«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», – изрек однажды незабвенный Остап Бендер. Как показал двадцатый век, с этим утверждением можно спорить. По большому счету цена и доступность автомобиля всегда были напрямую связаны с повышением или понижением доходов граждан, и в свое время кому-то пределом мечтаний казалась тольяттинская «шестерка». А сегодня, как поется в некогда популярной песенке: «Автомобили, автомобили, буквально все заполонили». Вот мы и спросили читателей «РТ»: как изменилась их жизнь с наступлением массовой автомобилизации?
- Сергей Струев, ветеран пограничных войск, Чистополь:
– В жизни довелось владеть многими видами отечественных мотоциклов и легковых машин. И сейчас имею недорогую иномарку, но за руль сажусь все реже, предпочитая ходить пешком. Не потому, что сказывается возраст. Просто все меньше желания вливаться в автотранспортный поток, заполонивший улицы даже небольшого городка, который на велосипеде за полчаса можно объехать. Так что отношение к изобилию автомашин в нашем городе далеко не однозначное. Сколько выхлопных газов, отравляющих воздух, выбрасывается ежедневно сотнями машин на его некогда экологически чистых улицах! Много вопросов морального, нравственного порядка, когда хозяевами дорогих авто, да и наших трасс, становятся юнцы без трудового стажа, нарушающие все законы и правила поведения на дорогах.
- Рустем Залялов, предприниматель, Набережные Челны:
– Поменялась, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Правила дорожного движения практически повсеместно нарушаются, даже несмотря на штрафы. Большой проблемой стало наличие комфортной стоянки у дома. Если дом новый, то и мест на стоянке, естественно, всем не хватает. Если это старый двор, то вообще нереально нормально «приткнуть» машину. Поэтому владельцы используют каждый сантиметр свободного места, наезжают на бордюры, на детские площадки, разбивают асфальтовое покрытие. Конечно, это раздражает «безлошадных» жителей, возникают конфликты. Многоуровневые гаражи тоже не спасают, они не всегда рядом с домом, а всем хочется выйти из подъезда и сразу прыгнуть за руль. Я сам такой. Есть ли выход? Есть, конечно, все зависит от городских властей, от депутатов. Эти вопросы нужно решать законодательно, только не путем повышения платы за стоянку.
- Роза Хакимуллина, педагог, Арск:
– Массовая автомобилизация, какую мы сейчас наблюдаем, я думаю, явление преходящее. По-моему, личных машин на дорогах, наоборот, становится меньше. Автомобиль ведь, все-таки, прежде всего, предмет утилитарный, нужен как транспортное средство, тут я с Остапом Бендером полностью согласна. А нам, сельчанам, без машины даже труднее, чем городским жителям, а ездить становится дорого и невыгодно. Знаю, что семьи, где было по два автомобиля, оставляют один, второй продают. Про себя могу сказать, что массовая автомобилизация меня особенно не касается, я без особой необходимости из своего города стараюсь не выезжать. Так что, по моим наблюдениям, основным «потребителем» автомобилей, по-моему, сейчас остается молодежь, а старшее поколение этот бум не особенно беспокоит.
- Наталья Трифонова, продавец, Казань:
– Я классический пешеход, в нашей семье никогда не было автомобиля, и сейчас нет, так сложилось. В молодости не хватало денег, а когда появились средства, уже прошло острое желание иметь собственную машину. Поэтому за массовой автомобилизацией я наблюдаю «с другой стороны светофора». Правда, очень страшно стало переходить дорогу, ведь и лихачей у нас хватает, и просто небрежных водителей. Поэтому настоящая проблема не в том, что растет число автомобилей на дорогах, – это, как говорится, личное дело каждого. Нужно одновременно повышать культуру вождения, больше проявлять заботы о безопасности и водителей, и пешеходов.
Геннадий АБРАМОВ, Ирина МУШКИНА,
Марина СЕЛЬСКОВА, «РТ»