Бизнес жаждет коммуникаций

Предпринимательское сообщество и власть пытаются наладить взаимодействие

В прежние годы Татарстан ставил амбициозную цель – довести долю малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте с 25 до 40 процентов. Вместе с тем в последние несколько лет республике не удается перешагнуть показатель в 25 процентов.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: arnapress.kz

Предпринимательское сообщество и власть пытаются наладить взаимодействие между собой

 

business

 

В прежние годы Татарстан ставил амбициозную цель – довести долю малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте с 25 до 40 процентов. Вместе с тем в последние несколько лет республике не удается перешагнуть показатель в 25 процентов.

 

В 2011 году в Татарстане было 165 тысяч экономически активных субъектов предпринимательства: 75 тысяч – малого бизнеса и 90 тысяч индивидуальных предпринимателей. Примерно такой же показатель зафиксирован и в 2017 году. Почему задача пока остается недостижимой?

 

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ ПОКА ПРОХЛАДНЫЙ

Улучшение взаимодействия бизнеса и власти, качества коммуникаций между ними – основные направления работы Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова и его команды уже на протяжении пяти с половиной лет.

В 2017 году Совет по предпринимательству при Президенте РТ (Тимур Нагуманов – секретарь этой организации, председателем которой является глава республики Рустам Минниханов) и российское независимое исследовательское агентство «Маграм» при финансовой поддержке «Ак Барс» банка провели масштабное исследование делового климата в Татарстане. Было опрошено 4800 предпринимателей из всех муниципальных образований. В итоге нарисовалась следующая картина: 30 процентов бизнесменов убеждены в том, что местная власть создает и поддерживает благоприятные условия для их развития; 21 процент считает, что муниципальная власть, скорее, мешает их развитию; 36 процентов нейтрально оценивают действия местных чиновников и заявляют, что они не поддерживают бизнес, но и не мешают его развитию. Остальные воздержались от ответа.

 


Если у руководителей мы часто видим понимание ситуации и той реформы, которая проводится, то на уровне исполнителей по-прежнему работает «палочная» система. Контролеры изначально настроены на обвинительный уклон


 

– Видно, что только одна треть предпринимателей оценивает работу власти на местах позитивно, остальные – либо плохо, либо нейтрально, – констатирует бизнес-омбудсмен республики. – Также исследование показало, что татарстанские бизнесмены более всего заинтересованы в информационной и коммуникационной поддержке местной власти. И прежде всего требуется информация о мерах обеспечения государственной поддержки – это волнует 46 процентов предпринимателей. То есть ранее звучавший тезис: вы, пожалуйста, не помогайте, а лучше не мешайте нам – в результате нашего исследования был опровергнут самими бизнесменами, которые сегодня заявляют, что ждут более активного содействия со стороны местной власти. И коммуникации, по их мнению, должны носить более позитивный, конструктивный характер. Чиновникам нужно периодически встречаться с предпринимателями не только для того, чтобы попросить у них денег на празднование Сабантуя или поучаствовать в какой-то благотворительной акции…

 

ПОВТОРИТЬ И ОЦЕНИТЬ

По результатам прошлогоднего исследования были подготовлены «дорожные карты» во всех муниципалитетах – планы мероприятий по улучшению делового климата. Сейчас проводится повторное исследование, его цель – понять, почувствовал ли бизнес положительные сдвиги и насколько эффективны те шаги, которые предпринимают власть и контролирующие органы на местах по улучшению делового климата.

 

143957

 

– Особенности 2018 года заключаются в том, что мы совместно с Министерством информатизации и связи РТ предусмотрели анкетирование через мобильное приложение на Портале государственных и муниципальных услуг РТ, – рассказывает Тимур Нагуманов. – Уже более шести тысяч предпринимателей поучаствовали в опросе через это приложение, они активно пользуются такой возможностью и отвечают на наши вопросы. Применяем и традиционные методы: телефонные обзвоны, более подробное анкетирование. Рассчитываем в этом году получить немного другую аналитику, нежели в 2017-м. К примеру, наши муниципалитеты отчитываются о созданных промышленных площадках для бизнеса, оказанной имущественной поддержке и так далее. Так вот, хотим понять: какой эффект для предпринимателей дают эти вложения, усилия чиновников, как сами бизнесмены оценивают качество деловой среды.

 

«ПАЛОЧНАЯ» СИСТЕМА ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ

Ситуация с проверками бизнеса, контроля над ним в Татарстане, да и в целом по России не меняется. Ежегодно снижается количество плановых проверок – контролирующие структуры уменьшают их число, согласовывая с прокуратурой ежегодные планы. Однако доля надзорных внеплановых мероприятий, особенно административных расследований и штрафов либо растет, либо остается неизменной.

 

 

Тимур НАГУМАНОВ, бизнес-омбудсмен Татарстана:

НАГУМАНОВ

Эффективность деятельности муниципальной власти – по большому счету ключевой показатель благополучия делового климата в республике.

– В 2017 году 79 процентов из 35 тысяч всех проведенных проверок были внеплановыми мероприятиями, – говорит Уполномоченный по защите прав предпринимателей. – Причем эти данные не учитывают проверки Минэкологии, Роспотребнадзора и Минсельхоза. А это, по нашим оценкам, еще около пяти тысяч. Также здесь нет цифр по административным расследованиям и штрафам, так как учета этой деятельности контролирующих органов не ведется нигде, ни в одном реестре. Но мы знаем, что у многих таких структур административная практика занимает чуть ли не львиную долю их деятельности. И эта практика, по сути, зачастую подменяет собой проверки, которые контролерам стало достаточно сложно проводить после того, как у нас заработала реформа по изменениям подходов к контрольно-надзорной деятельности (проверки раз в три года с разрешения прокуратуры).

Об этом же свидетельствуют количество и содержание обращений, поступающих в офис бизнес-омбудсмена, по словам которого, из полутора тысяч жалоб, полученных в 2017 году, около четверти касаются проверок. Но основной объем жалоб – 40 процентов – приходится на глав и исполкомы муниципальных образований. На втором месте (30 процентов) – претензии к контрольно-надзорным структурам, в основном к территориальным управлениям органов государственной власти. Бизнес-сообщество подозревает, что нередко они сами организуют жалобы на предпринимателей, чтобы был повод выйти на проверку. И такие случаи правоохранители иногда выявляют. Эта тема для представителей бизнеса остается актуальной, а для многих стоит под номером «один». Что сильно мешает в их ежедневной деятельности.

– Со стороны многих контрольно-надзорных органов позиция по отношению к бизнесу не совсем конструктивная, – считает Тимур Нагуманов. – Если у руководителей мы часто видим понимание ситуации и той реформы, которая проводится, то на уровне исполнителей по-прежнему работает «палочная» система. Контролеры изначально настроены на обвинительный уклон. И на наши призывы к тому, чтобы не просто находить нарушения, а главное – помогать устранять их и вести профилактику, отвечают: мол, мы не бесплатная консультация, предприниматели сами должны изучать все правила и требования, и, пока они

этого не знают, будем их штрафовать. Стоит отметить, что во многих контрольно-надзорных структурах разные отделы специализируются на конкретных видах нарушений. А бизнес должен знать абсолютно все? Он не может быть докой во всем, поэтому любая проверка заканчивается выявлением нарушений и штрафами.

 

ТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

Начиная с 2017 года федеральные контрольно-надзорные органы стали проводить ежеквартальные публичные обсуждения своей деятельности. В этом году к ним присоединились и аналогичные региональные структуры. Для Татарстана эта практика не новая – с 2015 года у нас реализуется проект «Бизнес и власть: откровенный разговор». С 2015 по 2017 год коммуникациями с предпринимательским сообществом были охвачены все главные контролеры. И первые лица контрольно-надзорных органов сильно трансформировали свое отношение к бизнесу, видя, что он готов конструктивно общаться и состоит далеко не только из тех людей, которые нарушают все мыслимые и немыслимые правила и нормы ради своей выгоды.

– Мы в ближайшее время с рядом контролирующих органов планируем перезагрузить формат таких мероприятий, объединив между собой имеющуюся у них практику публичных обсуждений и наш опыт выполнения проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», – делится планами уполномоченный. – Хотим не просто обсуждать конкретные кейсы и говорить о каких-либо тенденциях, а постараться определить золотую середину, отталкиваясь от реальных примеров, находить способы, как сделать так, чтобы в дальнейшем нарушений было меньше.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще