Чтобы недвижимость можно было продавать и завещать

Нынешним летом произошли важные изменения в законодательстве

О нововведениях, касающихся новой «дачной амнистии» и бесплатной приватизации садовых наделов, мы попросили рассказать заместителя руководителя Управления Росре­естра Татарстана Лилию Бурганову.

Автор статьи: Шамиль БАГАУТДИНОВ

Фото: edinstvo-nk.ru

 

 

Нынешним летом произошли важные изменения в законодательстве. Так, с 1 июля продлён ещё на пять лет срок «дачной амнистии», с 14 июля – срок бесплатного предоставления земельных участков членам садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) и огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ). Что всё это значит для граждан? О нововведениях, касающихся новой «дачной амнистии» и бесплатной приватизации садовых наделов, мы попросили рассказать заместителя руководителя Управления Росре­естра Татарстана Лилию Бурганову.

 

– Лилия Барисовна, наших садоводов и дачников вновь порадовали – продлили срок бесплатной приватизации участков. Разъясните, кто может воспользоваться данным правом и что нужно для этого сделать?

– До 1 марта 2031 года получить участок у органа местного самоуправления без торгов могут члены садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, созданных до 1 января 2019 года, а также члены СНТ и ОНТ, созданных путём реорганизации таких обществ. При этом они имеют право приобрести земельный участок в собственность бесплатно без проведения торгов независимо от даты вступления в эти организации.

 

– Куда обратиться садоводам, которые хотят приватизировать свой участок?

– Ошибаются те, кто сразу идут в Росреестр. Мы не предоставляем земельные наделы, а регистрируем права на них на основании уже имеющихся у граждан правоустанавливающих документов. Согласно Земельному кодексу РФ выделением участков занимаются органы местного самоуправления. Соответственно, заявление и необходимые документы (схема расположения участка и протокол общего собрания членов СНТ о распределении надела) нужно подавать в администрацию того муниципального образования, на территории которого он находится.

Проверив документы, муниципалитет принимает решение (постановление) о бесплатном предоставлении участка в собственность гражданина и не позднее чем через пять рабочих дней с момента принятия этого решения самостоятельно направляет этот акт в электронном виде в Росреестр для государственной регистрации права. Результатом будет выписка из ЕГРН.

Надо отметить, что в данном случае гражданину также не придётся платить госпошлину за эту услугу.

 

– Чем же отличается бесплатная приватизация садовых участков от «дачной амнистии»?

– О бесплатном выделении садовых участков речь идёт тогда, когда земля принадлежит государству и гражданин имеет лишь членскую книжку садовода.

При оформлении же прав по «дачной амнистии» у садовода должны иметься документы, свидетельствующие о предоставлении ему земли до введения Земельного кодекса (до 30 октября 2001 года) на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

 

– Недавно вступил в силу ещё один федеральный закон, получивший наименование «дачная амнистия 2.0». В чём его суть?

– Он направлен на то, чтобы упростить оформление прав на индивидуальные жилые дома тем гражданам, у которых вообще нет никаких правоустанавливающих документов ни на землю, ни на дом. До 1 июля этого года в подобной ситуации граждане должны были доказывать свои права на данные объекты только в судебном порядке. В связи со вступлением в силу этого акта разрешить вопрос закрепления прав на указанную недвижимость можно без обращения в суд в порядке так называемой «дачной амнистии 2.0». В этом случае за оформлением правоустанавливающих документов необходимо обратиться в администрацию района по месту нахождения земельного участка.

 

– Документов у гражданина нет, но условия для решения вопроса по законодательному закреплению объекта недвижимости, наверное, всё равно существуют?

– Важно, чтобы дом и земля соответствовали установленным законом критериям. То есть земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, жилой дом возведён до 14 мая 1998 года, расположен в границах населённого пункта, используется гражданином для постоянного проживания, не признан самовольной постройкой, подлежащей сносу, и не является домом блокированной застройки или многоквартирным (в том числе двухквартирным) домом.

 

– Какие документы потребуются?

– При обращении в администрацию необходимо представить любые свидетельства, подтверждающие факт владения домом: документы, подтверждающие регистрацию заявителя по месту жительства в доме до 14 мая 1998 года (регистрация), выписку из похозяйственной книги или из иного документа, в котором содержится информация о доме и его принадлежности заявителю, свидетельство о технологическом присоединении жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающее оплату коммунальных услуг, технический паспорт, составленный до 1 января 2013 года, в котором указаны заявитель как правообладатель и то, что дом возведён до 14 мая 1998 года, акт, подтверждающий предоставление или передачу иным лицам земельного участка,  документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права за­явителя на него.

В рассматриваемом случае такими свидетельствами также могут быть домовая книга и технический паспорт.

 

– Банальный вопрос: для чего оформлять право собственности на объект недвижимости? Если гражданин десятилетиями владеет, допустим, своим участком и домом, и никто на эти объекты не претендует.

– Всем тем, кто не спешит оформлять недвижимость в установленном законом порядке, поясню: право собственности возникает с момента его государственной регистрации (за исключением возникновения права по наследству или после выплаты паевого взноса в кооперативе). Если оно не зарегистрировано, то владелец не может распорядиться этим объектом – подарить, продать, заложить. Такая собственность не перейдёт по наследству. Кроме того, в случае возникновения ситуаций, когда участок с постройками изымают для государственных или муниципальных нужд (к примеру, для строительства дороги), владелец не получит компенсацию за недвижимость, право на которую не зарегистрировано.

Понятно, что чаще всего граждане, которые не обращаются за оформлением прав на свою недвижимость, не желают платить налоги. Но я хочу обратить внимание на действующий федеральный закон (№518-ФЗ), согласно которому муниципалитеты проводят работу по выявлению правообладателей, уклоняющихся от регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе на земельные участки. Для этого закон наделил местные органы власти возможностью путём осмотра, направления запросов в различные органы выявлять таких правообладателей и направлять информацию о них в Росреестр для внесения соответствующих сведений. Внесение таких сведений в ЕГРН не приравнивается к государственной регистрации права, но будет являться основанием для последующего налогообложения.

В случае если правообладатель не будет выявлен, орган местного самоуправления в отношении такого объекта недвижимости запустит процедуру признания его бесхозным с последующим оформлением в муниципальную собственность.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще