Проекты молодого казанского архитектора признаны на мировом уровне
«Основа архитектуры – не бетон и сталь… Ее основа – чудо», – сказал однажды американский архитектор польского происхождения Даниэль Либескинд, известный во многом благодаря своим зданиям, построенным в революционном футуристическом стиле. К совершенно чудесным футуристическим проектам выпускницы Института архитектуры и дизайна Казанского государственного архитектурно-строительного университета Анны Андроновой жюри многочисленных международных архитектурных конкурсов относится весьма серьезно и присуждает ей призовые места.
На крупный международный конкурс International VELUX Award – 2016, посвященный использованию дневного света в современной архитектуре, было подано более 600 конкурсных работ со всего мира. Среди десяти победителей первого этапа впервые оказалась молодой архитектор из России – шестикурсница КГАСУ Анна Андронова. В ноябре она будет презентовать свой проект «Неугасимый свет» на Всемирном фестивале архитектуры в Берлине, где из десятки отберут двух абсолютных победителей конкурса.
Аня предложила концепцию торгового центра – башни, в которой используются только природные источники света. В здание внедряются микроорганизмы – бактерии, растения, которые днем накапливают свет, а в темное время отдают его. Так экономится энергия и обеспечивается экологичность пространства. Фантазия, чудо? Может быть, для нас. Пока. А в мире уже есть примеры использования фотосинтезирующих микроорганизмов в качестве альтернативного освещения. Так что неудивительно, что жюри конкурса, проходящего под девизом «Свет завтрашнего дня», высоко оценило Анину работу.
В ее городе не будет классических офисных пространств, традиционного понимания здания как «стены, пол, окно». Архитектура будущего подвижна, стены в ней могут трансформироваться в навесы, вместо пола – живое поле
Свои первые здания Аня создавала, когда летом на все каникулы ее отправляли на дачу. Там не было других детей, зато были бумага, ножницы, клей и безграничная детская фантазия. Так появлялись ее первые города будущего. «Город будущего. Эра цифрового Ренессанса» – это название дипломной работы студентки Андроновой, частью которой является тот самый проект «Неугасимый свет».
– В моем городе, – поясняет она, – не будет классических офисных пространств, традиционного понимания здания как «стены, пол, окно». Архитектура будущего подвижна, стены в ней могут трансформироваться в навесы, вместо пола – живое поле. Да, эта архитектура тесно увязана с природой.
Участие природных систем в городской среде было темой еще одного международного конкурса – d3 Natural Systems, который проходит в Нью-Йорке. В прошлом году Анна Андронова – опять же первой из российских студентов – заняла в нем призовое (второе) место. Она представила проект реконструкции промышленной зоны Казани неподалеку от речного порта. Концепция «Дышащий город» предусматривает, что все склады и производственные помещения выносятся за пределы города, для горожан открывается выход к Волге, здесь же размещаются жилье, торговые центры, административные здания (за счет частичного переноса их из исторического центра города, который тем самым освобождается от лишних функций).
В этом году в активе выпускницы КГАСУ значится еще и третье место на архитектурном конкурсе в Китае (кстати, председателем жюри там был тот самый Либескинд, с цитаты которого мы начали наш рассказ). На конкурс Аня представила проект «Торговая площадь будущего», который тоже является частью ее диплома. Вообще, диплом Анны Андроновой – очень серьезная работа, охватывающая практически все аспекты городской среды.
– Мы долго и тщательно над ним работали, и нам кажется, теперь его не стыдно показать миру, – улыбается девушка.
Аня предложила концепцию торгового центра – башни, в которой используются только природные источники света. В здание внедряются микроорганизмы – бактерии, растения, которые днем накапливают свет, а в темное время отдают его
То, что в дипломных разработках много футуристических элементов, поясняет Ильнар Ахтямов, преподаватель кафедры графического моделирования КГАСУ, основатель и руководитель университетской творческой студии TIArch (в которой занималась и Аня), не значит, что это в чистом виде архитектура будущего. Во-первых, во всем мире строительные технологии скакнули далеко вперед, и если в России пока не возводят зданий с помощью 3D-принтеров, то в некоторых странах это уже в порядке вещей, причем здесь могут использоваться какие угодно материалы – полимеры, стекло, металл… Во-вторых, поясняет педагог, в архитектуре нельзя идти только от технологий. Важен концепт, идея. Фактически архитекторы сегодня ставят задачи инженерам, конструкторам, технологам – продумайте, как это сделать! Тем более что мощные современные компьютеры способны рассчитать сложнейшую систему воздушных и световых потоков внутри здания лучше любого инженера, и это открывает перед проектировщиками совершенно новые возможности.
– Мы учим своих студентов смотреть на любую проектную задачу через призму будущего, – говорит Ильнар Ахтямов. – Потому что те технологии, которые сегодня кажутся нам фантастическими или слишком дорогими, через пять–десять лет станут реальностью. В конце концов, кто десять лет назад предполагал, что мобильный телефон будет в разы мощнее, чем стационарные компьютеры первых поколений? Кроме того, мы ориентируем ребят на социальную направленность архитектуры – пространство нужно выстраивать под человека, исходя из его настроений и потребностей.
К сожалению, констатирует Ильнар, этот аспект пока практически не учитывается в современной российской архитектуре. И Казань, имеющая, как видим, большой потенциал в лице талантливых молодых архитекторов, тут не исключение. Но это тема для отдельного разговора…
В действующую в рамках курса архитектурного проектирования студию TIArch КГАСУ, которой Ильнар Ахтямов руководит вместе с преподавателем кафедры теории и практики архитектуры Резедой Ахтямовой, студенты, как правило, приходят на третьем курсе. Но на самом деле потенциал будущих архитекторов, говорят педагоги, виден уже в школьниках, которые приходят в университет на подготовительные курсы. И задача студии – развить этот потенциал, правильно сформулировать перед ребятами задачи – чтобы они были достаточно сложными и мотивировали на нестандартные решения.
В архитектуре нельзя идти только от технологий. Важен концепт, идея. Фактически архитекторы сегодня ставят задачи инженерам, конструкторам, технологам – продумайте, как это сделать!
Здесь внимательно следят, чем занимаются архитектурные школы Европы и Америки, и тот факт, что проекты студентов получают призы на серьезных международных конкурсах, доказывает, что казанская школа совершенно не отстает от мировых трендов. При этом, уточняет Ильнар, будущее будущим, а на каждый объект, спроектированный в университетской студии TIArch, здесь хоть
завтра готовы выдать чертежи. И, кстати, по проектам их студийцев строятся вполне реальные современные здания. Так, в Сеуле открылся детский центр, спроектированный одной из казанских студенток, а в Пекине, где Аня Андронова в прошлом году стажировалась в одной из архитектурных мастерских, сейчас по ее проекту строится отель – из всех предложенных на конкурс решений заказчик выбрал именно ее разработку. А вообще, не случайно во всем мире проводится множество архитектурных конкурсов именно для студентов, и их идеи очень ценятся, потому что они не зашорены, их работы демонстрируют направление, в котором движется архитектурная
мысль.
Кстати, не так давно мы рассказывали о том, что трое выпускников Института архитектуры и дизайна КГАСУ поступили в магистратуру одной из лучших архитектурных школ мира – Bartlett UCL в Великобритании (см. «РТ» за 14.07.2016). Так вот, все трое – ученики Ахтямовых, в их числе и Анна Андронова.
– Там очень мощно фантазируют на темы будущего, это созвучно тому, чем мы занимаемся в TIArch, – поясняет она. – Но, естественно, у них другая методология работы, и мне очень интересно посмотреть на проблемы архитектуры с их точки зрения.