – время обретения нашими маленькими согражданами умений и навыков, которые понадобятся им во взрослой жизни. Ребёнок открыт всему новому и активен в поисках дела по душе. И очень важно дать ему правильное направление приложения сил и умений.

Автор статьи: Елена СИМАКОВА

Фото: bashinform.ru

Новые технологии меняют условия взаимодействия ребёнка с окружающим миром. При этом важно не забывать о традиционных формах его социализации

 

 

Детство – время обретения нашими маленькими согражданами умений и навыков, которые понадобятся им во взрослой жизни. Ребёнок открыт всему новому и активен в поисках дела по душе. И очень важно дать ему правильное направление приложения сил и умений.

 

ЯРКИЙ СТАРТ

Каждый учебный год перед родителями встаёт большая проблема: чем занять ребёнка во внеурочное время? Хочется, чтобы малыши не сидели по вечерам в гаджетах, а проводили досуг с пользой и интересом. Лучший вариант, по мнению многих, – посещение кружков и секций. Такой же точки зрения придерживаются и специалисты в области детской психологии.

«Школа даёт учащимся базовые знания и умения. Для полноценного и гармоничного развития личности этого недостаточно. Дополнительное образование помогает раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка, позволяет ему найти свой собственный путь», – уверена психолог с более чем 25-летним стажем Элла Утикеева.

Кажется, что в эпоху цифры широта кругозора человеку не так уж и нужна: компьютер даст ответ на любой вопрос. Но важно не просто много знать, но и уметь применять свои знания и опыт на практике. Человечество стремительно развивается. Специа­листу будущего придётся работать на стыке нескольких дисциплин. Так, ваш ребёнок может стать кибердетективом и расследовать преступления, связанные с кибератаками, взломами компьютерных систем. Или, например, его привлечёт профессия science-художника – мастера, создающего произведения искусства на основе научных исследований и при помощи современных технологий. Дополнительное образование отвечает в том числе за профессиональную ориентацию.

Ребёнку нужно пробовать разные увлечения – в поисках по-настоящему привлекательного для себя. Нет ничего плохого в том, что малыши часто начинают новое дело, а затем отказываются от него. Так они выявляют свои интересы. Ведь только через собственный опыт человек осознаёт, что подходит именно ему. Даже если его пристрастия очевидны, с точки зрения окружающих.

«Мама может понаблюдать за своим чадом и определить его склонности к конкретному виду деятельности. Одни любят мастерить что-то своими руками, другие – петь или общаться с животными. Но, в принципе, примерять на себя можно любое интересное дело. Чем разнообразнее попытки, тем лучше», – отметила Элла Утикеева.

Единственное, чего делать не стоит – принуждать ребёнка заниматься предметом, в котором родителю не удалось реализоваться самому. Ваш малыш – это не вы. Если сын ненавидит танцевать, не записывайте его в балетную студию. Лучше пусть займётся карате или хоккеем.

«Развивается только свободный человек. Чем мы свободнее, тем больше в нашей жизни места для успеха и счастья»,– пояснила психолог.

При этом важно, чтобы ребёнок умел расставлять приоритеты. Кружок – лишь вспомогательная задача, на первом месте – всегда школа. Уроки – работа, которую надо делать хорошо. Дополнительные занятия должны создавать прекрасное настроение и вдохновлять на новые свершения.

 

ЯЗЫКОМ СТАТИСТИКИ

Какова же ситуация с дополнительным образованием в Татарстане? Кружки у нас развивают. В этом направлении ведётся активная работа, но определённые проблемы остаются.

В навигаторе дополнительного образования зарегистрированы 2279 организаций, которые реализуют 22 983 дополнительные общеобразовательные программы для детей. Такую информацию сообщили в пресс-службе Министерства образования и науки РТ. При этом почти две трети кружков остаются бесплатными.

Посещают внеурочные занятия почти 571,5 тысячи юных татарстанцев. В числе самых востребованных направлений подготовки – социально-гуманитарное (чуть более 28 процентов от общего числа обучающихся), художественно-творческое (24 процента) и естественно-научное (около 14 процентов).

При этом девочки отдают предпочтение проектам в области искусств и общеразвивающим программам художественной направленности. Мальчики охотнее записываются в технические кружки и спортивные секции. Всё объяснимо и логично.

 


Ребёнку нужно пробовать разные увлечения – в поисках по-настоящему привлекательного для себя. Нет ничего плохого в том, что малыши часто начинают новое дело, а затем отказываются от него. Так они выявляют свои интересы. Ведь только через собственный опыт человек осознаёт, что подходит именно ему


 

Помимо прочего, в респуб­лике действует 610 программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доля детей, охваченных дополнительными образовательными услугами, варьируется в зависимости от района. К сожалению, в 40 процентах муниципалитетов этот показатель ниже среднего значения­ по республике (примерно 87 человек из ста), а в 25 процентах – значительно ниже. По мнению ведомства, проблема недостаточно развитой инфра­структуры дополнительного образования связана в том числе с нехваткой ­кадров. Многие педагоги работают по со­вместительству.

Всего в татарстанских организациях дополнительного образования детей трудятся более 21 тысячи учителей.

 

НАЙТИ НУЖНОЕ

Государственные программы гарантируют качество. Ведь это проверенная временем система развития ребёнка. Кроме того, далеко не у всех родителей есть возможность обращаться к дорогостоящим услугам коммерческих организаций. Особые трудности в этом отношении испытывают многодетные семьи и одинокие родители: их средств хватает только на основные нужды.

Однако попасть на бюджет не так-то просто, даже если озаботиться этим заранее. Набор в бесплатные кружки и секции ограничен. Иногда, чтобы быть зачисленным, ребёнок должен пройти серьёзные вступительные испытания. Руководитель кружка оценит способности, а в отдельных случаях и физические данные малыша.

Количество доступных пришкольных кружков также ограничено. В начале учебного года детям предлагают на выбор несколько направлений, и хорошо, если два-три из них окажутся бесплатными. Знакомые мамы часто жалуются, что за внеурочные занятия в их учебных учреждениях отвечают приглашённые преподаватели, работу которых всё равно нужно оплачивать. К слову, в списке моих ежемесячных расходов тоже есть дополнительные занятия дочери по шахматам и робототехнике. Оба направления ведут сторонние педагоги. Да, лекции и тренировки проходят после уроков – прямо в нашей школе. Но не безвозмездно.

Поиск подходящих кружков и секций – задача не из простых. Важно взвесить все пожелания и возможности ребёнка, а также имеющиеся у вас ресурсы. Главное – найти оптимальный вариант, который устроит все заинтересованные стороны.

 

НАЧНЁМ СЕГОДНЯ

Дополнительные занятия и спортивные секции – прекрасное средство спасения детей от безделья и вовлечения в деструктивные сообщества. И не нужно расстраиваться, если чадо отдало предпочтение «бесполезному», по-вашему мнению, направлению, а перспективные секции проигнорировало. Любое занятие  для души обогащает личность и дарит яркие эмоции.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще