Чем старше, тем ближе к истокам

В Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка московского скульптора Кадима Замитова, приуроченная к 75-летию мастера.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: tatar-inform.ru

 

 

В Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка московского скульптора Кадима Замитова (на снимке), приуроченная к 75-летию мастера.

 

На выставке представлено около ста произведений, выполненных в различных техниках и материалах: шамот, бронза, гальванопластика, дерево, искусственный камень. Основная часть экспозиции – это своеобразная ретроспектива, отражающая 40-летний творческий путь мастера. Но есть и совершенно новые работы. Среди них, например, скульптурная композиция «Чингисхан».

Самое известное произведение художника-монументалиста  в Казани – фигура женщины-птицы «Хоррият», установленная на пилоне здания Национальной библиотеки РТ (в прошлом  – НКЦ «Казань») и ставшая одной из визуальных доминант татарстанской столицы. Замитов известен также как автор памятников Мусе Джалилю и основателю первой татарской труппы «Сайяр» Ильясу Ашкадарскому в Оренбурге и памятника Ататюрку в турецком городе Кютахия. На выставке представлены также эскизные проекты памятников Тукаю, Урманче, Марджани и другим выдающимся личностям, которые только ждут своего воплощения.

На вернисаже искусствовед Розалина Шагеева, по сути, открывшая для казанцев это имя – Кадим Замитов, поделилась воспоминаниями о том, как осенью 1997 года проходило открытие монумента «Хоррият», приуроченное к пятилетию суверенитета Татарстана.

В свою очередь директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева  посетовала на то, что скульптур Кадима Замитова в Казани пока очень мало.

Напомним, художник вырос в Сабинском районе, выучился на скульптора в Ижевске и в настоящее время живёт в Москве. Предыдущая его персональная выставка в Казани проходила 27 лет назад. В последнее время мастер всё чаще обращается к национальным сюжетам и образам, воплощая их не только в монументальном жанре, но и в малых скульптурных формах. Вдохновение скульптор черпает из тюркских и татарских легенд – таких как «Сак-Сок», «Су-кызы», «Йусуф и Зулейха», «Тулпар» и других. Причем под резцом мастера они приобретают более широкое и философское звучание: «Весна», «Мелодия», «Мыслитель», «Старость»… Мифическое и реальное переплетено в них в нечто органичное, связанное между собой и внешним миром. Произведения мастера являются подлинно национальными в том смысле, что татарские духовность и культура предстают в его творчестве частью огромного ареала тюркской цивилизации.

На выставке в ГСИ представлены произведения из коллекций Государственного музея изобразительных искусств РТ, Музейного комплекса г. Казани и личного собрания художника.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще