Байопик на пуантах

Татарский театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет новый сезон 26 сентября мировой премьерой балета «Иакинф» Резеды Ахияровой на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса.

Автор статьи: Светлана ОЛИНА

Фото: kazan-opera.ru

 

 

Татарский театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет новый сезон 26 сентября мировой премьерой балета «Иакинф» Резеды Ахияровой на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса.

 

В центре балета-байопика – яркая, полная взлетов и падений судьба выпускника Казанской духовной семинарии Никиты Бичурина (1777–1853), в монашестве отца Иакинфа. Он был видным ученым-востоковедом, одним из основоположников отечественной синологии и первым исследователем Китая, получившим общеевропейскую известность. В 1828 году Иакинф Бичурин был избран членом-корреспондентом Императорской академии наук. Соответственно, действие спектакля происходит в Казани, Пекине и Санкт-Петербурге. По сюжету главный герой и в мирской, и в монашеской жизни сталкивается с непростым духовным выбором, попадает в сложные обстоятельства, но к финалу обретает внутреннюю опору и гармонию.

«В нынешних условиях, когда дружба и сотрудничество на уровне народов и государств имеют важнейшее значение для сохранения мира на планете и человечества на ней, сам факт постановки в Казани балета «Иакинф», как мне кажется, приобретает глубокий смысл», – считает автор либретто. Для Рената Хариса это уже четвертая совместная работа с композитором Резедой Ахияровой. Ранее на сцене театра им. М.Джалиля были поставлены созданные этим творческим тандемом оперы «Любовь поэта» и «Сююмбике», а также балет «Золотая Орда».  

По словам Резеды Ахияровой, музыка в балете «Иакинф» разноплановая, в ней присутствуют образы и интонации разных культур. «В начале спектакля звучит тема чувашской народной песни «Алран кайми» ( Никита Яковлевич Бичурин происходил из чувашской семьи. – Прим. ред.). Но больше я нигде не использовала заимствования: и православная молитва-благословение, и китайские танцы, и вальс с полонезом, звучащие в картине петербургского бала, полностью авторские», – поделилась композитор.

Постановщиком спектакля выступил хореограф Александр Полубенцев из Санкт-Петербурга, ранее поставивший на казанской сцене «Даму с камелиями» на музыку Дж.Верди. «Работая над балетом, я открыл для себя бездонную галактику китайской культуры с ее богатейшими традициями, философией, особым внутренним миром и специфической пластикой», – рассказал хореограф. По его словам, помимо танца, в спектакле посредством пластики представлены такие важные составляющие культуры Китая, как единоборства (кунг-фу) и старейшая разновидность китайской оперы куньцюй.

Музыкальный руководитель постановки – Айрат Кашаев (Большой театр России). Красочные декорации и костюмы разработаны Вячеславом Окуневым (Санкт-Петербург). Главные партии исполнят ведущие солисты балетной труппы театра. В спектакле также задействованы учащиеся Казанского хореографического училища.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще