ХОЧУ ЖИТЬ В ЧИТАЮЩЕЙ СТРАНЕ
Но сначала немного футурологии. Представьте, что у каждого россиянина на главном экране смартфона есть «книжная кнопка» и с ее помощью человек одним легким касанием сразу попадает в мир книг, библиотек и соответствующих сервисов. Автор этого дерзкого полета фантазии – петербуржец Денис Котов, создатель цифровой платформы «Книжные маяки», основатель книжной сети «Буквоед» и ряда других проектов по распространению изданий и чтения, еще недавно казавшихся столь же фантастическими. При этом член правления Российского книжного союза (организатор форума) твердо стоит на земле и буквально как мантру повторяет те довольно скромные цифры, на которые российские «книжники», к коим он себя причисляет, могут и должны ориентироваться уже сейчас. По его мнению, вполне достижимо, чтобы как минимум 80 процентов россиян прочитывали в год не менее 12 книг, то есть тратили в среднем на чтение около 30 минут в день. «Мотивация у меня очень простая. Я хочу, чтобы мои дети жили в читающей стране и все свои активности в книжной сфере посвящаю прежде всего им, – говорит Денис Котов. – И таких родителей много. Можно, конечно, покупать своим детям на 16-летие машины, а можно попытаться сделать и свою, и их жизнь станет богаче в плане культуры и языка, потому что книга – это прежде всего смыслы». По мнению эксперта, главное, что нужно читающей стране – это скоординированная деятельность профессионалов, органов власти и представителей бизнеса. И в кои-то веки они собрались вместе на одной площадке под названием фестиваль-форум «Литературный флагман России», чтобы выработать необходимые механизмы, которые объединили бы сотни заинтересованных организаций вокруг читательской аудитории.
НЕБО, САМОЛЕТ, «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
Отдельно на форуме обсуждалась тема развития инфраструктуры чтения, которая не ограничивается сегодня традиционными книжными лавками, библиотеками и маркетплейсами. Все более заметную роль в продвижении книги и чтения играют крупные технологические корпорации. Воздушные и подземные библиотеки, литературные поезда, проекты «Читаем в дороге», «Мобильные книги» – все это открывает поистине безграничные возможности для современных читателей, а обычные поездки превращаются в своеобразное роуд-муви.
Так, недавно компания «Аэрофлот» и Российская государственная библиотека (бывшая «Ленинка») запустили уникальный сервис «Книги в небе». По словам присутствовавшего на форуме представителя авиакомпании, на сегодняшний день в бортовую стриминговую систему «Аэрофлота», наряду с кинофильмами, загружено более 200 книг, и это только начало. А по итогам первых недель работы сервиса самой востребованной книгой в небе оказалась чеховская «Дама с собачкой».
Похожим сервисом обзавелись и Российские железные дороги, причем значительно раньше. Корпоративной электронной библиотекой РЖД сегодня могут пользоваться пассажиры 77 поездов дальнего следования. Также компания стояла у истоков привычного сегодня для многих буккроссинга, когда книги можно брать или оставлять в тех же поездах или на вокзале. «Мы были в числе пионеров такого формата, и нам понадобилось лет пять, чтобы привить нашим пассажирам определенную культуру пользования буккроссингом. А до этого было немало случаев, когда люди забирали все, что было на книжных полках, и просто уходили», – рассказал начальник департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Максим Лунев. По его словам, сегодня к услугам читающих пассажиров около тысячи оцифрованных книг из фондов РГБ. Как и в случае с «Аэрофлотом», это в основном русская и зарубежная классика – Пушкин, Достоевский, Чехов, Герберт Уэллс, Вальтер Скотт. «В этом плане мы движемся дальше, и в ближайшее время по договоренности с цифровым сервисом «Литрес» ежемесячно будем размещать на нашем портале «Попутчик» не менее 50 аудиокниг современных авторов, бестселлеров в полном смысле этого слова», – поделился планами Максим Лунев.
КНИГА В РУКАХ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ
Книжная индустрия переживает период трансформации: литература замещается контентом, традиционные технологии – цифрой, и все это на фоне глобальных цивилизационных перемен. Серьезные вызовы требуют новых подходов и инструментариев, а также встроенности книжной отрасти в креативную экономику. Об этом шла речь на итоговой пленарной сессии форума, в ходе которой президент Российского книжного союза Сергей Степашин говорил о национальных проектах развития чтения, генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьёв – о традиционных ценностях и ответственности книжного бизнеса, а министр культуры Татарстана Ирада Аюпова предложила расширить функционал «Пушкинской карты», распространив ее действие на покупку книг.
Российская книжная индустрия – один из активных игроков цифровой экономики. Книги продолжают отвечать всем требованиям классического продукта и при этом успешно вписываются в новые сценарии потребления, отмечали участники форума
В обсуждении вызовов, оказавшихся весьма чувствительными для книжной индустрии, принял участие и первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике Денис Кравченко. «Действительно, книжная отрасль переживает масштабную перестройку. Мы видим очевидный крен в сторону цифры. Но я уверен, что бумажные носители тоже останутся. Книга в руках – это особое состояние души», – отметил спикер. По его словам, книгоиздание в нашей стране активно развивается, хотя и не без проблем. Например, Денис Кравченко выразил сожаление, что покупка книг сегодня ощутимо бьет по карману, и в связи с этим коснулся еще одной ключевой темы форума – креативных индустрий, о которых сегодня много говорят, но мало кто понимает, что это такое.
Стоит пояснить, что в конце прошлого года Госдумой в первом чтении был принят законопроект о развитии креативных (творческих) индустрий, одним из разработчиков которого является Денис Кравченко. По его словам, согласно этому законопроекту в число креативных индустрий вошла и книгоиздательская деятельность. «Это общемировая практика», – подчеркнул спикер и аргументировал, почему важно принять этот документ как можно быстрее. «Наша задача – этой законодательной новеллой ввести и закрепить на федеральном уровне понятийный аппарат, чтобы у всех была полная ясность, что такое креативная индустрия, креативная экономика, креативный кластер и так далее. С другой стороны, мы хотим дать инструмент региональным властям (а этим законопроектом им делегируются большие полномочия), чтобы они на своем уровне могли поддерживать представителей креативных индустрий и книгоиздателей в частности», – рассказал Денис Кравченко. По его словам, как только будут сняты существующие на сегодня разногласия вокруг этого законопроекта, он пройдет второе и третье чтения. Заместитель главы Комитета Госдумы по экономической политике выразил надежду, что долгожданный закон о креативных индустриях будет принят уже в текущую весеннюю сессию. «Далее мы намерены убедить Правительство поддерживать креативные индустрии как минимум льготным налогообложением или созданием каких-то дополнительных механизмов на федеральном уровне», – пообещал участникам книжного форума Денис Кравченко.