Очередной, 44-й по счёту «Дакар» стартует 2 января в Хаиле и завершится 14 января в Джидде в Саудовской Аравии. Административные и технические проверки команды пройдут 30 и 31 декабря, а также 1 января, в день, когда состоятся стартовый подиум и пролог гонки. День отдыха запланирован на 8 января в столице страны Эр-Рияде.
Гонка ещё не началась, а два неприятных факта в её летописи уже зафиксированы. Российские участники ралли-марафона не смогут выйти на старт гонки под национальным флагом, а будут выступать под эгидой Российской автомобильной федерации (РАФ). В 2022 году «Дакар» станет этапом чемпионата мира по ралли-рейдам, и, таким образом, с учётом санкций со стороны Всемирного антидопингового агентства (WADA) российские спортсмены не могут выступать с национальной символикой на чемпионатах мира и Олимпийских играх до декабря следующего года.
Также организаторы «Дакара» из компании Amaury Sport Organisation (ASO) официально объявили, что белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» не сможет принять участие в гонке 2022 года. Отстранение связано с санкциями, которым подвергнут Минский автомобильный завод.
Три экипажа «МАЗ-СПОРТавто» на момент презентации очередного «Дакара» находились в предварительном списке участников грузового зачёта, однако затем были исключены из него, что стало неожиданностью для представителей белорусской команды.
«Вследствие мер, принятых Европейским союзом и затрагивающих различные белорусские юридические лица, включая автопроизводителя МАЗ, французские власти проинформировали организаторов «Дакара», что для МАЗа юридически невозможно принять участие в гонке 2022 года. Организаторы «Дакара» были вынуждены проинформировать МАЗ об этом решении», – говорится в сообщении пресс-службы ASO.
Что любопытно, официально белорусская команда получила отказ только 1 декабря, когда автомобили участников уже были погружены на паром в Марселе. Команда «МАЗ-СПОРТавто» уже уплатила все заявочные взносы, немало средств потратила на подготовку техники и экипажей, не без труда сумела выбраться из Минска и уже держала курс на столицу Франции, когда до неё дошли неприятные новости.
В очередном «Дакаре» примут участие четыре наших экипажа. В машине под 500-м номером гонку начнёт экипаж Дмитрия Сотникова (штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов). У экипажа Антона Шибалова (штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов) 501-й номер. Экипажу Эдуарда Николаева (штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков) организаторами присвоен 505-й номер, а под 509-м номером на трассу выйдет экипаж Андрея Каргинова (штурман Андрей Мокеев, механик Иван Мальков)
Почему организаторы не сообщили об отстранении раньше? Всё-таки можно предположить, что они до последнего пытались уладить ситуацию. Ничего подобного в истории проведения ралли-рейдов не случалось, и они надеялись сохранить состав участников, ведь экипажи белорусской команды даже получили стартовые номера. Конечно, нельзя исключать тот вариант, что и сами организаторы ралли были поставлены французскими властями перед фактом в самый последний момент.
«Сход» с трассы «Дакара» команды «МАЗ-СПОРТавто» существенно сократит конкуренцию в классе грузовиков и снизит степень важности победы в этом разряде. Похоже, многим крайне не нравятся достижения «КАМАЗ-мастера» и его белорусских коллег, раз они пытаются политические проблемы переносить на чисто спортивное состязание «Дакар».
Команда «КАМАЗ-мастер» выпустила официальное заявление по решению организаторов «Дакара» исключить из числа участников «МАЗ-СПОРТавто», в котором выразила поддержку коллегам. «Мы выражаем поддержку нашим друзьям-спортсменам из Беларуси и надеемся, что совместно с организаторами гонки они смогут решить возникшие проблемы и будут задействованы в соревновании, которое при их участии, несомненно, будет ярче и интереснее», – говорится в заявлении «КАМАЗ-мастера».
И знаменитый чешский гонщик, многократный участник ралли-марафона «Дакар» Алеш Лопрайс выступил в поддержку белорусской команды. «Мы бы хотели поддержать «МАЗ-СПОРТавто» в их стремлении стать участниками предстоящего ралли «Дакар-2022». Политика не должна никак влиять на спорт. Ребята, мы с вами! #MAZ4DKR2022», – написал Лопрайс в своём аккаунте в «Инстаграме».
Но организаторы своего решения менять не собираются, и «Дакар», не начавшись, уже потерял три экипажа. Всего же в гонке заявлены 430 участников, которые будут вести борьбу в пяти категориях – мотоциклы, квадроциклы, мотовездеходы, внедорожники и грузовики. Российские спортсмены выступят в четырёх разрядах из пяти – не будет участников в классе мотоциклов.
Машины команды «КАМАЗ-мастер» 30 ноября во французском Марселе были погружены на паром для отправки техники участников гонки на Аравийский полуостров.
В очередном «Дакаре» примут участие четыре экипажа. В машине под 500-м номером гонку начнёт экипаж Дмитрия Сотникова (штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов). У экипажа Антона Шибалова (штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов) 501-й номер. Экипажу Эдуарда Николаева (штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков) организаторами присвоен 505-й номер, а под 509-м номером на трассу выйдет экипаж Андрея Каргинова (штурман Андрей Мокеев, механик Иван Мальков).
Новый грузовик команды уже успели оценить игроки сборной Англии по регби, которые в ходе тренировки в рамках подготовки команды к матчу с действующим чемпионом мира по регби – сборной ЮАР – устроили состязание по перетягиванию каната с восьмитонным грузовиком команды «КАМАЗ-мастер».
До начала состязания члены сборной не до конца понимали, какая задача им предстоит, – грузовик им не показывали, чтобы получить эффект внезапности. Тренировка прошла на побережье острова Джерси в проливе Ла-Манш, а за рулём капотного грузовика был опытный пилот «КАМАЗ-мастера» Айрат Мардеев.