Серия офортов, посвященных Хиросиме, – одна из самых значимых в творчестве Надира Альмеева. |
В рамках перекрестного Года России и Японии в Национальном музее РТ открылась выставка офортов народного художника Татарстана Надира Альмеева «Колокола Хиросимы», организованная при участии Мемориального музея мира (Япония).
Трагедия японского «широкого острова» (так дословно переводится «Хиросима») представлена на выставке в трёх измерениях: это раритетные фотографии города до американской атомной бомбардировки, которые предоставлены Мемориальным музеем мира; японская поэзия в переводе на русский и татарский языки и собственно офорты Надира Альмеева. Секрет эмоционального воздействия его графики заключается не только в том, что художник работает в редкой и сложной технике офорта, но, что самое ценное, – он совершенно по-особому видит мир, одновременно прозревая в нём злободневное и вечное. Его офорты – это сгусток живой, одухотворенной энергии, которая передается зрителю вместе с чувством тревоги и ощущением хрупкости наших связей с окружающим миром.
Серия офортов, посвященных Хиросиме, – одна из самых значимых в творчестве Надира Альмеева. По словам художника, непосредственным толчком к её созданию стали не сами события августа 1945 года, не документальные свидетельства, а их художественное претворение. Основу серии составили семь графических листов, созданных по мотивам стихов трёх японских поэтов, переживших атомную бомбардировку. В их числе – Мунэтоси Фукагава, один из самых ярких представителей «литературы атомной бомбы». «В памяти поэта, находившегося в трёх километрах от эпицентра взрыва и бродившего в первые часы после трагедии по улицам уничтоженного города в поисках родных, навсегда запечатлелись ужасающие последствия варварского акта. Пронзительные образы человеческих страданий, переведенные поэтом в лаконичные формы японской танка, заставили меня сопереживать и созидать», – рассказал Надир Усманович. Стоит добавить, что образы и смыслы, которые вобрала в себя эта графическая серия, и сегодня, увы, не утратили своей актуальности.
Мемориальный музей мира, дополнивший выставку своими фотоматериалами, был открыт в Хиросиме в 1955 году в одноимённом парке. Здесь хранятся вещи тех, кто погиб, а также другие свидетельства ядерного взрыва. Рядом с музеем находится знаменитый памятник жертвам атомной бомбардировки – Купол Гэмбаку.