В Татарстане ведется системная работа по повышению качества моторного топлива
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА
На 985 автозаправочных станциях и восьми нефтебазах Татарстана в текущем году отобраны, а затем лабораторно испытаны 1 829 проб. Актуальную информацию о ситуации с качеством моторного топлива в Татарстане представило Управление рационального использования топливно-энергетических ресурсов (УРИТЭР) РТ. На брифинге в Доме Правительства РТ журналисты узнали о масштабной работе в этой сфере.
Несоответствие отдельным требованиям ГОСТа и Технического регламента Таможенного союза (ТС) выявлено только в 58 образцах или в 3,2% от всех проб. В том числе из 1233 проб бензина за весь 2017 год несоответствия найдены в 22-х, из 596 проб дизтоплива – в 36-ти.
Много это или мало – 3,2 процента? Для сравнения: по России уровень нарушений среди АЗС составляет 11%, в том числе у крупных заправочных сетей – 3,5%. В Татарстане же к таким крупным компаниям, как «Татнефть-АЗС Центр» и «ТАИФ-НК АЗС», нареканий нет. Показатель нарушений – 0%. Лишь у «Лукойл-Уралнефтепродукта» из 34 проб отрицательный показатель получен по одной (незначительное отклонение по температуре вспышки).
В этой сфере в Татарстане наблюдается в целом положительная динамика, считает начальник УРИТЭР Роберт Гилязиев. Достаточно сравнить с 2005 годом, когда 22,7% (!) проб дали отрицательный результат. Вопросы качества моторных топлив находятся под постоянным контролем руководства республики, подчеркнул он.
ГДЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО?
В чем заключаются нарушения? Больше всего отклонений от ГОСТа приходится на превышение содержания серы. Это стало характерным в целом для России за последние 2 года, что можно объяснить введением в обращение моторных топлив исключительно 5-го класса. В них содержание серы не должно превышать 10 мг на килограмм (10 ppm) топлива, тогда как у 4-го класса этот показатель был 50 ppm. А лаборатория фиксирует любые отклонения от установленных требований, даже если они не очень большие, отметил Роберт Гилязиев. По его словам, не выявлено ни одного нарушения, критичного для работы двигателя. Те доли превышения, о которых идет речь, не могут одномоментно вывести из строя машину, это больше вопрос экологии.
Подавляющая часть нарушений, по информации УРИТЭР, выявлена на АЗС малых компаний и частных предпринимателей. На брифинге были названы заправки-«рецидивисты». На них, оказывается, практически нет управы. При этом на долю трех упомянутых выше сетевых компаний приходится 45% заправок и нефтебаз республики. Реализуют они три четверти всего объема топлива, в том числе «Татнефть» и ТАИФ – примерно по 30%.
Кстати, о ценах на моторное топливо. В Татарстане они не выше средних по Приволжскому федеральному округу (ПФО), и татарстанские автозаправщики повышают их не первыми – такие выводы сделаны на основании объективных данных мониторинга в республике и соседних регионах
В этом контексте Роберт Гилязиев высказался в пользу вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), в составе которых есть и НПЗ, и сети АЗС.
– Все наши НПЗ – ТАНЕКО, ТАИФ-НК и Кичуйский завод «Татнефти» – отпускают только качественное топливо – это я вам на сто процентов гарантирую, – заявил он. – Не станет крупный завод подмешивать в свой продукт нестандартную продукцию и, тем самым портить свою репутацию.
По его словам, качество может ухудшаться в цепочке на пути к АЗС, особенно на мелких посреднических нефтебазах, где могут происходить манипуляции. Бывают случаи, когда в бензовоз, перевозивший накануне бензин, без очистки заливают дизтопливо (это свойственно малым компаниям с минимальным автопарком). А ведь даже небольшой бензиновый остаток отрицательно влияет на температуру вспышки.
У ВИНКОВ же, как известно, контроль по всей цепочке от НПЗ до заправочного пистолета ведется жестко, в том числе с помощью собственных стационарных и мобильных лабораторий, спутникового слежения за бензовозами.
БЕНЗИНОМ ОБЕСПЕЧИМ СЕБЯ САМИ
В 2018 году ТАНЕКО начнет выпускать автобензины (пока НПЗ производит только дизтопливо). Это должно положительно сказаться на розничном топливном рынке республики с точки зрения качества, а также сдерживания цен, считает Роберт Гилязиев. Сегодня в Татарстан завозится около 500 тыс. тонн бензина из других регионов, а новое производство перекроет эту потребность. Сокращение логистического плеча поставок, исключение из цепочки нефтебаз также являются благоприятными факторами. «Ведь и хранение на нефтебазах стоит недешево», добавил начальник УРИТЭР.
Кстати, о ценах на моторное топливо. В Татарстане они не выше средних по Приволжскому федеральному округу (ПФО), и татарстанские автозаправщики повышают их не первыми – такие выводы сделаны на основании объективных данных мониторинга в республике и соседних регионах.
Итак, ТАНЕКО. Самый современный на постсоветском пространстве, построенный с применением передовых технологий и оборудования нефтеперерабатывающий комплекс в будущем году планирует выпустить 875 тыс. тонн автобензина. То есть завод не только закроет «брешь» в Татарстане, но и обеспечит разветвленную сеть «Татнефти» за пределами республики. Заправляя теперь уже всей линейкой собственного топлива, «Татнефть» будет давать уже стопроцентную гарантию высокого качества.
Рынок ждет новый продукт «Татнефти» под впечатлением успеха танековского дизельного топлива «Евро-5», аналогов которому в России нет. Высокое цетановое число ДТ «ТАНЕКО» – до 60 при требовании не ниже 51 для летних сортов топлива и 47 для зимних – обеспечивает хорошую воспламеняемость дизтоплива и улучшенный процесс сгорания топлива. Содержание серы – менее 3 ppm при допустимом в 10 ppm. Это не только снижает вредные выхлопы, но и предотвращает коррозию. В результате замедляется износ двигателя.
Еще одно преимущество дизтоплива «ТАНЕКО» – низкое содержание полициклических ароматических углеводородов: 0,1-0,2% при норме не более 8%. Это позволяет увеличивать ресурс двигателя и обеспечивает его высокие мощностные характеристики. В противном случае «ароматика» ведет к засмаливанию и нагару в камере сгорания, на поршнях, в форсунках двигателя.
Другой плюс танековского топлива водители оценили в межсезонье. Традиционно переход с летнего на зимнее топливо считался одним из недостатков дизельных двигателей. Смешивание разного вида горючего приводит к его замерзанию в топливной системе из-за кристаллизации парафинов. Поэтому российские производители часто добавляют в зимнее дизтопливо различные присадки. Но дизель «ТАНЕКО» в этом не нуждается – он уже готов к употреблению без всяких миксов.
Фактически дизтопливо премиум-класса «ТАНЕКО» – это уже «Евро-6», стандарт которого готовятся ввести в Европе. Так утверждают специалисты отрасли, основываясь на результатах независимых экспертиз.
ПРИЗНАК УСПЕХА
Ставка «Татнефти» на обеспечение своей сети собственным высококачественным топливом побудила приступить к масштабному переформатированию заправок, включающему привлекательный дизайн и развитие сопутствующего сервиса. Многие прорывные идеи в отрасли находят свое воплощение в первую очередь в сети АЗС «Татнефть», утверждает признанный эксперт топливного рынка, директор «Центра технологий конкуренции» Евгений Коротин.
– Это подчеркивает их стремление быть лучшими на рынке, нацеленность на успех и умение решать самые сложные задачи, – считает он.
Коммерческий директор ООО «Консалтинговая компания «ОМТ-Консалт» Радик Саитов отмечает, что в последние годы «Татнефть» увеличивает обороты не только по объемам реализации, но и предлагает новые для рынка подходы к развитию клиентского сервиса. По его словам, основа успехов «Татнефти» – это, в первую очередь, многолетнее безупречное качество продукции и наличие всего спектра востребованных клиентами услуг.
В специализированных интернет-ресурсах многие ставят заправкам «Татнефти» самые высокие баллы. «Без жалоб клиентов у такой разветвленной сети, конечно, не обходится, но их очень мало, а обоснованные претензии решаются практически на месте, – говорит ведущий инженер группы рекламы и программ лояльности управления по реализации нефти и нефтепродуктов ПАО «Татнефть» Рамиль Гиззатуллин. – Что касается задокументированных претензий на качество топлива, то ни одна из них не подтвердилась».
И такая картина наблюдается последние пять лет. Это подтверждают дотошные обследования УРИТЭРа.
В 2018 году ТАНЕКО начнет выпускать автобензины (пока НПЗ производит только дизтопливо). Это должно положительно сказаться на розничном топливном рынке республики с точки зрения качества, а также сдерживания цен
– С 2005 года в Татарстане работает система добровольной сертификации автозаправок – единственная в своем роде в России, – рассказал нам заместитель начальника управления Шамиль Гумеров. – Эта система зарегистрирована в Росстандарте. Самая её активная участница – «Татнефть». У компании есть три аттестованные лаборатории – на нефтебазах в Бавлах, Набережных Челнах и Альметьевске. У них есть и мобильная лаборатория. Это добросовестная компания, которая борется за свой имидж и идет в ногу с мировыми стандартами не только по качеству топлива, но и по дополнительному сервису.
Правда, появилась неожиданная проблема. Укрепление позиций «Татнефти» на топливном рынке вызвало противодействие в виде серии недобросовестных публикаций, носящих явно «заказной» характер. Фейковые отзывы на некоторых интернет-ресурсах используются для крикливых заголовков.
– Наша задача состоит в том, чтобы бороться не только с некачественным топливом, но и с искажением фактов, дискредитацией добросовестных компаний, – говорит Шамиль Гумеров. – Для этого оглашаем итоги своих обследований, приглашаем прессу. Однако некоторые, по большей части «желтые» издания, даже наш брифинг использовали для того, чтобы вырвав слова из контекста, «плюсы» превратить в «минусы». Используется такой «невинный» прием, когда акцент сделан на негативных фактах, при этом в качестве иллюстрации тут же дается фото узнаваемых добросовестных компаний, к которым у нас претензий нет.
Будем считать это признаком нашего успеха.