Автопортрет в зеркале самоизоляции

Дополнительное образование осваивает новые форматы

Ученики художественных школ, вынужденно уйдя на дистанционное обучение, продолжают грызть свой творческий гранит. А педагоги всеми силами пытаются влиять на процесс через окна браузеров и мобильных приложений.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Дополнительное образование осваивает новые форматы

 

автопортрет1Автопортреты, пейзажи, видимые из окна, фигурки животных из мыла, тонкости компьютерного дизайна… Ученики художественных школ, вынужденно уйдя на дистанционное обучение, продолжают грызть свой творческий гранит, а педагоги, не имея возможности показать что-то ученикам наглядно, использовать методический материал, всеми силами пытаются влиять на процесс через окна браузеров и мобильных приложений.

 

– Всё, что сейчас происходит, – это, конечно, огромный вызов для нас всех. И хотя мы вроде бы все сидим по домам, работы у нас стало гораздо больше, – говорит директор казанской Детской художественной школы №4 Лада Выборнова. – Если раньше провёл урок, дал задание – и временно попрощался с учениками, то теперь мы постоянно с ними на связи. Сначала ты записываешь обучающее видео, через экран ноутбука пытаешься буквально «на пальцах» объяснить, чего ученикам нужно добиться в своих рисунках, акварелях или скульптурах. Потом каждый присылает фото своих работ в личный кабинет онлайн-класса. И с каждым ведь надо после этого обсудить, что и почему получилось и не получилось…

Что и говорить, преподавать художественное мастерство дистанционно непросто. Приходится идти на необходимые в этих условиях изменения в программе. Нет у самих детей возможности грамотно скомпоновать, как в классе, сложный натюрморт с правильно выставленным светом? Ну что ж, зато элементарная посуда, стеклянные банки у всех есть – можно пока оттачивать мастерство на них. Первоклассники охотно рисуют фрукты – гранаты, груши и бананы получаются вполне «съедобными». Совершенствовать навыки в скульптуре можно, вырезая фигурки животных из мыла. Нельзя выйти на пленэр, но можно ведь рисовать виды из окна. Если окон несколько и они выходят на разные стороны – вообще прекрасно! Старшеклассники активно осваивают жанр автопортрета.

– Портреты, конечно, они тоже рисуют, но ведь портреты делать в домашних условиях с кого? С родителей? Я им говорю – родители и так от вашей дистанционной учёбы устали, так что садитесь перед зеркалом – и творите! – рассказывает Лада Выборнова.

 


Что и говорить, преподавать художественное мастерство дистанционно непросто. Приходится идти на необходимые в этих условиях изменения в программе. Нет у самих детей возможности грамотно скомпоновать, как в классе, сложный натюрморт с правильно выставленным светом? Ну что ж, зато элементарная посуда, стеклянные банки у всех есть – можно пока оттачивать мастерство на них


 

– При любых обстоятельствах очень важно не потерять навыки натурного рисования, – согласна с коллегой директор 7-й художественной школы Казани Разина Биктагирова. – Нашим детям очень нравится, например, воспроизводить на бумаге домашних животных, комнатные растения…

Участвуют юные художники и в разных творческих конкурсах – готовят работы ко Дню Победы, для республиканского конкурса «Вглядываясь в мир», проекта «Наследие в юном сердце».

Разбирая потом домашние работы, например старшеклассников, педагоги 4-й школы даже гордятся собой: сумели за годы обучения дать ребятам отличную базу, и большинство из них теперь вполне справляются с новыми вызовами. Дети вообще отнеслись к новому формату учёбы гораздо спокойнее взрослых, для них общение через гаджеты – дело привычное. Многие пишут, что учителя даже стали им как-то ближе… Некоторые учителя, кстати, тоже говорят, что карантин помог им сблизиться с учениками. А те педагоги, кто постарше, пытаются искать свои плюсы в непростой ситуации: карантин рано или поздно кончится, а компьютерная грамотность, на серьёзное освоение которой всё как-то не хватало времени, теперь вырастет многократно.

Родители, кстати, педагогам очень благодарны. Смартфоны и виртуальные почтовые ящики учителей 4-й художественной школы полны записей типа «Радует, что учителя всё время с нами на связи», «Всё-таки профессионал – он в любой ситуации сможет научить!». А ещё: «Вот бы и в обычной школе педагоги с таким пониманием к нам относились!» Жалоб на то, что в средней школе стали задавать слишком много заданий на дом, много. С другой стороны, и тех учителей можно понять – они тоже приспосабливаются к незнакомой ситуации, и не всегда получается сразу всё сделать сбалансированно.

– Конечно, и они, и мы – все ждём, когда же сможем снова вернуться в родную школу, – говорит Лада Выборнова. – Конечно, тяжело. Но это большой опыт. И мы стремимся в этой ситуации делать максимум возможного. Если к этому добавляются мотивированность учеников и понимание и помощь со стороны родителей, тогда можно рассчитывать на результаты.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще