14 октября Президент Татарстана внес бюджетное послание в Государственный Совет. На прошлой неделе проект бюджета обсудили в комитетах республиканского парламента. Состоялись парламентские слушания, зональные совещания, готовится рассмотрение проекта в первом чтении. В этом году бюджет республики вновь принимается на три года. Какие еще новшества ожидают нас в следующем году, с какими трудностями можем столкнуться при исполнении главного финансового документа республики? Об этом наш разговор с главным разработчиком бюджета – министром финансов Татарстана Радиком Гайзатуллиным.
– Радик Рауфович, прежде чем перейти к бюджету на следующий год, расскажите, как исполняется бюджет в текущем году?
– В целом я бы назвал исполнение бюджета в 2016 году удовлетворительным. За 9 месяцев в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 164,9 млрд рублей. В бюджет Татарстана мобилизовано 136,7 млрд
рублей. По основным налогам прирост в консолидированный бюджет обеспечен по трем из них на сумму 15,5 млрд рублей, снижение – по четырем налогам на 5,6 млрд рублей.
Налог на прибыль поступил в бюджет республики в объеме 53,7 млрд рублей. Несмотря на то что большинство организаций увеличили платежи, нам надо усилить работу с налогоплательщиками, снизившими уплату налогов, и добиться роста темпов его мобилизации.
Сроки уплаты имущественных налогов, таких как земельный, транспортный и налог на имущество физических лиц, перенесены с 1 октября на 1 декабря. Сейчас ведется активная работа по рассылке налоговых уведомлений. Пользуясь возможностью, настоятельно рекомендую читателям газеты как можно раньше, сразу же после получения уведомления, оплатить свои налоги.
В текущем году продолжилось финансирование капитального ремонта и строительство школ, объектов здравоохранения и фельдшерско-акушерских пунктов, обустройство парков, скверов, водоохранных зон, в части культурной сферы – строительство клубов, ремонт объектов культуры, а также строительство спортивных площадок
Расходы консолидированного бюджета Татарстана составили 169 млрд рублей, бюджета республики – 145,6 млрд рублей. Межбюджетные трансферты местным бюджетам выделены своевременно в объеме 26,7 млрд рублей.
Одним из основных вопросов исполнения бюджета девяти месяцев по расходам является реализация майских указов Президента РФ в части достижения по итогам года запланированных параметров заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.
Считаю, что лишь усилив работу по сбору доходов, максимально сократив задолженность по налогам, рационально и эффективно используя средства расходной части, обеспечив эффективное и полное использование федеральных средств, мы сможем завершить год без долгов, в полном объеме и эффективно освоить бюджетные средства.
– Ваш комментарий по фактическому исполнению бюджета говорит о том, что он исполняется достаточно напряженно. В связи с этим нельзя ли прокомментировать, как выполняются президентские программы, которые реализуются уже не первый год? Хватает ли поступающих доходов для финансирования этих средств?
– Данные расходы для нас являются приоритетными. В текущем году продолжилось финансирование капитального ремонта и строительство школ, объектов здравоохранения и фельдшерско-акушерских пунктов, обустройство парков, скверов, водоохранных зон, в части культурной сферы – строительство клубов, ремонт объектов культуры, а также строительство спортивных площадок. По результатам года в рамках реализации президентских программ мы профинансируем и освоим около 9 млрд рублей.
Комментируя итоги исполнения бюджета за девять месяцев, отмечу, что остатки бюджетных средств на начало года и поступившие доходы позволили полностью и своевременно выплатить заработную плату с начислениями и профинансировать в достаточном объеме запланированные первоочередные расходы бюджетов всех уровней и произвести расходы капитального характера.
Впервые в материалах к бюджету прилагается долгосрочный бюджетный прогноз Татарстана на 12 лет до 2028 года. | |
Бюджетный прогноз включает в себя показатели консолидированного бюджета и бюджета республики по налоговым и неналоговым доходам, безвозмездным поступлениям, расходам, дефициту бюджета. Также впервые к бюджету прилагается реестр источников доходов бюджета республики. |
– Как протекала работа над формированием бюджета на 2017 год, с какими сложностями столкнулись?
– Она началась задолго до внесения проекта в Государственный Совет. Большая работа в рамках формирования доходной части была проделана на многочисленных совещаниях с предприятиями, организациями. В два этапа были проведены встречи с руководителями муниципальных районов и городских округов. Рассмотрены вопросы формирования местных бюджетов по доходам и расходам, определены взаимоотношения республиканского бюджета с местными бюджетами. По ряду вопросов, волнующих муниципалитеты, принято решение об учете их в процессе исполнения бюджета в зависимости от объемов мобилизации доходов.
– Итак, мы вновь возвращаемся к трехлетнему планированию бюджета. Какие еще есть здесь новшества?
– Впервые в материалах к бюджету прилагается долгосрочный бюджетный прогноз Татарстана на 12 лет до 2028 года.
Бюджетный прогноз включает в себя показатели консолидированного бюджета и бюджета республики по налоговым и неналоговым доходам, безвозмездным поступлениям, расходам, дефициту бюджета. Также впервые к бюджету прилагается реестр источников доходов бюджета республики.
– Расскажите подробнее о доходной части бюджета на предыдущий период.
– При формировании доходной части бюджета на 2017 год использована цена на нефть в 40 долларов за баррель, курс доллара – 65 рублей, инфляция – 4,9 процента.
Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налоги на доходы физических лиц, на прибыль и на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 73 процента и в бюджете республики – 78 процентов. Конкретные цифры таковы.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2017 году прогнозируется в сумме 64,3 млрд рублей, в бюджет республики – 45 млрд рублей.
Налог на прибыль прогнозируется в объеме 63 млрд рублей.
![fin-27](https://rt-online.ru/wp-content/uploads/2016/10/fin-27.jpg)
Прогноз поступления акцизов на 2017 год в консолидированный бюджет Татарстана составляет 25,8 млрд рублей, в бюджет республики – 25,1 млрд рублей.
Налог на имущество организаций в 2017 году прогнозируется в размере 21,5 млрд рублей.
– Позволяют ли объемы планируемых доходов обеспечить необходимые расходы? И каковы особенности расходов бюджета?
– В области расходов проведены процедуры согласования проектов бюджетных ассигнований с республиканскими министерствами и ведомствами. По отдельным актуальным вопросам Президентом принято положительное решение.
Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налоги на доходы физических лиц, на прибыль и на имущество организаций, составляющие от общей суммы собственных доходов в консолидированном бюджете 73 процента и в бюджете республики – 78 процентов
При формировании расходной части заложены средства на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, предусмотренных в «дорожных картах». Также публичные обязательства, продукты питания и приобретение медикаментов индексируются в меру инфляции с 1 января на 4,9 процента. Стипендии предлагается повысить с 1 сентября на 4,9 процента, а коммунальные услуги будут проиндексированы с 1 июля на 6,1 процента.
Бюджет ориентирован на реализацию послания Президента РТ Государственному Совету и традиционно является социально направленным.
Растут первоочередные и социально значимые расходы. В плановом бюджете на 2017 год они вырастут на 2,9 процента и составят 70,1 процента от общего объема расходов.
Предлагается продолжить начатое в предыдущие годы финансирование строительства и капитального ремонта объектов социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры.
В 2017 году планируется продолжить финансирование республиканских социально значимых мероприятий, действующих на протяжении ряда лет, с общим объемом ассигнований в 5,1 млрд рублей.
Государственными программами будет охвачено около 90 процентов расходов бюджета.
Расходы на 2017, 2018 и 2019 годы распределены в трех приложениях в различных разрезах, обеспечивающих полную прозрачность их целевой направленности. Одно из приложений распределяет расходы по главным распорядителям бюджетных средств, другое приложение – по государственным программам. Особенностью распределения расходов по государственным программам является то, что в определенную программу могут входить около десяти главных распорядителей бюджетных средств. Узковедомственные программы, как правило, включают одного-двух распорядителей бюджетных средств.
И третий разрез расходов – по разделам бюджетной классификации, то есть по отраслям экономики и социальной сферы.
Расходы на 2017, 2018 и 2019 годы распределены в трех приложениях в различных разрезах, обеспечивающих полную прозрачность их целевой направленности. Одно из приложений распределяет расходы по главным распорядителям бюджетных средств, другое приложение – по государственным программам
В целом доходная часть консолидированного бюджета на 2017 год прогнозируется в объеме 203,3 млрд рублей, расходная – 210,9 млрд рублей, с дефицитом в 7,6 млрд рублей. Бюджет республики на 2017 год по доходам определяется в сумме 166,8 млрд рублей, по расходам – 174,4 млрд рублей с дефицитом в 7,6 млрд рублей. Необходимо отметить, что проект бюджета не содержит федеральных средств в связи с переносом сроков внесения федерального бюджета на конец октября. Мы планируем, что объемы федеральных средств будут известны ко второму чтению законопроекта.
– У нашей республики большой долг перед федеральным бюджетом. Сколько средств мы должны вернуть в Федеральный центр в следующем году и каковы объемы госдолга?
– По состоянию на 1 октября, государственный долг составил 95,1 млрд рублей и увеличился по сравнению с началом года на 3,8 млрд рублей. Прирост долга произошел за счет привлечения дополнительных бюджетных кредитов из федерального бюджета в сумме 3,5 млрд
рублей. Также увеличился объем обязательств по государственным гарантиям Республики Татарстан вследствие изменения курса рубля на 300 млн рублей. Из 95,1 млрд рублей – 70 процентов, то есть 66,9 млрд рублей, – реструктуризованный долг на долгосрочной основе. По графику мы начнем их выплачивать в 2023 году.
Общий объем долговых обязательств муниципальных образований республики составил 29,9 млрд рублей и уменьшился по сравнению с началом года на 300 млн рублей в результате уменьшения обязательств по бюджетным кредитам, выданным из бюджета Татарстана.
– Говорят, предупрежден – значит вооружен. С какими трудностями мы можем столкнуться при исполнении бюджета в 2017 году? Реально ли он выполним?
– На исполнение бюджета может негативно повлиять наличие дефицита в объеме 7,6 млрд рублей. Кроме того, ожидаются изменения федерального законодательства в части дополнительного зачисления одного процента налога на прибыль в федеральный бюджет для распределения его в основном по областям и республикам – реципиентам.
Следующий фактор – потеря по налогу на прибыль в связи с планируемым увеличением НДПИ на нефть.
Одновременно предстоит возврат в федеральный бюджет ранее привлеченных бюджетных кредитов в объеме 6,8 млрд рублей.
Вместе с тем, несмотря на дефицит бюджета и возможные отдельные риски по изменениям федерального законодательства, мы уверенно смотрим в 2017 год. Эта уверенность основывается на прочной налогооблагаемой базе республики, расширяющейся в последние годы, производственном, научном потенциале Татарстана. И самый главный фактор здесь – это наши люди, наш человеческий ресурс.
Беседовал
Александр НИКОЛАЕВ