Раньше, если покупатель приобрёл товар, но через некоторое время обнаружил в нём недостатки, он спокойно писал требование о его замене или возврате денег. Но сейчас, когда цены зачастую растут быстро, какую сумму должен вернуть продавец: уплаченную потребителем или повышенную? Как работает Закон о защите прав потребителей в условиях экономических трудностей?
Как пояснила начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалькогольинспекции РТ Розалия Арсланова, в случае покупки неисправного товара продавец должен обменять его на аналогичный (пусть даже он продаётся по новой цене) или на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены либо вернуть его стоимость на момент покупки.
Если товар не очень дорогой, то, как правило, стороны так и поступают. А как быть в случае покупки дорогостоящего товара, автомобиля, например? Цены на них сильно поднялись, и вариант обмена машины на аналогичную не устроит салон, а возврат уплаченной суммы – покупателя. Автосалон будет всеми правдами и неправдами стоять на своём и найдёт массу причин отказать. Хотя бы потому, что специальная военная операция на Украине в понимании юристов является непреодолимой силой, которая носит непредотвратимый характер.
Ярким примером может служить история казанца, который приобрёл в 1998 году автомобиль некачественной, как впоследствии выяснилось, сборки, и захотел вернуть его в автосалон и получить назад деньги, которые он ранее за него выложил. Но случился дефолт, который расценивается юристами как обстоятельство непреодолимого характера. Хождение по судам в поисках справедливости могло занять не один год, да к тому же не гарантировало успеха. К счастью, благодаря вмешательству специалистов Госалкогольинспекции сторонам удалось найти компромисс – они пришли к мировому соглашению, и автосалон выплатил покупателю более-менее достойную сумму.