Аудиенция «в законе»

Выполняют ли чиновники свои обязанности по обращениям

20 декабря, журналисты нашей редакции, в том числе собственные корреспонденты газеты в Нижнекамске, Чистополе, Набережных Челнах и Елабуге, отправились в рейд, условно названный нами «Единый день приема граждан».

65

Фото: nurlat.tatarstan.ru; chistopol.tatarstan.ru

 

ed-30
Руководители ведомств обязаны регулярно и лично проводить прием граждан.

 

ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ХАРАКТЕРА?

Во вторник, 20 декабря, журналисты нашей редакции, в том числе собственные корреспонденты газеты в Нижнекамске, Чистополе, Набережных Челнах и Елабуге, отправились в рейд, условно названный нами «Единый день приема граждан».

Идея этой акции родилась в ходе «прямой связи» с участием Председателя Госсовета Фарида Мухаметшина, который 1 ноября побывал в редакциях газет «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» и пообщался по телефону с жителями нашей республики – читателями газет. По окончании «прямой связи» руководитель татарстанского парламента развел руками: многие вопросы, заданные ему, носили местный характер и касались, скорее, сферы ответственности исполнительных органов власти, в том числе муниципальных.

По словам Фарида Мухаметшина, с депутатов он также не снимает ответственности за решение проблем татарстанцев. Дело еще и в другом, отметил Председатель Госсовета, возможно, что люди либо не дошли со своими нуждами до местной власти, либо не получили от нее конкретной поддержки.

Одной из узаконенных форм работы с населением, направленной именно на прямое общение с руководителями, является прием граждан по личным вопросам. Фарид Мухаметшин напомнил, что в апреле 2003 года в Татарстане принят закон о работе с обращениями граждан, которым прописана эта норма. И с тех начальников, кто пренебрегает своими обязанностями в этом плане, спрос будет крайне строгим, вплоть до подключения прокуратуры.

Вот мы и решили, не предупреждая о своем визите, поинтересоваться, как в различных учреждениях и ведомствах республики исполняется данный закон. Признаемся, что удостоверением редакции в иных случаях пришлось попользоваться: мы убедились, что рядовым гражданам все-таки затруднительно получить информацию о причине отмены или переноса личного приема.

 


Одной из узаконенных форм работы с населением, направленной именно на прямое общение с руководителями, является прием граждан по личным вопросам


 

Еще в 2000 году Кабинет Министров РТ принял постановление, согласно которому установлен единый приемный день граждан в органах государственного управления. Повсеместным днем приема объявлен вторник. Именно в этот день руководители министерств, госкомитетов, ведомств, администраций районов и городов Татарстана должны принимать граждан по личным вопросам. Так что, по идее, каждый вторник у нас с вами есть возможность заглянуть в глаза первым лицам и рассказать о своей проблеме.

 

КЛИЕНТ ДОВОЛЕН, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН… НЕ ПРАВ

Начальник управления Пенсионного фонда России в Вахитовском районе Казани Флида Арсланова прием посетителей ведет по вторникам с 14 до 18 часов по предварительной записи. 20 декабря у дверей начальника в назначенный час посетителей не оказалось. Сотрудники пояснили, что это для них привычная картина. Работа по­строена так, что любой человек, придя в любое время, попадает в клиентский отдел, где его выслушает консультант и при необходимости направляет либо к специалистам, либо к заместителям начальника.

– Но если кого-то не устраивает ответ на этом уровне, например, человек не согласен с тем, как ему пересчитали пенсию, то записывается на прием к начальнику управления, – рассказывает ведущий специалист отдела персонифицированного учета Галина Абдрашитова. – Тогда поднимаются все документы, производится тщательная проверка. Даже если заявитель не прав, все равно уходит довольный – ему оказали должное внимание.

 

НАЛОГОВАЯ НЕ ПРЯЧЕТСЯ

…Попасть в здание управления Федеральной налоговой инспекции по Татарстану не так-то просто. На входе встречает пост полиции с вертушкой, открывающейся только для обладателей служебных пропусков. Придя туда во вторник вечером, мы поинтересовались, как попасть на прием к руководителю? А он уже прошел – руководитель УФНС РФ по РТ Марат Сафиуллин обычно лично ведет по вторникам прием граждан, но в первой половине дня. Пришлось признаться, что мы журналисты, и раскрыть цель визита. В ответ нас заверили, что проблем нет – если у человека не решается вопрос на уровне районных инспекций, он записывается на прием в главный офис УФНС.

 


По словам Фарида Мухаметшина, с депутатов он также не снимает ответственности за решение проблем татарстанцев. Дело еще и в другом, отметил Председатель Госсовета, возможно, что люди либо не дошли со своими нуждами до местной власти, либо не получили от нее конкретной поддержки


 

На городском уровне, как рассказали нам по телефону в приемной отделения ФНС по Вахитовскому району Казани, тоже сложностей нет – по вторникам руководитель инспекции лично ведет прием граждан по предварительной записи.

 

НА ПРИЕМ НЕ ЗАПИСАЛИСЬ

В администрации Кировского и Московского районов столицы прием граждан глава Сергей Миронов проводит каждый вторник с 15 часов. 20 декабря на прием никто не записался. По словам заместителя начальника отдела по взаимодействию со СМИ и информационно-аналитической работе Артура Кулешова, такое случается раз в два-три месяца. В другие приемные дни к главе районов записываются от одного до четырех человек. Основные проблемы, с которыми приходят люди, – это жилищно-коммунальное хозяйство, часто – вопросы оплаты услуг, а также обустройство дворов, детских площадок.

 

ВАС ПРИМУТ, НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ!

Управление Пенсионного фонда России по Ново-Савиновскому району Казани. Звоним в 10 утра.

– Можно ли попасть на прием к Лилии Муслиховне Мухьяновой (руководитель управления)?

– Да, конечно. У нее сегодня приемный день, так что подходите с 14.00 до 18.00.

– А она сама будет, не заместитель?

– Заместители в другие дни принимают. А вы к кому хотите? Какой у вас вопрос?

– Лично к ней хочу… Вы меня запишете, я точно успею к ней сегодня?

– Запишу, и успеете обязательно. Она и без записи примет, если срочный и сложный вопрос.

 

ДОБРОЕ СЛОВО ТОЖЕ ЛЕЧИТ

 

 Идея «Единого дня приема граждан» родилась в ходе «прямой связи» с участием Председателя Госсовета Фарида Мухаметшина.
1 ноября он побывал в редакциях газет «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» и пообщался по телефону с жителями нашей республики – читателями газет. По окончании «прямой связи» руководитель татарстанского парламента развел руками: многие вопросы, заданные ему, носили местный характер и касались, скорее, сферы ответственности исполнительных органов власти, в том числе муниципальных.

Приемная главного врача горбольницы №7 Марата Садыкова.

Трубку берет мужчина. Неужели «сам»?

– Это Марат Наилевич?

– Нет, это приемная.

– А можно записаться на прием сегодня?

– Марат Наилевич принимает с 14.00 до 15.00, но сегодня, по-моему, все расписано уже.

Мужчина, не кладя трубку, окликает кого-то:

– Все расписано?

Уже мне:

– Да, к сожалению, все. Я могу записать вас к кому-то из заместителей, какой у вас вопрос?

– Мне хотелось бы лично, у меня вопрос сложный.

– Подходите чуть раньше двух, если вопрос действительно только в его компетенции и не терпит отлагательств, то Марат Наилевич выберет время.

От участия в голосе становится теплее на душе.

 

НЕ ДАЛЬШЕ ПОРОГА

А вот в администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов голос по телефону оказался не так приветлив. Ни «здравствуйте», ни хотя бы стандартного «приемная слушает».

– Можно записаться на прием к Тимуру Лазовичу (Тимур Лазович Алибаев, глава районов)?

– Только завтра, и прием на следующей неделе.

– Почему, заявлено же, что Алибаев принимает каждый вторник с 15.00?

– Приема сегодня не будет.

Вот и поговорили…

В 15.00 – начало планового приема. Мы все же позвонили еще раз:

– Скажите, Тимур Лазович сегодня принимает?

– Приема нет.

Пришлось представиться и объяснить, с какой целью звоним, в надежде получить развернутый ответ. Нас адресовали к помощнику главы Аделю Шакирову. По словам последнего, прием граждан в этот вторник не состоялся по причине… отсутствия желающих аудиенции.

– Все граждане в первую очередь попадают ко мне, – поясняет Адель Шакиров. – Если вопрос может быть разрешен при помощи кого-то из заместителей, то необходимости в приеме у главы нет.

 

ФАКТЫ БЕЗДУШИЯ НЕРЕДКИ

– Помогите моему сыну обрести российское гражданство, – с горечью и волнением обратилась к заместителю председателя Комитета Госсовета по законности и правопорядку Рафилу Нугуманову, ведущему прием граждан в Чистополе, очередная посетительница.

 


По словам Рафила Нугуманова, проблемы города и района, где в свое время возглавлял отдел внутренних дел, он знает не понаслышке. Как депутат, ежемесячно по установленному графику встречается с жителями Чистополя


 

– Двадцать лет как наша семья вернулась из Казахстана. За этот период с великим трудом лишь я с дочкой получили гражданство. А сыну, уже получившему здесь образование, профессию, и мужу под различными предлогами в гражданстве отказывают!

Сколько за этот период сменилось начальников паспортных столов, потрачено нервов и здоровья в поисках различных справок! Несовершенством законов, безразличием чиновников малая родина становится бездушной мачехой.

– Такие факты, к сожалению, нередки, – заметил депутат. – Это заявление беру под особый контроль.

По словам Рафила Нугуманова, проблемы города и района, где в свое время возглавлял отдел внутренних дел, он знает не понаслышке. Как депутат, ежемесячно по установленному графику встречается с жителями Чистополя.

 

ed2-30

 

Кроме того, местом приема граждан, в том числе депутатами местного уровня, являются все 8 территориальных общественных советов (ТОС). Разброс обращений по тематике широкий: от вопросов благоустройства территории, бытового, медицинского обслуживания, ремонта и строительства жилья – до решения личных проблем.

 

ФОТО С ГЛАВОЙ РАЙОНА

За одиннадцать месяцев этого года нижнекамцы обращались к руководству 3354 раза. Статистика сравнивает эту цифру с недавними годами: в 2015-м жители на 584 раза чаще пытались решить наболевшие проблемы с помощью руководства.

Пожалуй, как и везде, самой активной социальной группой остаются пенсионеры. Болевая точка – жилищно-коммунальная сфера. В два раза по сравнению с прошлым годом увеличилось число вопросов социального направления – образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, труда и занятости.

 


Айдар Метшин трижды проводил прием по личным вопросам, в том числе в ходе телевизионной связи в прямом эфире. В основном к нему обратились по вопросам экологии, животрепещущим проблемам коммунальных тарифов, в частности, по начислениям за теплоснабжение, с просьбами оказать содействие в трудоустройстве, обеспечить местами в детских садах, по поводу оформления земельных участков, поддержки фермеров


 

Расширение географических границ города подняло новую волну, казалось, полностью решенной проблемы организации движения общественного транспорта. Однако люди стали писать руководству не только для того чтобы пожаловаться, но и высказать благодарность за создание и реализацию крупных проектов по благоустройству. Один настойчивый гражданин пробился на личный прием к главе Нижнекамского муниципального района Айдару Метшину, чтобы… сфотографироваться с ним.

Глава муниципального района ведет раз в месяц прием по вопросам, действительно требующим вмешательства последней руководящей инстанции. Заместители и руководители исполкомов города и района принимают население еженедельно. С устными обращениями жители приходят в общественную приемную главы, где их принимает помощник руководителя. Тех, кто действительно нуждается во вмешательстве именно первого лица, помощник приглашает на личный прием.

В декабре Айдар Метшин трижды проводил прием по личным вопросам, в том числе в ходе телевизионной связи в прямом эфире. В основном к нему обратились по вопросам экологии, животрепещущим проблемам коммунальных тарифов, в частности, по начислениям за теплоснабжение, с просьбами оказать содействие в трудоустройстве, обеспечить местами в детских садах, по поводу оформления земельных участков, поддержки фермеров. В день последнего приема по личным вопросам в порядке живой очереди глава принял 11 человек. На это у Айдара Метшина ушло около двух часов. Следующий день приема состоится в январе.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ СЕБЕ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ…

На сайте администрации Елабуги есть информация о приемных часах главы района, руководителей городского и районного исполкомов и их заместителей. У всех эти часы одинаковые: вторник, с 14 до 16.

Но возможно ли попасть на прием? Роман Исланов, возглавляющий райисполком, между 15 и 16 часами прием уже закончил. Секретарь предложила записаться на другой день.

В приемной руководителя городского исполкома вежливо ответили, что он будет на месте еще полчаса, а затем уедет на совещание. Это совещание оказалось назначенным как раз на единое время приема граждан. Девушка сообщила, что прием по личным вопросам ведется каждый вторник, можно прийти и без записи, но лучше оставить свой номер, чтобы она могла предупредить об отсутствии руководителя.

Заместитель руководителя исполнительного комитета района по социальным вопросам уехала в командировку, вместо нее прием никто не вел. На вопрос, можно ли к ней попасть в следующий вторник, секретарь сказала: «Если она будет на месте, ведь она себе не принадлежит».

 


В день рейда в республике стоял сильный мороз – местами до минус 28 градусов! Прием граждан по личным вопросам в здании администрации в райцентре Высокая Гора ведет глава района Рустам Калимуллин. Как нам пояснили на месте, не все, кто записался на прием, смогли подойти. А вот летом в приемные часы во вторник к главе записываются до 10–15 жителей района


 

Еще одна служба, куда люди часто обращаются, – отдел социальной защиты. В приемной сообщили, что начальник принимает в любое время, когда на месте. В часы приема Светлана Прохорова оказалась на рабочем месте и принимала посетителей.

А вот директор департамента ЖКХ и строительства Василий Филиппов спешил на мероприятие, назначенное на 15 часов, и попасть к нему в установленные для приема часы не вышло. Оказалось, что именно на это время была запланирована пресс-конференция по вопросам ЖКХ, где был задействован не только Филиппов, но и руководители всех коммунальных служб. В частности, директор муниципального предприятия «Елабужский водоканал», в приемной которого сообщили, что определенных приемных дней у него нет, и «вы сможете попасть к нему по личному вопросу, если он на месте и если он примет, иначе вам придется сидеть и ждать».

Хорошо организована работа по приему граждан в районных управлениях Роспотребнадзора по РТ и Пенсионного фонда России – руководитель или уполномоченное лицо в это время оказались на месте и принимали посетителей.

Все более актуальными в Елабужском районе становятся вопросы экологии, однако дозвониться по городскому номеру до государственного инспектора по охране природы не удалось. По мобильному телефону Гульнур Сабирова сообщила, что она сейчас работает одна и часто выезжает по служебным надобностям.

 

РАБОЧИЙ ДЕНЬ УЖЕ ЗАКОНЧИЛСЯ

Что касается Набережных Челнов, то глава города, его заместитель и руководитель исполкома принимают с 16 часов, у остальных график обо­значен конкретно: с 16 до 18, и указаны телефоны для записи.

В начале шестого вечера мы попытались выяснить, находятся ли руководители в это время на рабочем месте и ведут ли прием.

Глав трех районов города на месте не оказалось. В приемной главы Автозаводского района сообщили, что рабочий день закончился, «всех приняли и разошлись». А прием ведется по предварительной записи. По указанному на сайте администрации номеру телефона главы Комсомольского района раздраженно сообщили, что в приемной никого нет, а рабочий день окончен. Глава Центрального района выехал на совещание в мэрию, а секретарь попросила конкретизировать вопрос, с которым мы собираемся обратиться к руководителю, и записаться на прием заранее.

Еще девять номеров заместителей руководителя исполкома и начальников управлений, которые должны вести прием населения, не ответили.

И, наконец, при попытке записаться на прием к руководителю исполкома Ринату Абдуллину мы получили инструктаж: здесь ведется предварительная запись, но сначала нужно прийти к помощнику, рассказать о своей проблеме, и тогда вас в порядке очереди запишут на прием.

 

НИ МОРОЗ НАМ НЕ СТРАШЕН, НИ ЖАРА

В день рейда в республике стоял сильный мороз – местами до минус 28 градусов! Прием граждан по личным вопросам в здании администрации в райцентре Высокая Гора ведет глава района Рустам Калимуллин. Как нам пояснили на месте, не все, кто записался на прием, смогли подойти. А вот летом в приемные часы во вторник к главе записываются до 10–15 жителей района. Основные вопросы, с которыми в этот раз обратились жители, – улучшение жилищных условий и оформление земельных участков в Семиозерском поселении. Трудности, с которыми они столкнулись при оформлении земли и подключении газа, возникли из-за подозрения, что неподалеку в поселении расположен недействующий скотомогильник. Тем не менее рейд инспекторов Управления Роспотребнадзора по РТ не выявил его наличия, в пробах земли опасных вирусов не обнаружили. Проблема была снята.

В этот же день аналогичный рейд провели наши коллеги из газеты «Ватаным Татарстан». Они побывали в Лениногорском и Арском муниципальных районах.

В Арском районе его глава Илшат Нуриев по личным вопросам принял пятерых жителей района. Проблемы касались предоставления жилья семье с ребенком-инвалидом, социальной ипотеки, целевого обучения в вузе, выделения земельного участка под пасеку.

В Лениногорском районе за первое полугодие в администрацию поступило 2083 заявления от граждан. На личном приеме у главы района побывали 49 человек.

К актуальной и социально значимой теме – работе с обращениями граждан – будем обращаться постоянно. Предлагаем читателям газеты участвовать вместе с журналистами в этой акции.

Ирина Мушкина,
Светлана Арсентьева,
Геннадий Абрамов,
Павел Воскресенский,
Ирина Халитова,
Евгения Чеснокова,
Галина Суздальцева,
Сергей Семеркин,
Роман Медников,
Марина Сельскова, «РТ»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще