Cабантуй: время собирать камни

Этот праздник идёт из глубинного прошлого. Сейчас приходит совершенно новое, осмысление предназначения Сабантуя.

Фото: foto-ram.ru

В разгаре июнь – пора Сабантуя, древнего и молодого народного праздника

 

 

Сабантуй идёт из глубинного прошлого, вобрав в себя философскую соль его мудрости. Ныне это амулет нетленности наших национальных традиций, символ торжества жизни над временем.

Ныне приходит совершенно новое, адекватное значимости осмысление предназначения этого праздника.

 

САКРАЛЬНОСТЬ ИСТОКОВ

Сабантуй в арсенале нашего культурного наследия – явный долгожитель, носитель-генератор миротворительной духовно-культурной силы, что вписывается в мировую тенденцию поворота народов к своим корням. Обращаясь к первоначалам, мы исходим из понимания уникальности и универсальности созидательного опыта прошлого, вмещающего в себя национальную и всемирную струю. Сабантуй, отмечаемый повсюду, где живут татары, стал опознавательным знаком нации. Феномен тюрко-татарский, в своих истоках он вобрал в себя космогонические начала. 

Древний Сабантуй не дрейфовал в фарватере специфических форм ведизма, египетско-жреческого фараонства, китайской созерцательности, греческого спортивного олимпизма, сохранив цельность исходного корня. Его можно уподобить образу Пути, китайскому Дао – зеркалу самобытности судеб, источнику духовной силы и пассионарности татар. На их сложных исторических маршрутах Сабантуй никогда не был праздником-шоу, он утвердился как элемент образа жизни, являлся импульсом созидательного настроя, мировоззрения, одной из главных составляющих татарской нации – преемницы мощных империй. Сохраняя это зерно, он пронёс свой прометеев огонь через тысячелетия.

В чём секрет его магии, долголетия, объединяющей мироидеи? Пока он не включён в Список историко-культурного наследия ЮНЕСКО, как и Навруз, Каравон. Но можно быть уверенным: это признание впереди.

В Сабантуе таится квинтэссенция ментальности татар. От него веет верованиями, образами и ритуалами Степи. Возникнув в вихрях Великого переселения народов, спустя 2,5 тысячи лет он по-прежнему собирает и объединяет людей вокруг своей системы ценностей. Возникнув в ореоле мистико-религиозного ритуала встречи весны с летом, праздник служил гимнической торжественной молитвой-песнопением – обращением к Тенгре. Суть его – прославление всемогущего Бога, мольба о помощи в осуществлении насущных желаний, прежде всего – доброго урожая, от которого зависела жизнь народа. Отсюда образ брака плуга-сабана с землёй, который лежит в основе самого любимого народного праздника.

Не претендуя на лавры Олимпийских игр, Сабантуй олицетворял традиции мирного соседства и взаимодействия народов. Сердцевину его ритуалов составляли песенно-спортивные действа, прежде всего конные скачки и борьба батыров. Честность и справедливость как принципы бытия, спортивных ристалищ, игр запечатлены в сюжете праздника.

 

ДОРОГА ДЛИНОЙ В ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Если на исходном рубеже Сабантуй зарождался как комплекс космологических образов, символических ритуалов, философских воззрений тюрко-татарского этнокультурного сообщества, то постепенно он становился испытанной популярной формой общенационального миротворчества. Складываясь из самых разных обрядовых элементов древних тюрок и их соседей в эпоху Волжской Булгарии, к казанскому периоду он оформился в философско-мировоззренческую систему, образ жизни, стиль мышления наших предков. Особость и сила «болгарской меты» на Сабантуе не случайна, как не случайно и то, что в Болгаре он обрёл международность. Менялись правители, но Сабантуй оставался неприкосновенным идейно-стратегическим инструментом наращивания торгово-экономического могущества и престижа Болгара. Ислам облагородил Сабантуй, наполнив его элементами духовного содержания.

О древности праздника свидетельствует обнаруженный в Алькеевском районе надгробный камень, на котором запечатлена отсылка к Сабантую 1120 года. Тогда он перекликался с обрядами многих народов широкого географического пространства от Сибири до Кавказа, где получил разные, но имеющие единое содержание названия «праздник плуга», «свадьба поля», «праздник пахоты».

В Казанском ханстве Сабантуй превратился в историко-интернациональный, гуманитарный форум с глубокой нравственной подо­плёкой. На этом этапе он был отмечен восточной пышностью и аристократизмом. По мере превращения Казани в караван-сарай трансляции и пересечения европейских и азиатских начал, пересечения торговых маршрутов элементы Сабантуя проникали в быт многих других соседних регионов.

 


В Сабантуе таится квинтэссенция ментальности татар. От него веет верованиями, образами и ритуалами Степи. Возникнув в вихрях Великого переселения народов, спустя 2,5 тысячи лет он по-прежнему собирает и объединяет людей вокруг своей системы ценностей


 

К началу ХХ века Сабантуй, несколько утратив глубинно-исконный смысл народности, всё больше превращался в народное увеселение. «И веселье наших празднеств, и весёлый Сабантуй» (Габдулла Тукай). Но Сабантуй и тогда, и позже продолжал олицетворять высшие духовные, сакральные начала, человеколюбие. Целью оставались сохранение и обновление ценностей гуманизма, межчеловеческого общения, настрой на мир и согласие – с природой, людьми, с самим собой. Поэтому Сабантуй не преследовался ни властями имперского периода, ни советской политической номенклатурой.

Сабантуй работал на цивилизационную продвинутость СССР, вписался в систему ценностей советской цивилизации, хотя атеистическая власть оказывала на ислам давление. Он не попал в список неугодных и в годы кампании борьбы с пережитками прошлого. Благодаря разнообразию праздничного действа и профессионализму батыров и музыкантов первые советские Сабантуи часто называли татарской Олимпиадой. В Татарской АССР праздник обрёл дополнительный статус – государственного.

Он и в годы Великой Отечественной войны не только не исчез, но наполнился более глубоким патриотическим содержанием. В письма на фронт, желая ободрить солдат, вписывались сообщения о подготовке и проведении Сабантуев, места молодых батыров занимали их отцы-бабаи и вернувшиеся с полей сражений фронтовики-инвалиды. Среди посылок от земляков, невест, жён, матерей обязательными были сабантуйные атрибуты: вышитые узорные платки и полотенца с любовно-признательным текстом, рисунки и игрушки от не в меру быстро повзрослевших детей.

Образ Сабантуя для добытчиков Победы был постоянной вдохновительной, радующей душу весточкой. Попытки осовременить его в 60–80-е годы прошлого века, внести нехарактерные для древнего праздника имитации (театрализованные представления, карнавалы) снижали эмоциональность и красочность и не прижились.

 

РАСШИТОЕ ПОЛОТЕНЦЕ КАК СИМВОЛ МИРА

Как модель синтеза античных Олимпийских игр и древних тюркских празднеств, Сабантуй органично вошёл в татарстанское и общероссийское бытие. Наряду с родственными чувашским Акатуем, башкирским Хабантуем, удмуртским Гербером, марийским Семыком, мордовским Валда шинясем он становился одной из визитных карточек России. «Сабантуй в России стал каким-то общим, объединяющим понятием», – заметил Президент РФ Владимир Путин.

По татарским традициям к Сабантую, имевшему в разных местностях собственное название, готовились задолго. Накануне шла системная подготовительная работа в семьях, общественных рекреационных структурах. Перед началом праздника проводился «карга боткасы» – сбор яиц, полотенец и подарков для победителей. Обряд символизировал причастность к всеобщему священнодействию.

К миру и согласию взывает стяг – расшитое полотенце в центре майдана. Программу Сабантуя курируют авторитетные аксакалы. Задушевная музыка и песни, искромётные танцы участников праздника задают оптимистичный настрой. В момент зенита действа на арену выходят борцы с надписью на поясе: «Если можно мириться – мирись, если нет – надень доспехи и борись». Важно, что покидают арену состязаний и батыр, и уступивший ему, дружески пожимая руки.

 


Сабантуй постоянно раздвигает свои границы. Его сегодня проводят в государствах Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки… И куда бы ни пришёл татарский праздник, он воспринимается не как чужой, но как свой. Потому что туда, где не развязаны узлы противоборства, на ­конфликтные поля он несёт с собой мир


 

На мир настраивают правила игр: битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки, борьба на кушаках, бег с яйцом в ложке, бег с вёдрами воды на коромысле и другие игры и обряды. Часть шуточных соревнований благодаря возможности приобщить к ним женщин перекочевала из русских ярмарок и балаганов. 

Главный атрибут и символ праздника – конь царит над действом, олицетворяя собой гордость и величие, силу и защиту. На скачках он, по народному поверью, служил символом солнца, пользовался всеобщей любовью и вниманием. По правилам Сабантуя подарки и призы получают все, включая коня, который пересёк финишную черту последним. Согласно сакральной церемонии встречи последнего коня, взмыленную шею уставшего скакуна женщины украшают красивым узорчатым полотенцем. Трогательный ритуал, известный как «конь надежды», имеет и не менее глубокий смысл, отражающий обычаи татарского народа: пожилые женщины и вдовы, украшая коня вышитыми полотенцами, платками и салфетками, озвучивают пожелания мира и благоденствия во имя Аллаха. Они звучат как табу на конфликты.

Нельзя забывать и о проб­лемах, сопутствующих празднику. Для нас, сегодняшних, он – заученное, лишённое философских смыслов обращение прежде всего к ритуалам… Постепенно аннигилируется священность, мудро-воспитательный посыл Сабантуя. Тревожит низкая заряженность этого действа народностью. Раньше пружиной подготовки, ответственными за Сабантуй была животворная часть поселений, аулов, городов. Сегодня ситуация меняется. Публика трансформируется в зрителей, но не реальных участников, не в источник инициатив празднества. Заорганизованность ведёт к превращению зрителей в потребителей всего, что им предложат, включая кондитерские изделия. Снижается и роль такого общественного института, как собрание аксакалов. Сабантую грозит перерождение в массовку-тусовку с концертно-фольклорно-увеселительными акцентами.

Способен ли Сабантуй к дальнейшему развитию, обогащению? Да, при условии, что он не лишится уникальности, сакральной первозданности. Сабантуй, как этнокультурное явление, удел коллективного сотворчества многих, особенно соседствовавших народов. У татарского народа – лишь патент на открытие. Обогащением его занимались и занимаются многие народы, культуры и цивилизации.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ

Сегодня актуальность обращения памяти и интеллекта к духовному капиталу и традициям Сабантуя возрастает кратно. В этой связи напомним ещё раз об обычае военной поры, когда вышитые платки Сабантуя получали бойцы – суженые, мужья, отцы на фронтах Великой Отечественной. Думается, трогательный обычай надо возродить. Второе соображение-предложение: провести, если позволит обстановка, к Всемирному конгрессу татар Сабантуй в самой, наверное, горячей точке современности – в Донбассе.

В прошлом году Сабантуй прошёл под знаком 1100-летия принятия ислама, обратившего сознание не только мусульман, но всего человечества к сакрально-спасительным духовным ценностям. На форуме «Россия – Исламский мир», что прошёл недавно в Казани, также доминировали проблематика умиротворения, стремление направить горячую лаву событий-тенденций в русло диалога и взаимопонимания. В анналы форума вписана и инициатива патриарха Кирилла о молении о ­военнослужащих Российской армии и флота.

Итак, Сабантуй не просто интерактивная форма воплощения национальной традиции, отражающая мироощущение татарского народа. Сама суть, практика проведения Сабантуя превращают его в ресурс философии «мягкой силы», развязывания конфликтных узлов.

Сабантуй постоянно раздвигает свои границы. Его сегодня проводят в государствах Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки… И куда бы ни пришёл татарский праздник, он воспринимается не как чужой, но как свой. Потому что туда, где не развязаны узлы противоборства, на ­конфликтные поля он несёт с собой мир. При этом нельзя забывать, что повышается статус Татарстана: через праздник плуга он наполняется обретениями и новациями многих народов планеты – культурных, технологических, инвестиционных. «Мускулы» республики наполняются энергетикой прорывного роста.

Энгель ТАГИРОВ,
ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО),
президент Международной гуманитарной академии
 
«Европа-Азия», член Комиссии Республики Татарстан
по делам ЮНЕСКО, академик

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще