Бал правят Чайковский и Пушкин

В Казани продолжается XXXV Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина

В этом году музыкальный форум собрал более 40 солистов и дирижеров из девяти стран, в афише Шаляпинского – 12 спектаклей и два гала-концерта.

125

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: realnoevremya.ru

 

opera-702

 

На сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля продолжается XXXV Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина.

 

В этом году музыкальный форум собрал более 40 солистов и дирижеров из девяти стран, в афише Шаляпинского – 12 спектаклей и два гала-концерта. Напомним, что фестиваль открылся двумя премьерными спектаклями оперы «Пиковая дама». Это уже четвертая постановка шедевра Петра Чайковского на казанской сцене. Со времени предыдущей минуло двадцать лет – «возраст» для большинства спектаклей преклонный, поэтому в последние годы «Пиковая дама» хоть и значилась в фестивальной афише, но шла в концертном исполнении. Впрочем, сам Шаляпинский фестиваль значительно старше, и в его тридцатипятилетней летописи немало ярких страниц, связанных именно с «Пиковой дамой». Так, например, в 1989 году на небольшую партию Томского в фестивальном спектакле был приглашен молодой солист Красноярского театра оперы и балета, чье имя большинству зрителей ни о чем не говорило. Но уже после первой сцены в Летнем саду публика зашуршала программками, чтобы узнать и запомнить имя исполнителя Томского – Дмитрий Хворостовский. Столь же памятен спектакль, когда в роли Графини на казанскую сцену вышла великая Ирина Архипова. К слову, она редко исполняла эту партию, но для Шаляпинского фестиваля певица сделала исключение.

 


Юрий Александров неоднократно обращался к «Пиковой даме» на протяжении всей своей долгой творческой биографии, ставил ее в Москве, Петербурге, Петрозаводске… Причем это были совершенно разные интерпретации одной и той же оперы – от классической до авангардной


 

 До сих пор казанские солисты крайне редко исполняли заглавные партии на Шаляпинском фестивале.

Но, похоже, лед тронулся, и впервые в роли Чио-Чио-сан выступила восходящая звезда казанской оперы, лауреат международных конкурсов Гульнора Гатина.

Создать новую версию «Пиковой дамы» театр доверил режиссеру Юрию Александрову (Санкт-Петербург) и художнику Виктору Герасименко (Москва), положившись на их богатый постановочный опыт и исключительное знание этой оперы. Юрий Александров неоднократно обращался к «Пиковой даме» на протяжении всей своей долгой творческой биографии, ставил ее в Москве, Петербурге, Петрозаводске… Причем это были совершенно разные интерпретации одной и той же оперы – от классической до авангардной. Последняя, на сцене московского театра «Новая опера», наделала особенно много шума (по воле режиссера пушкинские персонажи проходят через горнило трагических событий и страстей двадцатого века). Но казанскому спектаклю ближе все-таки классическая версия «Пиковой дамы» без каких-либо радикальных изменений времени действия и сюжета. Вместе с тем это отнюдь не «музейная» постановка. Спектакль получился в высшей степени зрелищным. Его атмосфера, как точно подметил во вступительном слове профессор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев, «завораживает то пожаром человеческих страстей, то холодом неведомого мира». Благодаря спецэффектам Петербург с его туманами и темной водой, в любой момент готовой выйти из берегов, воспринимается не просто местом действия, а одним из центральных образов спектакля. Зрителей не покидает ощущение наваждения, глубокого сна, в котором материализуются страхи и тайные желания героев. Их жертвами, в конце концов, они и становятся.

Убедившись, что ничего эпатажного в новой постановке нет, казанская публика, надо полагать, вздохнула с облегчением. Ведь, несмотря на то что устроителей Шаляпинского фестиваля иногда упрекают в излишней приверженности традициям, сами зрители большой беды в этом не видят. По крайней мере те из них, для кого Шаляпинский фестиваль был и остается прежде всего парадом голосов, праздником вокального мастерства. А состав исполнителей в обоих премьерных спектаклях «Пиковой дамы» отвечал самым взыскательным вкусам. Так, в первый вечер Германа пел Сергей Поляков («Новая опера»), Лизу – Оксана Крамарева, не впервые представляющая на фестивале Национальную оперу Украины, а в образе Графини предстала солистка Большого театра России Татьяна Ерастова. Своим первым успехом новая постановка «Пиковой дамы» также обязана солистам Мариинского театра Владимиру Морозу (князь Елецкий) и Виктору Коротичу (граф Томский).

 


Шаляпинский фестиваль был и остается прежде всего парадом голосов, праздником вокального мастерства. А состав исполнителей в обоих премьерных спектаклях «Пиковой дамы» отвечал самым взыскательным вкусам


 

4 февраля бал снова правили Чайковский и Пушкин – в театре давали «Евгения Онегина». В заглавных партиях выступили солисты Большого и Мариинского театров, а также московского театра «Новая опера» им. Е.В.Колобова.

На следующий день был показан спектакль «Мадам Баттерфляй» Д.Пуччини, и к нему было приковано особое внимание. Ведь до сих пор казанские солисты крайне редко исполняли заглавные партии на Шаляпинском фестивале. Но, похоже, лед тронулся, и впервые в роли Чио-Чио-сан выступила восходящая звезда казанской оперы, лауреат международных конкурсов Гульнора Гатина.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще