В городах будущего личные машины могут исчезнуть как класс
За более чем вековую историю автомобиль из предмета роскоши превратился в средство передвижения, незаменимого друга и… «серийного убийцу». Ежегодно в авариях гибнет около 30 тысяч россиян. А сколько людей умирает от вредных выхлопов, подсчитать невозможно. Но в целом от загрязненности атмосферы каждый год в нашей стране умирает около 140 тысяч человек – такие данные приводит Международное энергетическое агентство. Есть ли альтернатива личному автомобилю в наших мегаполисах? Да – общественный транспорт, такси и совместные поездки, когда кооперируются автолюбители и пешеходы.
«ЖЕЛЕЗНЫЕ КОНИ» ПРОСТАИВАЮТ
Конечно, любой автолюбитель знает два главных преимущества «железного коня» – свобода передвижения и высокий комфорт. Про проблемы с пробками и парковкой тактично умалчивается.
При этом темпы автомобилизации всегда обгоняют динамику развития улично-дорожной сети. Многие мегаполисы мира уже отказались от строительства новых дорог, ведь это путь в никуда. Приоритет отдан совершенствованию системы пассажирского транспорта.
Автовладельцы указывают следующие основные проблемы в использовании личной машины: частые пробки на дорогах – 55 процентов опрошенных, высокие цены на бензин – 33 процента, отсутствие или недостаточное количество бесплатных парковочных мест возле работы/учебы – 28 процентов
В передвигающихся по городу автомобилях чаще всего можно увидеть только водителя, реже – еще одного пассажира. Таким образом, подавляющее большинство машин используется неэффективно. А самое главное, что до 95 процентов времени автомобиль просто простаивает на парковке или в гараже. Такую удручающую картину нарисовал директор по вопросам политики и коммуникаций Uber в Европе, на Ближнем Востоке и Африке Кристофер Бургхардт во время своего визита в Казань. Он назвал основную миссию своей компании – снизить использование личных автомобилей по всему миру.
Миссия, безусловно, благородная, но главный вопрос: как переманить автовладельцев на другой вид транспорта? В России уже есть сервисы для совместных поездок на автомобилях (как между разными городами, так и внутри мегаполисов), но массовыми они пока не стали.
Если взять общественный транспорт, то за последние годы в Казани многое сделано для повышения его комфортности и развития маршрутной сети. Только вот масштабной «миграции» казанских автовладельцев в пассажиры пока не наблюдается.
Вот и выходит, что самая реальная альтернатива личному автомобилю сейчас – это все-таки такси. Причем для многих она может оказаться экономически выгодной.
ВАМ ШАШЕЧКИ ИЛИ ЕХАТЬ?
В Казани представлены сильные региональные игроки на рынке такси, например, «Татарстан», федеральные – «Максим», «Яндекс.Такси», мировые – Gett, Uber. Конкуренция совершила невозможное: такси – единственный вид общественного транспорта, тарифы на который снизились за последние три года, причем при росте цен на горюче-смазочные материалы и сами автомобили.
И это не голословные утверждения, а один из фактов, которые выявило подробное экономическое исследование рынка городского передвижения в пяти мегаполисах России, включая Казань. Его провел Центр перспективных экономических исследований Академии наук РТ вместе с Казанским федеральным университетом (КФУ). Результаты исследования презентовал проректор КФУ Марат Сафиуллин на пресс-конференции в «Татар-информе».
Марат САФИУЛЛИН, проректор КФУ: | |
К 2020 году, по сравнению с 2015 годом, прирост налоговых поступлений составит 3,7 млрд рублей (в Казани – 230 млн). |
На 1,2 млн населения столицы Татарстана выдано около семи тысяч разрешений на таксомоторные перевозки. Количество легальных такси на тысячу населения составляет 5,7. В лидерах Санкт-Петербург, там этот показатель – 7 (для сравнения: в Нью-Йорке и Лондоне – 12). При этом теневой рынок такси в Казани велик и составляет более 50 процентов.
Вице-премьер – министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов назвал Uber самой быстрорастущей компанией в мире, меняющей парадигму цифровой экономики. Он напомнил о встрече Президента Рустама Минниханова с вице-президентом компании Uber Рэйчел Уэтстоун в 2016 году, после которой началось активное взаимодействие Татарстана и международной компании.
Марат Сафиуллин привел довольно оптимистичный прогноз от «уберизации» для социально-экономического развития России в целом и Казани в частности. К 2020 году, по сравнению с 2015 годом, прирост налоговых поступлений составит 3,7 млрд рублей (в Казани – 230 млн). В пяти исследованных городах будет создано 24 тысячи рабочих мест (в Казани – 2,7 тысячи). А дополнительный вклад в экономический рост составит 62 млрд рублей (в Казани – 3,8 млрд).
А если еще дальше заглянуть в будущее… Избавятся ли когда-нибудь наши города от пробок и припаркованных где только можно и где нельзя автомобилей? Эксперты из Массачусетского технологического института прогнозируют, что развитие беспилотных транспортных средств и их совместное использование уберет с улиц городов до 80 процентов автомобилей. Это разгрузит существующую дорожную сеть, и люди смогут добираться из пригородов гораздо быстрее, чем сейчас.
Однако сейчас в мире есть лишь единичные примеры использования общественного маршрутного транспорта без водителя (и то не на дорогах общего пользования). Чтобы беспилотники начали курсировать на городских улицах, законодателям всех стран нужно проделать огромную работу. Да и самим автопроизводителям тоже еще многое надо сделать для совершенствования систем автопилота. Согласно прогнозам, пик развития беспилотников придется на 2020–2030 годы. Пока же для поездок остается по старинке использовать свою машину, общественный транспорт или вызвать такси.