Если в среднем в России на тысячу человек приходится 74 экземпляра периодических печатных изданий, то в Татарстане этот показатель равен 213.
Эти цифры в своём докладе на расширенном заседании коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» привёл его руководитель Айдар Салимгараев. В работе заседания принял участие и подвёл его итоги руководитель Аппарата Президента РТ Асгат Сафаров.
Всего в Татарстане выходит 390 изданий. В том числе газеты и журналы на русском, татарском, чувашском и удмуртском языках.
В то же время, как сказал Айдар Салимгараев, период пандемии обострил системные проблемы печати. Почти полное прекращение работы киосков по продаже периодики во время локдауна 2020 года усугубило падение розничных тиражей. На начало 2021 года они сократились почти наполовину. На рынке печатной продукции отразились самоизоляция и другие ограничения.
Общий подписной тираж центральных, республиканских, районных и городских изданий на первое полугодие 2022 года составил по Татарстану 832 567 экземпляров, что на 8,4 процента ниже, чем в прошлом году.
«В 2021 году не всем СМИ в Татарстане удалось остаться на плаву, имели место болезненные потери. Отток рекламного рынка коснулся и крепких участников медиаполя», – констатировал глава «Татмедиа».
Зато в 2021 году многое удалось сделать в развитии телерадиовещания. В крупных городах Татарстана произошёл ребрендинг телеканалов, который коснулся разных сторон.
«Основным направлением развития телерадиовещания в реалиях цифрового общества будет изменение среды распространения, способа подачи и формирования медиаконтента. А именно – перевод вещания на интернет-платформы, присутствие в социальных сетях, в ОТТ-сервисах, внедрение индивидуально разработанных приложений для смартфонов и Smart TV», – заметил спикер.
Не обошёл вниманием руководитель агентства и проблему нехватки кадров, особенно молодых специалистов. Согласно опросу крупных медиакомпаний, особенно востребованы сегодня корреспонденты, режиссёры, SMM-специалисты, редакторы, специалисты по рекламе.
Основным направлением развития телерадиовещания в реалиях цифрового общества будет изменение среды распространения, способа подачи и формирования медиаконтента
В прошлом году Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций КФУ выпустила 296 молодых специалистов, из них лишь 48 процентов трудоустроились по профилю. Также в Татарстане было создано 46 обучающих программ для журналистов, по которым повысили свой профессионализм 1700 слушателей.
Асгат Сафаров в своём выступлении сообщил о создании комплексной системы анализа медиаполя в республике.
«Важным шагом для повышения качества взаимодействия с жителями Татарстана должно стать создание комплексной системы анализа медиаполя с использованием цифровых технологий и инструментов социологии», – подчеркнул руководитель Аппарата Президента.
Он призвал медиасообщество не только ориентироваться в части цифровых решений на созданные кем-то продукты и сервисы, но и инициировать создание собственных. Чтобы они рождались под конкретные задачи и с учётом мнений тех, для кого эти продукты разрабатывались.
Асгат Сафаров также выразил поддержку распространению печатной продукции «Татмедиа» через каналы электронной торговли (маркетплейсы), так как это делает газеты и журналы доступными для аудитории за пределами Татарстана.
Руководитель Аппарата Президента отметил, что в условиях «информационного шума» очень важно привлечь внимание аудитории к социально значимой информации, которая зачастую тонет в потоках развлекательного контента и рекламы.
«Реалии таковы, что практически всё свободное время потребитель проводит с гаджетами. И перед вами стоит непростая задача привлечь внимание читателя и зрителя уже в первые секунды. Иначе он переключится на что-то другое», – сказал Асгат Сафаров.
Он также порекомендовал журналистам, чтобы сохранить аудиторию, передавать ей информацию через те каналы, которые удобны для неё.
«В условиях, когда информация распространяется стремительно и не предполагает повторного к ней обращения, на журналиста ложится большая ответственность за достоверность и проверку транслируемых им сведений. Любая неверная интерпретация, ошибка повествования или банальная невнимательность может спровоцировать развитие фейков и нанести ущерб чьим-либо интересам», – напомнил Асгат Сафаров.