Уже много лет под звуки бравурного сайдашевского марша из Казани отправляются поезда, а памятник музыканту тем временем покрывается слоем равнодушия
В Татарстане чтут память основоположника татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева и его заслуги. В год 100-летия этого великого татарского композитора его имя было присвоено Государственному Большому концертному залу. Улицы Салиха Сайдашева есть практически во всех крупных городах республики, а в Нижнекамске его имя носит музыкальный колледж. Мероприятия, посвящённые памяти композитора и дирижёра, проходят в Узбекистане, Азербайджане, Казани, Нижнекамске и, разумеется, на родине музыканта – в посёлке Кзыл-Байрак Верхнеуслонского района.
С этим всё в порядке. А вот с памятниками Салиху Сайдашеву не повезло. В сентябре 2016 года на кладбище в Ново-Татарской слободе в сотню осквернённых вандалами надгробий попал и монумент на могиле композитора. В удручающем состоянии сегодня находится и памятник, установленный в 2005 году на площади перед новым зданием Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Наша газета писала тогда о действительно прекрасном событии: «Предваряя открытие памятника Салиху Сайдашеву, Минтимер Шаймиев напомнил собравшимся, что композитор заложил основы профессионального татарского искусства. Он взял из народной музыки всё лучшее и продвинул её на более высокий уровень. Президент вспомнил, как долго собирались поставить в Казани памятник композитору. И то, что через полвека после его смерти это намерение всё же осуществилось, означает, что Сайдашев по-прежнему живёт в наших душах».
Вскоре это прекрасное бронзовое изваяние появилось во всех казанских путеводителях для туристов. Через пять лет на здании бывшего ТГГПУ появилось новое наименование – Казанский (Приволжский) федеральный университет.
И с какого-то времени происходящее вокруг перестало радовать гениального композитора, всё так же величественно возвышающегося перед переименованным зданием. Мраморные плиты и ступеньки вокруг монумента стали отваливаться и крошиться, некогда нарядные и ухоженные клумбы заглушили сорняки и крапива в человеческий рост. Авансцена с подпорными стенами покрылась неприличными граффити. Деревянные скамейки превратились в труху и погрязли в кучах мусора.
Честь любимого города взялся отстаивать лишь один из них – Раис Миннуллин. Ещё в 2017 году он принёс в газету «Казанские ведомости» небольшую статью под названием «За что казанцам приходится краснеть перед гостями?». Реакция нулевая
С трудом верится, что это место в центре Казани по замыслу создателей ансамбля университетской площади на улице Татарстан должно было стать ещё одним культурным центром тысячелетнего города.
Увы, не стало. Экскурсионные автобусы с иногородними туристами здесь уже не останавливаются, дабы гости не увидели всего этого безобразия. Гиды скороговоркой сообщают им информацию о человеке в концертном фраке с дирижёрской палочкой. Ведь далее по экскурсионному маршруту есть более ухоженные памятники.
Да и казанцы пробегают мимо этого места, нахмурившись, – стыдно и неловко, но не самим же браться за укладку плитки, выдёргивать сорняки и убирать мусор.
Честь любимого города взялся отстаивать лишь один из них – Раис Миннуллин. Ещё в 2017 году он принёс в газету «Казанские ведомости» небольшую статью под названием «За что казанцам приходится краснеть перед гостями?». Реакция нулевая. Те же разруха и запустение. Спустя два года в нашей газете появляется его небольшая заметка на эту же тему, следом – опять в «КВ» с откровенным заголовком «Чем обидел казанцев композитор Салих Сайдашев?».
Думаете, хоть что-нибудь изменилось? Отнюдь… Тогда Раис Миннуллин начал писать письма с детальным описанием проблемы – ректору университета, в мэрию, исполком Казани. Первым откликнулся КФУ.
– Мне позвонили и сказали, что «объект» не их, а коммунальная собственность города Казани, – с грустной улыбкой рассказывает Раис Марданович. – Пообещали дать письменный ответ. Затем пришло первое письмо – из аппарата Казгордумы. Суть его в том, что моё обращение направлено по подведомственности в исполком.
И начался круговорот бумаги в природе. Пришёл ответ из исполкома. Его стоит процитировать практически дословно: «Ваше обращение о ремонте ступенек, дорожек и памятника С.Сайдашеву перед зданием Казанского (Приволжского) федерального университета (на пересечении улиц Татарстан и Лево-Булачной), направленное в адрес мэра Казани, внимательно рассмотрено. В связи с тем что данная территория находится в ведении К(П)ФУ, решение поставленного в обращении вопроса не входит в компетенцию исполнительного комитета г. Казани».
Выходит, земля бесхозная? Так не бывает. Но Миннуллина не интересовало имя землевладельца, он радел за лицо родной Казани, поэтому после безликих ответов не опустил руки, продолжил искать тех, кто должен содержать памятник и территорию вокруг него в присущем столице порядке. Получая очередную отписку, слал новый запрос, затем следующий. Вскоре ему опять позвонили из университета, пригласили на приём к ректору, но Миннуллин – геолог, в командировках бывает по 20 дней в месяц, поэтому в назначенный час с ректором встретиться не смог по причине отсутствия в Казани. А потом уже и самого ректора не застал – Ильшат Гафуров тоже не в кабинете рабочий день проводит. Но в конце июня из университета пришло письмо, приоткрывшее завесу «страшной» тайны всеобщего молчания.
«Прилегающая к зданию по ул. Татарстан, д. 2, территория Казанскому федеральному университету не принадлежит. Университет пользуется земельным участком лишь для прохода, проезда и обслуживания помещений в здании строго в рамках соглашения об установлении сервитута, подписанного с Министерством земельных и имущественных отношений РТ, – говорится в письме за подписью проректора КФУ по вопросам экономического и стратегического развития М.Сафиуллина. – Учитывая изложенное, университет, к сожалению, не в праве проводить работы по приведению в надлежащий вид не принадлежащей ему территории». А дальше проректор сообщает ошеломившую правдоискателя информацию. Оказывается, ещё в конце прошлого года распоряжением Кабинета Министров РТ №3638-р «на ремонт ступеней, ограждений, прилегающих к стилобату элементов благоустройства, расположенных на указанной территории, выделены финансовые средства». Главному инвестиционно-строительному управлению РТ рекомендовано обеспечить распределение ремонтных работ».
Мраморные плиты и ступеньки вокруг монумента стали отваливаться и крошиться, некогда нарядные и ухоженные клумбы заглушили сорняки и крапива в человеческий рост. Авансцена с подпорными стенами покрылась неприличными граффити. Деревянные скамейки превратились в труху и погрязли в кучах мусора
Следующее письмо из КФУ Раис Миннуллин получил в начале сентября уже за подписью и. о. ректора Р.Минзарипова. Начало письма, как и его конец, показались геологу многообещающими: «…Сообщаем, что по сведениям единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером… с видом разрешённого использования «Подземный паркинг» является собственностью Республики Татарстан и обременён договором аренды в пользу ГУП «Татинвестгражданпроект».
Арендатор, кажется, нашёлся. Но когда он освоит выделенные на благоустройство территории над паркингом средства?
P.S. Когда верстался номер, Раис Миннулин сообщил о получении очередного письма. В Министерстве земельных и имущественных отношений РТ подтвердили, что деньги на приведение в порядок территории вокруг памятника композитору действительно были выделены. И далее: «Для своевременного освоения бюджетных средств заказчиком строительства – ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ» в адрес КФУ, исполкома Казани, «Татинвестгражданпроекта» направлены на согласование и подписание дефектные ведомости, необходимые для осуществления закупочных процедур и заключения госконтракта на выполнение работ. Однако выделенных средств недостаточно для проведения полного комплекса требуемых работ…» Словом, ГИСУ направило в Минстрой РТ сметную документацию на общестроительные работы с учётом замечаний Управления госэкспертизы и ценообразования РТ по строительству и архитектуре. Заканчивается письмо из Минземимущества оптимистично: «Учитывая сезонный характер выполнения ремонтных работ, приведение в надлежащий вид постамента и прилегающей территории под памятником выдающемуся татарскому композитору С.Сайдашеву планируется в 2020 году».
Хочется верить, что территорию всё-таки будут облагораживать не под памятником (там, если помните, подземный паркинг, принадлежащий «Татинвестгражданпроекту»), а вокруг постамента. И поклонники творчества великого композитора 3 декабря 2020 года достойно отметят его 120-летие.
Вот только интересно, кому нужна эта бумажная карусель, инициированная обычным казанцем, попросившим убрать возле памятника мусор и приклеить отвалившуюся плитку?