1

Чему научит жизнь

На казанском форуме поднимали не только образовательные, но и экзистенциальные вопросы

 

Мухаметшин

 

«Жизнь – лучший учитель?» – таково название прошедшей сегодня пленарной дискуссии международного онлайн-форума «100% Татарстан». Участники разговора сошлись на том, что наша современная жизнь действительно учит нас совершенно новым навыкам, но опираться при этом мы всё же должны на те достижения, которые уже есть у человечества.

 

Тема завершающегося сегодня трёхдневного форума «100% Татарстан» была обозначена так: «Образование. Наука и технологии. Рынок труда». На протяжении всей работы форума эксперты в онлайн-формате обсуждали самые разные аспекты образования, проблемы отрасли, начиная с детского сада и заканчивая высшей школой. Форум собрал у экранов компьютеров около 16 тысяч онлайн-зрителей.

– По количеству человек, которые в эти дни следили за дискуссиями, мы видим, что мероприятие это очень вос­требованное, – заметил гость форума, Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. – Модернизируется экономика, меняется общество, и, конечно, вопросы подготовки молодых людей к жизни и работе в этих новых условиях очень актуальны и для страны в целом, и для каждого человека.

Фарид Мухаметшин стал одним из участников пленарной дискуссии «Жизнь – лучший учитель?», которая прошла во второй день работы форума. До её начала он поделился с журналистами тем, что его лично волнует в современном образовании.

 


Организаторы форума  пригласили к участию в нём весьма знаковых людей и за отведённое не слишком долгое время постарались максимально дать каждому слово, так что особо дискутировать было уже и некогда


 

– У образования республики очень достойная материальная база, – заметил он. – Но меня беспокоят некоторые учебные программы, в частности по истории. Мы видим, что проблемы её искажения волнуют сегодня и общество. Я бы хотел, чтобы учебные программы, которые принимаются на федеральном уровне, отвечали требованиям времени. Беспокоит и проблема ЕГЭ. Эта форма экзаменов снизила доверие к учителям. Также надо уделять достойное внимание развитию полилингвальных школ, преподаванию родных языков. Ну и нельзя забывать, что у школы две основные функции – образование и воспитание. И вопросы воспитания в последнее время оставались несколько в тени. Этим надо серьёзно заниматься.

Что касается непосредственно пленарной дискуссии, то это не была дискуссия в прямом смысле. Организаторы мероприятия – Агентство инвестиционного развития РТ – пригласили к участию в ней весьма знаковых людей и за отведённое не слишком долгое время постарались максимально дать каждому слово, так что особо дискутировать было уже и некогда.

Среди тех, кто принял участие в разговоре на сцене актового зала Национальной библиотеки, помимо Фарида Мухаметшина, были ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, журналист и популярный участник различных интеллектуальных игр Анатолий Вассерман, академик РАН, заведующий кафедрой МГУ Алексей Семёнов, финалист российского конкурса «Учитель года – 2017» Алмаз Хамидуллин.

Но одним из самых ярких стало выступление участницы, которая не смогла приехать в Казань, но очень эмоционально, в свойственной ей манере выступила по зуму, – это известный учёный в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская. Рассуждая на тему «Жизнь – лучший учитель?», Татьяна Владимировна заметила, что сегодняшняя жизнь характерна даже не столько стрессом (в конце концов, стресс испытывали и первобытные люди, выживающие в джунглях среди диких зверей), сколько бешеными скоростями. «Чтобы только оставаться на месте, надо бежать со всех ног», – процитировала Черниговская кэрролловскую «Алису в стране чудес».

Да, констатировала Татьяна Черниговская, наша жизнь сегодня такова: мир постоянно меняется и становится всё менее предсказуемым. А конкурировать людям сегодня приходится не только друг с другом, но и с искусственным интеллектом, которому мы заведомо проигрываем в скорости мышления и объёме памяти. Но мы должны научиться выживать в этом мире – другого выхода нет. А чтобы достойно конкурировать с машинами, человечество должно ставить перед собой экзистенциальные вопросы, например: кто мы такие в этом сегодняшнем мире? И, возможно, одной из главных функций педагогов, наставников в этих условиях становится передача навыков эмоционального интеллекта. Фактические знания ученик может получить из компьютера. Слушать и слышать другого, сочувствовать и сопереживать – этому человек может научиться только у человека.