Как призвать к порядку байкеров, нарушающих тишину городов в ночное время
Количество транспорта на татарстанских дорогах неуклонно увеличивается. Обостряется и проблема взаимоотношений участников дорожного движения. Несмотря на правила, обязательные для всех, пресловутый закон джунглей «Кто сильнее, тот и прав» не изжил себя. О пешеходах и говорить не приходится. Несмотря на все зебры и островки безопасности на оживленных автотрассах им всегда нужно держать ухо востро.
А летними ночами порой не заснуть от шума, издаваемого двигателями авто и особенно мотоциклов, которые поздним вечером только-только выбираются на «прогулку».
Пару недель назад в Казани на проспекте Победы произошла авария с участием автомобиля «Лада-Калина» и мотоцикла Yamaha. Водитель и пассажирка байка погибли на месте. Как позже выяснилось, водитель автомобиля не заметил перемещение мотоцикла и протаранил его. Очевидцы утверждают, что Yamaha двигалась по автобусной полосе на скорости 135 км/ч. Определить степень вины каждого из участников движения предстоит следствию, решение о наказании примет суд. Безусловно, это важно и нужно, вот только вернуть две молодые жизни правосудие не в силах…
Так как же спасать байкеров и спасаться от байкеров? Именно этим вопросом озадачились севшие за стол переговоров, простите, за круглый стол под названием «Профилактика ДТП с мототранспортом. Формирование культуры безопасности дорожного движения», состоявшийся на днях в Управлении ГИБДД МВД по РТ, руководители республиканской Госавтоинспекции, юристы, автомобилисты, байкеры и представители населения, страдающего по ночам от рева двигателей.
Штраф за слишком громкий шум от работы автомобиля, мотоцикла, который превышает установленные нормативы, составляет 500 рублей. Для составления протокола инспектору потребуется доказать, что транспортное средство превышает допустимый порог шума. Чтобы это сделать, потребуется специальный прибор – шумомер, который устанавливается на расстоянии 50 см от среза выхлопной трубы. Допустимый уровень шума – 96 децибел с погрешностью 3 децибела
КТО ПРАВ?
Июльское происшествие переполнило чашу терпения Госавтоинспекции, до этого довольно лояльно относившейся к людям в проклепанных куртках. Было объявлено усиление контроля за двухколесным моторным транспортом. Число остановленных, а порой и на время расставшихся с любимым мотоциклом, эвакуированным на штрафстоянку, оказалось весьма значительным. Самым неприятным оказался тот факт, что под удар попали и законопослушные байкеры – те, кто останавливался по требованию инспектора ГИБДД, не чувствуя за собой никакой вины. Например, Михаил Шутов – мотолюбитель с большим стажем, проехав от Владивостока до Москвы, получил только один небольшой штраф. А в родной Казани не смог доказать инспектору, определившему неисправность в его байке пресловутым органолептическим способом, что его техника в полном порядке. И если б он один… Это беззаконие, уверены байкеры.
Задача «творить беззаконие», по словам главы республиканской Госавтоинспекции Рифката Минниханова, личному составу никогда не ставилась. «Если сотрудник берет на себя слишком много, то инспекция принимает меры. Поверьте, есть и административные дела на недобросовестных сотрудников, есть и уголовные. Часть претензий мотоциклистов обоснована, будем разбираться. Давайте жить по правилам, мы готовы работать с вами. Выезжайте с нами в рейды, по-смотрите на проблему с другой стороны. Один раз поможешь погрузить трупы в спецмашину, послушаешь возмущенное население и изменишь взгляд на ситуацию».
Наша справка |
Из общего количества транспорта, состоящего на учете в Госавтоинспекции, а это почти миллион триста единиц, мотоциклов – одиннадцать тысяч триста. В Казани байков – 1835 из 380 тысяч единиц транспорта. Нарушений правил дорожного движения мотоциклисты добавляют в общую копилку немного – менее десятой части процента от 2,5 миллиона, зафиксированных за первое полугодие этого года. Да к тому же мотоцикл – транспорт сезонный. Осенью все байкеры пересаживаются либо в авто, либо на общественный транспорт в терпеливом ожидании будущей весны. |
В цифрах официальной статистики есть некоторые неточности, отметил Рифкат Минниханов. Дело в том, что далеко не все мотоциклы зарегистрированы, а именно эти «привидения» чаще попадают в аварии. И нарушений у них хватает, причем часто безнаказанных, потому что на требование инспектора недобросовестный байкер не останавливается, догнать его на машине невозможно, да и на полицейском мотоцикле непросто – «гонки» по городу запрещены во избежание создания аварийных ситуаций, пояснил он.
«У нас сложившиеся отношения с байкерами, – подчеркнул Рифкат Минниханов. – Воспитанные взрослые люди проблем, как правило, не доставляют. Не секрет, что в последнее время наши мотоклубы организовывают серьезные мероприятия с участием нескольких сотен мотоциклов. К примеру, в мае около 800 мотоциклистов сконцентрировались в районе Центрального стадиона и организованно, не создавая проблем остальным участникам движения, выехали на М-7.
Но, например, тот факт, что из без малого девяти тысяч нетрезвых водителей, задержанных с начала этого года, сто шестьдесят пять – мотоциклисты, не может не настораживать. Если доля нарушений поклонников двухколесного моторного транспорта составляет менее сотой процента, то доля пьяных – уже почти два процента. Так что назвать обстановку благополучной я бы не решился. И подавляющее большинство аварий – в сельской местности и с незарегистрированными мотоциклами. Да еще и навеселе. Июль показывает, что проблема есть».
ДЕВИЗ: «СЛАБОУМИЕ И ОТВАГА»
Именно так охарактеризовал «боевой настрой» любителей «тупо погонять», к примеру, по Южной трассе, которая местами сильно напоминает стиральную доску, серебряный призер Кубка России по шоссейно-кольцевым гонкам Сергей Галкин. Инструктор по управлению мотоциклом, он уверен, что людей нужно учить безопасно ездить по улицам. Интересным показалось и его другое предложение. Во многих европейских странах, даже имея неограниченные финансовые возможности, новичку нельзя купить мощный байк. «Это утверждено законом, так что начинают все с малокубатурной техники. И дальше – по ступеням, если не пропадет желание, можно приобретать все более и более мощный мотоцикл, – поведал Сергей Галкин. – Если инициировать такой закон у нас, то мы смогли бы спасти много жизней».
Пожалуй, к мнению человека, более десяти лет занимающегося мотогонками, стоит прислушаться. «А вообще, хочешь погонять – приезжай на трек, – продолжил мотогонщик. – Хотите ездить быстро – научу, а заодно объясню разницу между ездой на треке и по улице. Если мы не будем прививать дорожную культуру мотоциклистам в самом начале пути, на стадии обучения, проблему не решить. Так и будем бороться со следствием, а не с причиной».
В Татарстане за первое полугодие этого года произошло 69 ДТП с участием мотоциклистов. Это на полтора процента больше, чем за первое полугодие года ушедшего. В мотоавариях погибли семь человек, пострадали семьдесят семь (плюс 5,5 процента). Рост, увы, налицо
Итогом прошедшего круглого стола стала резолюция, согласно которой байкеры обязуются управлять мотоциклом только при наличии открытых категорий «А», «А1», «М» в водительском удостоверении, уважительно относиться к другим участникам дорожного движения, соблюдать ПДД и закон о тишине – не гонять по ночам и не шуметь. Кроме того, мотоциклисты не должны вносить изменения в конструкцию своих мотоциклов, а проводить соревнования обязуются только на специально подготовленной трассе, отвечающей мерам безопасности.
Резолюция правильная, только законопослушной части байкерского сообщества все это и так понятно. Проблема-то не в них, а в тех неорганизованных и недисциплинированных личностях, от которых весь вред. А они никаких обязательств никому не давали…
…А «ночные покатушки» в городе как-то сошли на нет. Во всяком случае, жители улиц Вишневского, Татарстан, Салимжанова, Павлюхина, проспекта Амирхана, Танкового кольца, жаловавшиеся на невыносимый шум ревущих по ночам моторов, вот уже вторую неделю спят спокойно. Неужели для того, чтобы убедить людей соблюдать закон, нужно принимать экстремальные меры?