Тимур Бекмамбетов в Казани рассказал о новом киноязыке
Около 16 тысяч человек посетили за два дня летний книжный фестиваль Центра современной культуры «Смена» на Черном озере. Они, по данным организаторов, купили 12 тысяч книг, кроме того, многие воспользовались возможностью послушать лекции, побывать на семейных занятиях и мастер-классах. Самым популярным из всех приезжих спикеров стал, безусловно, один из самых успешных современных российских режиссеров и продюсеров Тимур Бекмамбетов, рассказавший о новом направлении в кинематографе – так называемом screenlife.
Лекция Бекмамбетова была последней в программе фестиваля и собрала, наверное, наибольшее число слушателей. Благо погода, в первый день феста заставившая организаторов понервничать (в какой-то момент разразился сильный ливень), к вечеру второго дня совершенно «устаканилась», и в слепящих, хотя и не очень греющих лучах заходящего солнца общение со знаменитым режиссером приобрело какой-то особенно душевный оттенок. Тем более что гость был крайне приветлив, охотно отвечал на все вопросы и даже не отказался с ходу от озвученного тут же кем-то из зрителей (якобы уполномоченных на это «Татаркино») предложения стать членом, а то и председателем жюри казанского кинофестиваля, уточнив, что такие вопросы надо обсуждать кулуарно.
Но вернемся к новому языку кино, как позиционирует screenlife (screen – экран, life – жизнь) его первооткрыватель. По словам Тимура Бекмамбетова, идея показать жизнь человека через экран его девайса пришла неожиданно: во время одного из разговоров с коллегой по скайпу вышло так, что режиссеру стало видно, что происходит на экране компьютера собеседницы – вот она параллельно с беседой отправляет какие-то письма, совершает интернет-покупки…
Вдохновившись первым опытом, Тимур Бекмамбетов с единомышленниками сделали еще семь фильмов в стиле screenlife, некоторые из них выходят на экраны уже в этом году. Например, «Search» («Поиск») – о том, как у человека пропадает дочь и он, открыв ее компьютер, пытается расследовать исчезновение, в том числе по ее контактам в соцсетях
– И я вдруг понял, что ведь экраны наших компьютеров и гаджетов очень значимы для нас, – рассказывает Бекмамбетов. – Вот вы разговариваете с кем-то, возникает пауза – и вы сразу хватаетесь за телефон, начинаете что-то искать… Мы так сегодня живем. Я, например, примерно треть своего времени провожу на этих экранах. Думаю, вы так же. То есть треть событий моей жизни происходит там. И эти события нам очень важны. И рассказать про сегодняшнюю жизнь невозможно, не показывая экрана.
Так возникла идея снимать кино, где действие происходит на экранах девайсов. И хотя, по словам рассказчика, в Америке все, с кем он делился этой мыслью, говорили, что это абсурд и смотреть такое кино никто не будет, продюсер Бекмамбетов и режиссер Леван Габриадзе рискнули и в 2015 году сняли фильм «Unfriended» («Убрать из друзей»). Получился вполне успешный хоррор, который купила компания Universal и показывала по всему миру. И он даже оказался одним из самых коммерчески успешных кинопроектов, потому что при стоимости меньше миллиона долларов в прокате собрал 65 миллионов.
Сюжет этого фильма ужасов таков: одноклассники выложили видео с вечеринки, где одна из девушек, сильно нетрезвая, неприглядно себя вела. Девушку затравили, она покончила с собой. И год спустя в групповом чате друзей в скайпе появляется таинственный персонаж (предположительно мстящий дух погибшей), который начинает раскручивать ту давнюю историю, выясняя, кто же именно выложил злополучный ролик. В конце, конечно, все умерли. И все это мы наблюдаем на экранах компьютеров героев.
Тимур БЕКМАМБЕТОВ: | |
Я, например, примерно треть своего времени провожу на этих экранах. Думаю, вы так же. То есть треть событий моей жизни происходит там. И эти события нам очень важны. И рассказать про сегодняшнюю жизнь невозможно, не показывая экрана. |
Вдохновившись первым опытом, Тимур Бекмамбетов с единомышленниками сделали еще семь фильмов в стиле screenlife, некоторые из них выходят на экраны уже в этом году. Например, «Search» («Поиск») – о том, как у человека пропадает дочь и он, открыв ее компьютер, пытается расследовать исчезновение, в том числе по ее контактам в соцсетях. И вдруг обнаруживает страшный мир, в котором она все это время жила, и понимает, что на самом деле потерял ее задолго до того, как это произошло в реальной жизни.
Весьма актуален сюжет фильма «Profile» («Профиль»), рассказывающего о журналистке, которая начинает расследовать, как террористы вербуют девушек в свои ряды. Притворившись подростком, она заводит аккаунт в социальных сетях, знакомится с вербовщиком, каждый день общается с ним в скайпе и в итоге обнаруживает, что уже купила билет и едет к нему.
– Эту историю нельзя было бы рассказать иначе, как через экран компьютера, – поясняет продюсер, – потому что физически герои ни разу не встретились, все их общение происходило в Интернете.
Кстати, в прошлом году на Берлинском кинофестивале фильм получил приз зрительских симпатий.
– Для меня это самый важный приз, это означает, что зрители любят и понимают наши фильмы, – говорит Тимур Бекмамбетов.
В следующем году планируется запустить еще 14 проектов кино в стиле screenlife. Более того, на сайте screenlifecontest.com объявлен конкурс идей и сценариев, которые можно было бы воплотить новым языком, и Тимур Бекмамбетов призвал всех желающих в нем участвовать, благо фильмы в новом стиле можно совершенно спокойно снимать самим, для этого не надо никаких киностудий.
– И у молодых продюсеров больше нет никакого оправдания, чтобы не снимать кино, потому что стоимость подобных фильмов начинается с нуля, – полагает Бекмамбетов. – Если у вас есть компьютер и хорошая история, вы легко можете снять фильм, который потом покажут на большом экране.
Поскольку те фильмы, что уже сняты, часто показывают, какую опасность несет в себе возможность неконтролируемого общения в глобальной Сети, слушатели не могли не спросить, что вообще думает гость об опасности Интернета?
– Мы все сегодня сильно рискуем, разделяя жизнь между реальностью и Интернетом, – поделился своими мыслями режиссер. – Конечно, мир становится более открытым, потому что какие бы пароли вы ни ставили на свои компьютеры, всегда можно найти способ получить то, что происходит на ваших экранах. Личного пространства больше нет. Как только вы подключились к Сети, вы под этим подписались. Но и выхода у нас нет. Мы много веков устанавливали правила этики, морали в физическом мире. Теперь нам придется установить новые правила, способы общения, понять, что такое мораль в этом новом мире. С появлением Интернета все изменилось, и теперь мы переживаем важный, интересный этап в развитии цивилизации.
В следующем году планируется запустить еще 14 проектов кино в стиле screenlife. Более того, на сайте screenlifecontest.com объявлен конкурс идей и сценариев, которые можно было бы воплотить новым языком, и Тимур Бекмамбетов призвал всех желающих в нем участвовать, благо фильмы в новом стиле можно совершенно спокойно снимать самим, для этого не надо никаких киностудий
Любопытно, что ранее в этот же день на книжном фестивале выступала кинокритик Мария Кувшинова с рассказом о трендах современного кино, и одним из таких трендов она назвала «откат» некоторых кинематографистов от цифровых технологий к пленке – дескать, пленочное кино позволяет создавать визуальные эффекты, которые невозможны в цифре… Так не получится ли так, что, поиграв в screenlife, режиссеры и продюсеры через пару лет забудут о нем, вернувшись к традиционному киноязыку? Об этом спросил Тимура Бекмамбетова корреспондент «РТ».
– Мне как кинематографисту крайне сложно отказаться от возможности изобретать новый язык, – ответил на это гость. – Так ведь можно сказать, что еще и мобильные телефоны выкинут, повесят на стену дисковый аппарат… Да, кто-то будет делать и пленочное кино, но это будут единицы. В прежних методах ничего нового придумать невозможно. Даже самые замечательные фильмы последнего времени вызывают у меня ощущение, что я все это уже видел. Последние двадцать лет мы живем в постмодернистском угаре, пересказывая уже рассказанное. А здесь есть возможность придумать что-то совсем новое, и отказаться от этого очень трудно.