Благородный рыцарь искусства чеканки

«Этот мастер – настоящий самородок, – рассказывает мне старший научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института им. Г.Ибрагимова АН РТ Людмила Шкляева об Александре Андреевиче Иванове.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Фото: пресс-служба Госсовета; архив А.Иванова

 

ivanov-2601

 

«Этот мастер – настоящий самородок, – рассказывает мне старший научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института им. Г.Ибрагимова АН РТ Людмила Шкляева об Александре Андреевиче Иванове. – В его семье никогда не было ни чеканщиков, ни художников, и он сам не получил профессионального образования. Тем не менее сумел творчески заявить о себе. Произведения художника демонстрируют высокий уровень исполнения, ему удается очень сложное искусство чеканки».

 

Недавняя персональная выставка Александ­ра Иванова прошла в фойе парламентского центра Госсовета. Тем, кто близко увидел работы и, может быть, даже потрогал (некоторые чеканки вызывают детское желание убедиться, что это сделано рукой человека), повезло. Мастерски воплощенные в металле замыслы, мечты, представления о жизни, просто житейские картинки показывают, что талантливому человеку многое подвластно. Например, примирять людей с окружающей действительностью и дарить чудесное ощущение некоего открытия. Еще не так давно, лет тридцать-сорок назад, и с этим соглашаются искусствоведы, декоративная чеканка часто воспринималась обывательски, на житейском уровне, скорее как предмет украшения интерьера, нежели как самостоятельное высокохудожественное направление. В этом виде творчества пробовали себя мальчишки на уроках труда. Иметь дома собственноручно изготовленное панно с нехитрым изображением было модно. Потом все это куда-то исчезло. И Александр Иванов нас разворачивает на 360 градусов – вновь лицом к живой, красивой, искусной работе, показывая, что рано списывать чеканку со счетов!

 

arxiv-26

 

…История чеканки насчитывает не одно тысячелетие. С древнейших времен из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные изделия. Художественная чеканка – один из наиболее интересных и в то же время наиболее сложных и трудоемких видов декоративно-прикладного искусства. Это в общем-то мужское занятие – для сильных и терпеливых людей, верных избранному делу. По перечисленным качествам их можно причислить к рыцарям. Александр Иванов – настоящий рыцарь искусства чеканки. Живет и работает он в Нижнекамске. Сорок с лишним лет из своих шестидесяти с хвостиком занимается художественной обработкой металла, постоянно совершенствуя мастерство. Созданные на меди картины Александра Иванова очень трудоемки. На каждую уходит в среднем от трех месяцев до полугода. Благодаря умелой обработке металлические пластины воспринимаются как древняя платинированная бронза, серебро или золото.

 


 

Художественная чеканка – в общем-то мужское занятие, для сильных и терпеливых людей, верных избранному делу. По перечисленным качествам их можно причислить к рыцарям


 

 

Каждое декоративное панно является результатом длительного процесса, включающего не только виртуозное владение техническими средствами обработки металла, но и хорошее умение рисовать, строить композиции.

 

arxiv2-26

 

«Мастера, создающие рисунки на металле, сегодня встречаются довольно редко. Александр Иванов – один из немногих художников, работающий в России в этой технике уже 37 лет. За это время он создал более ста произведений», – уточняет Людмила Шкляева. Эскизы разрабатывает сам. Работы Иванова поражают не только размерами: некоторые достигают почти полутора метров в длину. При этом на медных листах нет ни одного квадратного сантиметра, на котором бы не оставили след инструменты мастера. Работы привлекают ювелирной проработкой мельчайших деталей. Чеканщик отражает различные темы: это история татарского народа (от Булгарского ханства до современных дней), Российского государства. Он оригинально интерпретирует образы произведений Габдуллы Тукая и Александра Пушкина, татарских и русских народных сказок, старинных легенд и мифов и предпочитает объединять работы в серии.

 


 

На каждую картину уходит в среднем от трех месяцев до полугода. Благодаря умелой обработке металлические пластины воспринимаются как древняя платинированная бронза, серебро или золото


 

 

Откуда приходят в сознание художника эти мотивы? «Мне близка по духу именно культура народов, живущих в Татарстане, древняя и новая история республики. Это неисчерпаемый клад идей для творчества. В моих работах – моя жизнь», – говорит Александр Иванов. В его активе – двадцать четыре персональные выставки начиная с 1998 года.

У Александра Андреевича спокойный, немного грустный взгляд. Но он не выглядит уставшим. Быть может, так художнику удобнее вбирать в себя окружающий мир, копить информацию для следующего «медного» танца или песни?

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще