Уникальное для Татарстана событие – фестиваль классической музыки под открытым небом – с триумфом состоялось в Елабуге после годового перерыва. Фестиваль собрал около двухсот музыкантов – творческих коллективов и солистов – и тысячи зрителей со всего Татарстана и из других регионов страны.
МЕЖДУ ГОРОДОМ И РЕКОЙ
Зрительным залом стали Шишкинские пруды – пространство на стыке исторических кварталов старинного города и природного прибрежного ландшафта. Четыре вечера подряд музыканты давали концерты длительностью до четырёх часов. Много классической музыки, джаз, танго, оперные партии, казачьи и африканские песни, стихи, старинная средневековая музыка Западной Европы, звучание хрустальных инструментов – столь разные явления соединились на одной сцене в завораживающее действо, от которого было невозможно оторваться.
Международный фестиваль «Летние вечера в Елабуге», или фестиваль Бориса Березовского, как его ещё называют, прошёл уже в третий раз. Березовский – выдающийся пианист современности. Много лет он жил за рубежом. Выступал, пожалуй, со всеми знаменитыми оркестрами, а его сольные программы собирают полные залы в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Токио… Вернувшись в Россию, Березовский стал чаще ездить с концертами и по родной стране. Выступая в Набережных Челнах, пианист посетил Елабугу и был очарован городом. Его челнинский друг Игорь Лерман, руководитель Камерного оркестра, поделился давней мечтой – провести в Елабуге музыкальный open-air фестиваль. Березовский загорелся этой мыслью. Проект получил поддержку Президента РТ Рустама Минниханова и финансирование из республиканского бюджета, а организацию взяли на себя Елабужский государственный музей-заповедник (его руководитель Гульзада Руденко является директором фестиваля) и муниципалитет. В 2018 году состоялся первый фестиваль. Он прошёл с большим успехом, было решено сделать праздник музыки ежегодным.
Борис Березовский является художественным руководителем фестиваля, лично составляет программу и приглашает артистов – как состоявшихся, знаменитых, так и совсем юных талантливых исполнителей. Участники признаются, что соглашаются не раздумывая, ведь их позвал Березовский, чей авторитет в музыкальном мире огромен.
ИЗ КОНСЕРВАТОРИИ В САВАННУ
Гостями фестиваля стали Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский», Казанский камерный оркестр La Primavera, Камерный оркестр Игоря Лермана, ансамбль старинной музыки «Мадригал», Государственный камерный хор РТ, ансамбль старинной казачьей песни «Вольница», брюссельский Tango Quartet под руководством Майкла Гутмана, Crystal Trio из Новосибирска и другие коллективы. Выступили солисты Московской государственной филармонии – виолончелист Александр Князев и скрипач Никита Борисоглебский, солистка Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, актёр Сергей Шакуров и другие артисты. Участники фестиваля концертируют в лучших залах мира, и увидеть, услышать их в Елабуге – большое везение.
На каждом концерте играл и маэстро Березовский. По его признанию, он не выносит монотонности, поэтому программа фестиваля разнообразна и полна экспериментов и импровизаций. Это был не только микс разной музыки, но и сотворчество музыкантов в рамках одного выступления. Например, таким было совместное выступление Березовского и казачьего ансамбля, когда пьесы из фортепианного цикла Чайковского «Времена года» чередовались со старинными казачьими песнями и романсами.
Музыкальное повествование переносило зрителей из зала консерватории на карнавал в средневековый французский замок, из русской степи в африканскую саванну, из татарского села на Бродвей и в Аргентину. Звучали песни на разных языках мира, знакомя с разнообразием культур и музыкальных традиций.
Общее восхищение происходящим от имени музыкантов выразила Миляуша Таминдарова, руководитель Государственного камерного хора РТ: «Я абсолютно счастлива. Раньше моё сердце заходилось, когда я по телевизору слушала этого высокого эстета, аристократа духа, тончайшего пианиста с неповторимым прикосновением к душе – Бориса Березовского. Я мечтать не могла, что когда-нибудь мы окажемся на одной сцене. Такие фестивали, высказывания со сцены музыкантов – это именно те скрепы, которые позволяют нам иметь надежду, позволяют стереть границы».
ТАНГО ОТ АРГЕНТИНЦЕВ
Открытием для публики стал пианист, вдохновенный джазовый импровизатор Олег Аккуратов. Он объездил полмира, а на фестивале в Елабуге оказался впервые. Олег с рождения лишён зрения, но наделён невероятным талантом – абсолютным слухом, музыкальной памятью и пластичным голосом. Начав с классического исполнения этюда Скрябина, он перешёл к джазовой импровизации. А затем неожиданно для зрителей, аккомпанируя себе на фортепиано, исполнил песню на чистом татарском языке, с поразительной точностью имитируя традиционное исполнение татарской лирической песни. Спустя несколько минут он снова перевоплотился и перешёл к исполнению джазовых стандартов, перенеся зрителей в Нью-Йорк 50-х годов прошлого столетия, но при этом виртуозно вплетая в звуковой ряд татарские мотивы. Такую феерию Олег Аккуратов устраивал каждый вечер, и джазовый антракт, за который он отвечал вместе с трио Horizons из Москвы, превращался в полноценное выступление, а публика не желала отпускать артистов со сцены.
На фестивале звучали самые разные инструменты – фортепиано, скрипка, хрустальная флейта, саксофон, баян и многие другие, даже губная гармошка. Не в первый раз приехал в Елабугу Александр Князев – один из самых известных виолончелистов мира. Он играл на виолончели работы знаменитого итальянского мастера Доменико Монтаньяны 1721 года.
Из Брюсселя на фестиваль приехал Tango Quartet под руководством Майкла Гутмана – известного в мире скрипача, дирижёра и организатора фестивалей в разных странах. Коллектив исполнил аргентинское танго, можно сказать, из первых рук, ведь в составе квартета два коренных аргентинца. Майкл Гутман назвал фестиваль уникальным, многообразным и отметил, что ему очень нравится публика – замечательно, что здесь присутствуют и взрослые, и дети, люди приходят целыми семьями. Фестиваль отличает демократичная, расслабленная атмосфера, когда зрители могут расположиться прямо на траве, прийти и уйти в любое время.
СТРАШНО РАД, ЧТО ВЕРНУЛСЯ
Зрители встречали и провожали артистов очень тепло, овациями и криками «Браво!». Для Елабуги, где даже нет собственного театра, этот фестиваль – настоящий подарок. Под впечатлением оказался и глава Елабужского района Рустем Нуриев, это его первые «Летние вечера»: «В лексиконе руководителя города нет таких слов, которыми можно передать мои личные ощущения, я ничего подобного не испытывал в жизни. Природа ломает границы между высокоинтеллектуальной музыкой и обыкновенным человеком. Я вижу, что даже непосвящённые люди всё это прекрасно воспринимают. Мы после этого фестиваля уже будем другими. Для нас это огромное счастье».
Среди зрителей была и помощник Президента РТ Олеся Балтусова. «Любой фестиваль на любой город влияет крайне позитивно. Эта прекрасная практика в европейских городах уже давно существует, мы надеялись, что и у нас в Татарстане что-то подобное возникнет», – сказала она, имея в виду open-air фестивали, которые действительно во множестве проводятся летом в Европе.
Борис Березовский на закрытии фестиваля сказал, что очень соскучился по Елабуге (в прошлом году фестиваль не проводился из-за коронавирусных ограничений): «Когда сюда приезжаешь, видишь людей, с которыми уже столько связывает, видишь этот божественный пейзаж, то понимаешь, что безумно скучал и страшно рад, что вернулся». Маэстро поблагодарил руководство республики за поддержку начинания.
«Летние вечера в Елабуге» – сегодня одно из самых значимых культурных событий Татарстана. Как прозвучало со сцены, фестиваль превращает Елабугу в волшебный мир, и город начинает жить особенной, красивой жизнью. И это действительно так.