Цены вырастут, салоны разорятся: автомобили в Татарстане становятся роскошью

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Критическое падение продаж новых автомобилей и разорение до трети дилеров предрекают эксперты авторынка в 2025 году. Если 2024-й еще удалось закончить с ростом, поскольку многие спешили запрыгнуть в последний вагон до повышения утильсбора, то сейчас покупательские возможности иссякли. Львиная доля покупателей приобретала машины в кредит, теперь займы стали неподъемными, при этом цены на авто продолжают расти, как на дрожжах. По прогнозам, в ближайшие пять лет они увеличатся вдвое.

Цены вырастут, салоны разорятся: автомобили в Татарстане становятся роскошью

НАБРАЛИ КРЕДИТЫ И КУПИЛИ

Как рассказал «РТ» исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Игорь Чикин, продажи новых авто в минувшем году выросли по сравнению с 2023-м с 1,3 млн до 1,6 млн. Всплеск продаж пришелся на сентябрь-октябрь 2024 года, когда автомобилисты узнали о грядущем серьезном повышении утильсбора и, соответственно, цен на новые машины.

– Все, кто хотел, уже набрали кредиты и купили машины осенью. Еще большой вопрос, как люди будут отдавать кредиты под такие бешеные проценты, – переживает Чикин за обладателей новеньких авто. – Но несмотря на рост продаж, многие дилеры закончили год с убытками. Потому что кредитные ресурсы очень дорогие, стоимость машин растет, а заламывать цены в автосалонах продавцы не рискуют. 2025 год, по нашим оценкам, будет критический: рынок упадет на 25% – примерно до 1,2 млн проданных автомобилей. До трети дилеров могут разориться. 1,2 млн проданных авто – это очень мало. Для понимания: сейчас в России действующие мощности автозаводов рассчитаны на 1,8 млн машин в год, один только «АВТОВАЗ» выпускает с конвейера больше полумиллиона авто. Для того, чтобы развивать производство, рынок должен поглощать минимум 2 млн машин в год. А с показателями чуть ли не вдвое ниже ни о каком развитии речь не идет.

По словам автоэксперта, за три года стоимость автомобилей в России увеличилась вдвое, а в течение ближайшей пятилетки ценники вырастут еще в два раза. Уже кажется нереальным, что в 2012 году китайскую Chery можно было купить за 350 тыс. рублей – в 10 раз дешевле, чем сейчас.

ДЕНЕГ НЕТ И НЕ БУДЕТ

– Несмотря на то, что в конце прошлого года дилеры устраивали распродажи и цены были даже ниже, чем в сентябре, машины уже никто себе не мог позволить из-за драконовских кредитных ставок. 2025 год будет сложным для авторынка, потому что у людей нет денег и взяться им неоткуда, – подтвердил печальную тенденцию руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов.

Эксперт обратил внимание на то, что при нынешней недоступности кредитов многие автосалоны продают машины только в кредит, зарабатывая на допах и комиссиях со страховок.

– Ведь с самого автомобиля маржа у них всего 50-100 тыс. рублей. Если вы придете с наличными, вам скажут, что этого автомобиля уже нет в наличии или назовут другую цену. Например, машина стоит 2,7 млн, автосалон занижает ее стоимость до 2,3 млн с условием покупки в кредит. Но по факту вы все равно его купите за 2,7 млн: вам накрутят допоборудование, страховки и так далее, – объясняет Золотов.

– Автосалоны не боятся таким образом растерять последних клиентов? – поинтересовалась у него корреспондент «РТ».

– Машины-то людям негде покупать, кроме как в салонах, вот они и наглеют. В сфере покупки-продажи машин по схеме параллельного импорта появилось очень много мошенников. Например, вам могут подсунуть авто, находящееся в залоге, при постановке машины на учет в России этого никто не увидит. А через какое-то время в другой стране банк подает в суд, выигрывает, автомобиль арестовывают и отправляют обратно. Поэтому многие предпочитают покупать машину здесь: пусть дороже, зато спокойнее.

Цены вырастут, салоны разорятся: автомобили в Татарстане становятся роскошью

«ЕВРОПЕЙЦЕВ» СДАЮТ НА ЗАПЧАСТИ

Если в первый год после введения санкций жители Татарстана предпочитали новым и на тот момент неизученным китайским автомобилям подержанные авто европейских или корейских марок, то уже к концу 2023-го стали пересаживаться на «китайцев». А сейчас, говорят наши эксперты, бренды из Поднебесной захватили львиную долю рынка новых авто в России. По цене, презентабельному внешнему виду и богатой «начинке» они выигрывают у продукции отечественного автопрома. Ну а больше на рынке, в общем-то, ничего и не осталось.

– Хороших, довольно свежих европейских б/у машин уже практически нет. Сейчас очень сложно найти на них запчасти, поэтому многие владельцы не латают их для продажи, а отдают в качестве «доноров» на разборку. И покупают себе новый Haval, – обрисовал ситуацию Золотов. – Некоторые китайские автомобили уже хорошо себя зарекомендовали, люди третий год на них ездят и проблем не знают. Это тот же Haval, Lifan, Chery, Jetour, их закупают и автопарки. Вообще надо ориентироваться на те машины, которые уходят в такси и в каршеринг, – это самые надежные и дешевые в обслуживании автомобили. Не стоит брать любую китайскую марку, изучите отзывы: некоторые «китайцы» не рассчитаны на российский климат и просто не заводятся в мороз, например, такие проблемы были с Lixiang L9.

Б/У РЫНОК ТОЖЕ ПРОСЕЛ

На рынке подержанных автомобилей сейчас тоже спад. Как рассказал нам руководитель татарстанской компании «Твой Автоэксперт» Павел Кузнецов, б/у премиум-автомобили стали покупать на 25-30% меньше, спрос в бюджетном сегменте (Hyndai, Kia, Mazda) упал на 50%.

– Те, кто раньше обращался к нам за подбором трех-пятилетних BMW, Mersedes и Porshe, стали пересаживаться на новый китайский премиум: Lixiang, Voyah, Zeekr. Те, кто ищет машину попроще, рассматривают б/у «китайцев», они стали появляться на рынке и набирают популярность: Haval, Chery, Geely. Но и классические марки (Toyota, Hyndai, Škoda Kia, Mazda и др.) пока не ушли с рынка и продолжают интересовать автолюбителей, – отметил Кузнецов.

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
Еще