Появятся ли у нас АЗС класса «пять звёзд»?
В Татарстане подвели итоги месячника по мониторингу качества моторного топлива и проанализировали ситуацию с ценами на горючее. О статистике, политике и прогнозах на будущее журналистам рассказали на брифинге в Кабинете Министров.
ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ
Татарстан потребляет более 2,5 миллиона тонн горючего в год, включая газомоторное топливо. При этом 1,1 миллиона тонн из этого океана приходится на солярку, 1,15 миллиона – на бензин. Дизельного топлива нефтеперерабатывающие заводы республики производят в три с лишним раза больше внутренней потребности, а вот бензина – всего 570 тысяч тонн. Недостающую половину приходится завозить из Уфы, Самары, Перми и Нижнего Новгорода, что и создаёт львиную долю проблем. Сказанное отнюдь не означает, что НПЗ в соседних регионах торгуют некондицией. Просто, как говорили в Одессе, пиво на заводе и пиво в ларьке – это две большие разницы!
– Снижение качества происходит при перевозке и перевалке, – уверенно заявил начальник Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев.
Основная часть нарушений связана с превышением в топливе содержания серы. Токсичные соединения убивают автомобильные двигатели и… нас с вами
В ходе завершившегося в республике в ноябре месячника качества топлива было отобрано 658 проб бензина и солярки. Из них 28 не соответствовали требованиям ГОСТа. О тенденциях говорить рано, но это на полпроцента больше, чем в прошлом году. Кроме того, впервые за несколько лет были выявлены случаи повышенного содержания смол в бензине. Неужели забылась криминальная история 2010 года, когда из-за некачественного бензина в ремонт отправились шестьсот машин? Кто-то снова подмешивает в ёмкости самопальное горючее?
По мнению экспертов, вопрос с некондиционным бензином отчасти решится с запуском соответствующих мощностей нижнекамского НПЗ «ТАНЕКО». В ближайшее время завод не только обеспечит потребности республики, но и косвенно ограничит возможности нечистых на руку предпринимателей. Однако одним лишь фактом выпуска «своего» бензина проблему не искоренить.
О ПОРЯДКЕ И ЭКОЛОГИИ
Более 71 процента топлива реализуется у нас через сеть АЗС «Татнефть», «ТАИФ-НК» и «Лукойл». Это вертикально интегрированные компании с жестким контролем качества, но даже в этой группе обнаружилось три нарушения. Все они выявлены на бывших заправках «Татнефтепродукта», принадлежащих теперь компании «ТАИФ».
– Я надеюсь, «ТАИФ» наведёт порядок, – сказал Роберт Гилязиев. По его словам, проблема, возможно, решится чисткой нескольких ёмкостей для горючего на АЗС.
С мелкими собственниками сложнее. Естественное стремление получить прибыль и недостаточно эффективный контроль сверху заставляют некоторых пускаться во все тяжкие. Так, на ведомственных заправках некондицию выявляет каждая десятая проба. У частников и обществ с ограниченной ответственностью этот показатель – 6,5 процента, что тоже немало.
По итогам месячника качества в число нарушителей попали ООО «Альфа Инвест», «АЗС Челны», «Дизель Люкс», «Дизель Премиум», «Кама Ойл», «КамаТрансНефть», «Мустанг Ойл», «Новация», «ПКФ Кайрос Ойл», «СМТ-Люкс», «СМТ-Премиум», «Солид», «Фортуна», ОАО «СМП-Нефтегаз», ЗАО «Кулон» и ряд ИП. У них есть две недели, чтобы исправиться и отослать соответствующие письма в Управление рационального использования ТЭР. В противном случае материалы на нарушителей отправятся в прокуратуру.
К сожалению, некоторые предприниматели не боятся ни прокуратуры, ни полиции, ни контролирующих органов. Быть может, испугаются общественного воздействия, хотя бы со стороны потребителей? Несколько лет назад в республике была разработана система добровольной сертификации АЗС. Для получения сертификата соответствия требуется раскрыть все карты: где, какой и откуда они продукт получают. Сертификат уже является определённой гарантией качества. Кроме того, эксперты предлагают ещё и ранжировать АЗС по принципу гостиниц: скажем, «просто хорошая заправка» – одна звезда, заправка с магазином – две, с магазином и автомойкой – три и т. д. Видя на заправке некий знак качества и энное количество звёзд, потребитель проголосовал бы за честный бизнес рублем… Вернёмся, однако, к реальности.
Основная часть выявляемых нарушений связана с превышением в топливе содержания серы. Это касается бензина и особенно солярки, которую лихо мешают с судовым, а то и печным топливом, в тысячи раз отличающимся по этому показателю. Токсичные соединения убивают автомобильные двигатели и… нас с вами. Это не метафора. В 1952 году сернистый «туман» из угольного дыма и дизельного выхлопа автобусов и грузовиков убил двенадцать тысяч жителей Лондона.
Но не будем пока сгущать краски. В середине нулевых некондицию в Татарстане выявляли в каждой пятой пробе топлива, хотя нормы были очень далеки от нынешнего строгого техрегламента и стандарта «Евро-5». В последние же годы количество «плохих» проб колеблется на уровне четырёх процентов – проблема качества уже не стоит так остро. В отличие от цены.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
Во Франции рост цен на топливо спровоцировал массовые беспорядки, которые в свою очередь снова больно ударили по экономике. В России, слава богу, всё спокойно, но бензиновая тема актуальна как никогда.
– Вопрос цен с 2008 года не стоял так остро, – сказал Роберт Гилязиев. И вкратце поведал, как развивались нынешние события.
На протяжении ряда лет рост цен на топливо происходил плавно, не сильно выходя за рамки инфляции. К 2018 году конъюнктура рынка изменилась, но до мартовских выборов «главная по нефтянке» Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа и НПЗ вели себя тихо и отпускные цены не поднимали. Зато потом словно сорвались с цепи! Правда, в Татарстане, по словам Роберта Гилязиева, заправщики оказались более сознательными и не стали резко отпускать цены, но чуда не случилось. Произошло целых три скачка стоимости топлива – 20 апреля, 11 и 25 мая.
В середине нулевых некондицию в Татарстане выявляли в каждой пятой пробе топлива, хотя нормы были очень далеки от нынешнего строгого техрегламента и стандарта «Евро-5». В последние же годы количество «плохих» проб колеблется на уровне четырёх процентов – проблема качества уже не стоит так остро
Остановить галопирующие цены удалось лишь после публичного обращения граждан к Владимиру Путину. Акцизы на бензин были снижены на три, а на дизтопливо – на две тысячи рублей с тонны. Производителей топлива обязали увеличить поставки на внутренний рынок, ликвидировав дефицит. В итоге оптовые цены стабилизировались, а потом даже двинулись вниз, опустившись к июлю в среднем на девять тысяч рублей за тонну. Ситуация оставалась стабильной три месяца, но в сентябре биржа вновь начала поднимать цены, заставив вздрогнуть и мелкооптовых покупателей, и конечных потребителей. В некоторых областях Поволжья солярка, к примеру, вплотную подошла к психологическому рубежу в полсотни рублей! Ситуация потребовала экстренного вмешательства Правительства России.
31 октября состоялось совещание под председательством вице-премьера Дмитрия Козака, на котором был разработан план по нормализации обстановки. От предлагаемого «ручного» регулирования цен категорически отказались. Ситуацию стабилизировали рыночными методами.
Ведётся работа и с участниками республиканского рынка нефтепродуктов. В итоге розничные цены на топливо в Татарстане ниже средних по ПФО. По состоянию на 11 декабря по 92-му бензину мы на девятом месте, по дизтопливу – на одиннадцатом, а по 95-му бензину – и вовсе на тринадцатом. Это тот случай, когда Татарстан не борется за первенство.
Что же до прогнозов, то, по мнению Роберта Гилязиева, до конца года цены не изменятся. В январе они могут увеличиться, но не более чем на 1,7 процента – в соответствии с договорённостями на уровне Правительства РФ. С февраля же рост возможен только в пределах уровня инфляции.