Человек за ширмой

23 ноября главный режиссер театра кукол «Экият» отметит юбилей

Полвека творческой деятельности Ильдуса Зиннурова связаны исключительно с Казанским театром кукол, в котором он начинал актером.

927

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: театр «Экият»

 

zunnyrov-22

 

23 ноября в Татарском государственном театре кукол «Экият» состоится юбилейный вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, профессора Ильдуса Зиннурова (на снимке).

 

Гости праздничного вечера увидят отрывки из лучших спектаклей юбиляра, которого нередко называют режиссером-романтиком. Он и вправду неисправимый лирик, восприимчивый ко всему возвышенному и прекрасному. Среди поставленных им спектаклей (а их сегодня можно вспомнить около ста) не только народные сказки и произведения современных драматургов, но и восточные притчи, легенды, эпические поэмы.

Хотелось бы подчеркнуть, что полвека творческой деятельности Ильдуса Зиннурова связаны исключительно с Казанским театром кукол, в котором он начинал актером. А поскольку ему самому пришлось стоять за ширмой, которая в свое время была неотъемлемым атрибутом кукольного театра, то он знает все не только о профессии, актерском самочувствии, но и человеческом мироощущении тех, кто по роду своей деятельности обязан почти в буквальном смысле вкладывать душу в куклу, нечто изначально неодушевленное, созданное из папье-маше «по образу и подобию». Впрочем, как режиссер, он и сейчас в определенном смысле остается за ширмой, по известному выражению, «умирая» в актерах-кукольниках, которым нынче, кстати сказать, позволено очень много – петь, танцевать, импровизировать, при этом не особо прячась от зрительских глаз. О куклах и говорить нечего, здесь прогресс ушел еще дальше. Как минимум они различаются по способам управления: на пальцах, на нитках, на тростях. А еще бывают ростовые и даже теневые куклы. И от того, какие из них выберет режиссер и насколько точен будет этот выбор, зависит очень многое: образная структура спектакля, творческая самоотдача актеров и, в конечном счете, успех у зрителей.

 


Полвека творческой деятельности Ильдуса Зиннурова связаны исключительно с Казанским театром кукол, в котором он начинал актером. А поскольку ему самому пришлось стоять за ширмой, которая в свое время была неотъемлемым атрибутом кукольного театра, то он знает все не только о профессии, актерском самочувствии, но и человеческом мироощущении тех, кто по роду своей деятельности обязан почти в буквальном смысле вкладывать душу в куклу


 

Главным режиссером театра Ильдус Зиннуров был назначен в 1977 году, вскоре после окончания Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Своей основной творческой задачей и тогда, и теперь он считает постановку спектаклей, созвучных интересам и психологии современных детей. При этом режиссер остается верен главному приоритету театра кукол – классической сказке, так как именно в ней заложены краеугольные идеи искусства – добра, любви, справедливости. Украшением сегодняшней афиши театра являются такие постановки на русском и татарском языках, как «Гуси-лебеди», «Коза и Баран», «Ханума», «Волшебник Изумрудного города» и другие.

Многие из нынешних актеров театра «Экият» – ученики Ильдуса Насиховича по театральному училищу, где он осуществил девять выпусков, а также по Казанскому государственному институту культуры, где с 2000 года он является профессором факультета режиссуры и актерского мастерства.

За высокие творческие достижения Ильдус Зиннуров принят в Международный союз деятелей театра кукол (UNIMA) и неоднократно представлял нашу страну на конференциях и симпозиумах этой организации в США, Германии, Турции, Польше и других странах.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще