Насколько эффективно расходовались государственные ресурсы, выделенные в 2014–2015 годах и I полугодии 2016 года организациям профессионального образования, подведомственным Минобрнауки РТ? Результаты соответствующего аудита рассмотрела недавно коллегия Счетной палаты республики.
Аудит проводился по поручению Госсовета РТ. Докладывая о результатах проверки, аудитор Сергей Колодников сообщил, что в рамках государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014–2020 годы» мероприятия по развитию профессионального образования с 2014 года по октябрь 2016 года профинансированы в объеме 14,4 млрд рублей. За этот период подготовлено 23293 специалиста.
Вместе с тем проблемными остаются вопросы дальнейшего их трудоустройства. Например, по итогам двух последних учебных годов доля выпускников, трудоустроенных в первый год по полученной специальности (профессии), составила соответственно 58 и 50 процентов. Это свидетельствует о неполной востребованности подготовленных специалистов.
По итогам двух последних учебных годов доля выпускников, трудоустроенных в первый год по полученной специальности (профессии), составила соответственно 58 и 50 процентов
Несоответствие уровня полученной специальности и количества выпускников определенных профессий запросам работодателей приводило к необходимости дальнейшей переподготовки выпускников учреждений профобразования. Об этом говорит и доля нуждающихся в трудоустройстве лиц, имеющих среднее профессиональное образование. По данным службы занятости, на 1 июля 2016 года она составляла 38,5 процента от общего числа безработных (5900 человек). При их переобучении требуются значительные затраты, отмечается в материалах Счетной палаты.
Первый заместитель министра образования и науки Андрей Поминов сообщил, что с 2014 года в республике ежегодно прогнозируется потребность экономики в кадровых ресурсах, с 2015 года формируется госзаказ на подготовку (в том числе ускоренную) специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Утверждается Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики.
Несоответствие уровня полученной специальности и количества выпускников определенных профессий запросам работодателей приводило к необходимости дальнейшей переподготовки выпускников учреждений профобразования
По его словам, создание ресурсных центров (сейчас их 20), активное участие образовательных учреждений в движении WorldSkills Russia способствуют развитию республиканской системы профобразования в соответствии с международными стандартами и нуждами потенциальных работодателей.
– В девяти проверенных ресурсных центрах к 2016 году заключено 194 договора о сотрудничестве с работодателями в части совместной подготовки кадров, стажировки сотрудников и информационного взаимодействия, – сказал Сергей Колодников. – Однако договорами дальнейшее трудоустройство выпускников работодателями-партнерами не предусматривается.
Андрей ПОМИНОВ, первый заместитель министра образования и науки РТ: | |
Создание ресурсных центров, активное участие образовательных учреждений в движении WorldSkills Russia способствуют развитию республиканской системы профобразования в соответствии с международными стандартами и нуждами потенциальных работодателей. |
В этой связи Счетной палатой отмечена необходимость законодательного определения механизма взаимодействия ресурсных центров с работодателями путем внесения изменений в Положение о ресурсных центрах, поскольку решение вопроса базового партнерства по линии «работодатель – учебное заведение» для большинства учебных заведений остается актуальным. В материалах аудита эффективности также отмечается, что невысокий уровень оплаты труда преподавателей и мастеров производственного обучения не способствовал повышению качества профессионального образования.
Между тем в отдельных учреждениях сумма зарплаты руководителей превышала установленный трудовыми договорами четырехкратный размер по отношению к средней зарплате педагогов. Например, в 2015 году в Буинском ветеринарном техникуме превышение составило 5,4 раза; в Альметьевском политехническом техникуме – 6,6 раза; в Камском политехническом колледже им. Л.Б.Васильева – 7,4 раза.
Признавая наличие проблемы, первый заместитель министра пояснил: с 2017 года на выплату зарплаты педагогического состава должно направляться не менее 75 процентов доходов от внебюджетной деятельности учреждений профобразования (ранее направлялось не менее половины доходов). Кроме того, с 1 января повышена зарплата преподавателям ресурсных центров, и, как отметил Андрей Поминов, «мы планируем, что будем идти с опережением графика по выполнению майских указов Президента России в части повышения зарплаты».
В восьми проверенных учреждениях не соблюдались нормы амортизационных отчислений, что привело к искажению стоимости основных средств на общую сумму 20,4 млн рублей
В ходе проведенных Счетной палатой проверок в учреждениях профессионального образования выявлены отдельные нарушения и недостатки. Например, в результате завышения данных по отоплению зданий, по шести учреждениям завышены выделенные субсидии на выполнение государственного задания более чем на 11 млн рублей. В частности, Казанскому колледжу малого бизнеса и предпринимательства в 2014–2015 годах объем средств завышен на 3,6 млн рублей.
Отмечены также нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью. Так, в Казанском автотранспортном техникуме им. А.П.Обыденнова не использовались здания столовой, учебного корпуса, механические мастерские, гараж общей стоимостью почти 17 млн рублей. При этом расходы техникума на их содержание, включая зарплату охраны и коммунальные услуги, составили за проверяемый период 1,3 млн рублей.
В Казанском авиационно-техническом колледже им. П.В.Дементьева был проведен ремонт на общую сумму 5 млн рублей. Однако на момент проверки из-за допущенных технических недочетов объект по назначению не использовался. Инспекция государственного строительного надзора РТ вынесла предписание об устранении нарушений.
В восьми проверенных учреждениях не соблюдались нормы амортизационных отчислений, что привело к искажению стоимости основных средств на общую сумму 20,4 млн рублей.
В ходе проверки устранены нарушения и недостатки на общую сумму 131,3 млн рублей (96,4 процента от объема выявленных нарушений).
По итогам аудита подготовлены предложения и рекомендации, направленные на развитие республиканской системы профессионального образования. Отчет о результатах аудита эффективности направлен в Государственный Совет и Кабинет Министров республики, информирует пресс-служба Счетной палаты РТ.