Наука, образование

Новости и события науки и образования в Республике Татарстан. Университеты и институты Казани, ВУЗы, студенты. Академия Наук Татарстана. Школа и детский сад. Наукоемкое производство и стартапы, Иннополис, Наукоград, электронное образование, удаленное дистанционное обучение.

  • «Родители купили сейф»: как работает запрет мобильников в школах Татарстана

    «Родители купили сейф»: как работает запрет мобильников в школах Татарстана

    Запрет для школьников использовать мобильные телефоны во время уроков начал действовать в полную силу в новом учебном году. Как выяснила «РТ», в школах исполняют закон по-разному: в одних договариваются с учениками и их родителями по-хорошему, в других не ограничиваются полумерами и забирают гаджеты у детей не только перед уроками, но на весь учебный день, включая перемены. Однако и дети так просто не сдаются: кто-то заводит второй телефон, а кто-то отдает учителю чехол вместо гаджета.

    «А ЕСЛИ ЧП?»

    Напомним, поправки в закон «Об образовании в РФ», которые запрещают школьникам пользоваться во время занятий средствами телефонной связи, были приняты в декабре прошлого года в вступили в силу с 1 января нынешнего. Но в полной мере они заработали только в новом учебном году. Родители школьников отнеслись к новшеству по-разному. Одни рады, что их чада хотя бы на время «отлипнут» от смартфонов, другие волнуются по поводу безопасности детей и гаджетов, которые сейчас очень дорогие.

    «Вот не дай бог ЧП! Неужели все дети быстро среагируют и схватят телефоны у учителя? Будет же давка, вместо того, чтобы прятаться или бежать, им еще надо сделать крюк к учительскому столу или шкафу»;

    «Сначала пусть школа раздаст телефоны за свой счет, а потом будет забирать», – обсуждают родители запрет в соцсетях.

    – Тут вопрос воспитания. У нас классный руководитель с начальной школы приучила детей убирать телефоны в рюкзак и до конца уроков не доставать. Сейчас телефоны у них также лежат в рюкзаках. Но я на всякий случай, для подстраховки, написала заявление директору с просьбой не забирать телефон у моей дочери. У нее сахарный диабет, она носит датчик, который передает показания уровня сахара на мой телефон через специальное приложение, с помощью которого я могу наблюдать за ее состоянием. Поэтому телефон должен находиться всегда рядом, – описала свою ситуацию «РТ» мама шестиклассницы зеленодольского лицея №9 Надежда Маркеева.

    ЧТОБЫ НЕ БЫЛО СКАНДАЛОВ

    Отец одиннадцатиклассницы 122-й казанской гимназии Казани Рустем Брандуков рассказал, что в их школе тоже решили не забирать у детей телефоны, тем более что лишняя ответственность за чужие гаджеты учителям не нужна.

    – На общем собрании нашей параллели директор попросила родителей поговорить с детьми, чтобы они не пользовались телефонами на уроках, чтобы не было потом скандалов и недопонимания. Дети ценят доверие учителей и не наглеют. Телефон лежит либо на уголке стола (иногда он необходим в качестве калькулятора), либо в рюкзаке. На переменах пользуются. У нас как-никак 11-й класс, дети уже сознательные и понимают, что знания важны, – отметил Брандуков.

    Напомним, что в Татарстане есть школы, где от телефонов решили отказаться задолго до принятия закона:

    – У нас уже года три все ученики сдают телефоны перед уроками. Единственное, сейчас родители купили для этого сейф. Потому что телефоны дорогие, мало ли что, – поделилась опытом мама пятиклассницы гимназии №77 Набережных Челнов Ксения Иванова. – Но дети находчивые – кто-то сдает старый телефон или вообще только чехол. Классный руководитель в чате ругается по этому поводу.

    «ПОЛУМЕРЫ НЕ РАБОТАЮТ»

    Хотя закон запрещает пользоваться гаджетами только на уроках, в некоторых школах решили забирать у детей телефоны на весь учебный день, чтобы, так сказать, не было лишних телодвижений и соблазнов. Такое, например, практикуется в казанских лицеях №№131 и 146, гимназии № 184.

    – К сожалению, полумеры не дают результата. Мы приняли решение, что классные руководители собирают у детей телефоны в начале уроков и отдают в конце. Оставляем телефон только старосте класса для оперативной связи с классным руководителем, – рассказала «РТ» лицея №146 Диляра Каримова.

    По ее словам, табу на мобильники даже во время перемен уже принесло свои плоды:

    – Я стала замечать, что дети на переменах не разваливаются, как раньше, на диванчиках, уткнувшись каждый в свой гаджет, а общаются между собой! И так постепенно отвыкают от телефона. Ведь сегодня какую картину мы наблюдаем: ребенок не успел родиться, ему уже дают гаджет, лишь бы не отвлекал родителей. Таким образом формируется зависимость. Конечно, были такие, кто жаловался, просил вернуть телефон, но мы стараемся каждому объяснить. Многие родители благодарны нам за такое решение.

    Директор казанского полилингвального комплекса «Адымнар» Айдар Шамсутдинов сообщил, что в их школе дети сдают телефоны перед каждым уроком с прошлого года: в кабинетах для этого стоят специальные коробки, на переменах ученики гаджеты забирают.

    НЕТ СМАРТФОНОВ – СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ

    – По итогам первого месяца учебы наш педагогический коллектив целиком и полностью одобряет эту законодательную норму. Как показывает практика, дети после летних каникул очень сложно включаются в учебный процесс, усваивают новый материал. А в этом учебном году я вижу сокращение периода адаптации школьников.  Запрет использования мобильников помог учителям максимально сконцентрировать внимание учеников на себе, – считает директор казанской школы №51 Рустем Хазеев.

    Руководитель лицея «Иннополис» Арман Костанян добавил, что важно не только запретить телефоны, а предложить детям альтернативу, как провести время на тех же переменах.

    – Школьник ведь берет телефон, потому что ему на данный момент нечего делать или он хочет эмоционально разгрузиться, расслабиться. Но есть же альтернативные методы: у нас в лицее, например, – две зоны с шахматами, одна – с интерактивной картой мира, ребята на переменах играют в шахматы, что-то обсуждают, –  рассказал Костанян.

    Руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова в ответ на наш вопрос, почему в школах устанавливают разные правила по поводу использования мобильных телефонов учениками, сообщила, что «Минпросвещения РФ запретило использование гаджетов во время уроков, но каждая школа принимает свой локальный акт, где прописывает, как они будут выполнять эти требования».

  • Эксперт – о послании Раиса РТ: для нас важно, чтобы молодые ребята вовлекались в науку

    Для ученого сообщества Татарстана важно, чтобы молодежь вовлекалась в науку уже со школьной скамьи. Радует, что этому направлению было уделено внимание в послании Раиса РТ Рустама Минниханова. Такое мнение высказала председатель исполнительного комитета РНО Движение молодых ученых РТ Юлия Кареева.

    «Для нас важно, чтобы молодые ребята вовлекались в науку уже со школьной скамьи, чтобы в вузах мы уже получали кадры, которые пойдут потом в науку. Радует, что этому вопросу тоже было уделено внимание в послании», – сказала Валеева.

    В послании Минниханов также отметил, что за прошедший год, объявленный в республике Годом научно-технологического развития, было увеличено количество проектов, направленных на развитие науки, инноваций, вовлечение молодежи в научный процесс.

    «Всё это связано с развитием науки и направлено на развитие нашего региона и страны в целом, создание технологического суверенитета. Важно, что в этот год произошло усиление научного потенциала, много внимания уделялось науке, что в дальнейшем принесет положительные результаты. Отмечено, что продолжается увеличение проектов по технологическому развитию», – добавила эксперт.

    Раис Татарстана Рустам Минниханов обратился сегодня с посланием Госсовету РТ. Оглашение проходило в БКЗ им.Сайдашева, в Казани. На мероприятии присутствовали федеральные депутаты и сенаторы от республики, члены Правительства РТ, бойцы спецоперации, зарубежные представители и другие гости. С полным текстом послания можно ознакомиться по ссылке.

  • Рашит Низамов: КГАСУ продолжит участвовать в программе передовых инженерных школ

    Ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) Рашит Низамов в беседе с корреспондентом «РТ» прокомментировал послание Раиса РТ Рустама Минниханова: «В силу разнообразия направлений деятельности КГАСУ мне близки многие темы, озвученные в Послании Раиса Татарстана Государственному Совету РТ. К примеру, взаимодействие с бизнесом, создание новых передовых инженерных школ (ПИШ). Мы обязательно продолжим участвовать в реализации программы ПИШ – федерального проекта Министерства науки и высшего образования России. Ключевая цель этого проекта – подготовить высококвалифицированных инженеров нового поколения, способных обеспечить стране технологический суверенитет».

    Ректор заявил, что в КГАСУ в рамках практикориетированного обучения студенты смогут заниматься проектированием новых пространств для отдыха граждан, в частности пляжей.

    «Также Раис выделил темы активной, предметной цифровизации, искусственного интеллекта, который в нашем вузе используется в проектировании, но это должно носить системный характер», – резюмировал Рашит Низамов.

    Раис Татарстана Рустам Минниханов обратился сегодня с посланием Госсовету РТ. Оглашение проходило в БКЗ, в Казани. На мероприятии присутствовали федеральные депутаты и сенаторы от республики, члены Правительства РТ, бойцы спецоперации, зарубежные представители и другие гости. С полным текстом послания можно ознакомиться по ссылке.

  • Мария Нефедова – о послании Раиса РТ: образование становится профессионально ориентированным

    Раис Татарстана Рустам Минниханов в Послании Госсовету акцентировал внимание на актуальных проблемах отрасли образования. В частности, на том, что необходимо развивать профориентацию со школьной скамьи. Об этом «РТ» сообщила исполнительный директор филиала Российского общества «Знание» в Татарстане, кандидат педагогических наук Мария Нефедова.

    «Большой интерес я проявила к проекту “Математический прорыв”, о котором рассказал Раис РТ. Это очень свежо, мы видим большое желание детей и подростков поучаствовать в этом проекте, изучать точные науки через ручной подход – эксперименты, опыты», – сказала Нефедова.

    Она отметила, что у республики в этом большой потенциал. «У нас есть выдающиеся результаты школьников на олимпиадах разного уровня, есть много учителей, которые преподают математику нетривиально, оригинально», – пояснила Нефедова.

    Второй момент, на который обратила внимание эксперт, – необходимость профориентации со школьной скамьи. «Нужно готовить кадры для промышленного сектора экономики, увеличить цифры приема в секторе “Машиностроение”, это очень актуальный вопрос. Я вижу, как вектор образования становится профессионально ориентированным. Обучение должно быть прикладным, нацеленным на запрос предприятий и экономики республики. Тогда и студенты, которые будут выпускаться из вузов, ссузов, не будут думать, куда бы устроиться после учебы и в чем попробовать себя, а будут знать, где они себя видят, куда пойдут и где их ждут», – отметила Нефедова.

    Раис Татарстана Рустам Минниханов обратился сегодня с посланием Госсовету РТ. Оглашение проходило в БКЗ в Казани. На мероприятии присутствовали федеральные депутаты и сенаторы от республики, члены Правительства РТ, бойцы спецоперации, зарубежные представители и другие гости. С полным текстом послания можно ознакомиться по ссылке.

  • Казанский студент получил грант в размере 1,1 млн рублей на образовательный проект

    Студент КНИТУ получил грант в размере 1 100 000 рублей на образовательный проект

    С 19 по 25 сентября на арт-кластере «Таврида» прошел девятый, финальный образовательный заезд под названием «Наука как искусство 2.0». Победителем стал студент первого курса магистратуры КНИТУ из Татарстана Максим Цыганок, сообщает Минмолодежи РТ. Его проект, посвященный образовательному курсу по предпринимательскому мышлению для подростков «Первый путь», был рекомендован к получению гранта в размере 1,1 млн рублей.

    В рамках мероприятия работали шесть арт-школ: по инновационной гастрономии, арт-энергетике, научным коммуникациям, архитектуре малых форм, «ИИ и искусство» и «Наука звука».

    Татарстан на образовательном заезде представляли 12 человек. В рамках программы прошел конкурс «Росмолодежь.Гранты», в ходе которого участники получили консультации и прослушали лекции по возможностям грантовой поддержки и социального проектирования. Экспертная комиссия по итогам публичной защиты рекомендовала три проекта для финансирования на общую сумму 2 млн 380 тыс. рублей.

    «Мой проект направлен на развитие функциональной грамотности у подростков. Мы будем обучать их проектной деятельности и предпринимательскому мышлению», — поделился Максим.

    В этом году представители Татарстана уже десять раз посещали арт-кластер «Таврида», участвовали в девяти образовательных заездах и Фестивале молодого многонационального искусства «Таврида.АРТ». Всего молодые люди республики одержали шесть побед с общим призовым фондом 3 млн 355 тыс. рублей.

    «В прошлом году я участвовал в образовательном заезде и мечтал получить свой первый грант именно здесь. Теперь моя мечта стала реальностью», — отметил Максим.

    Арт-кластер «Таврида.АРТ» – платформа, помогающая молодым людям реализовать свой потенциала в области культуры и искусства. Проект входит в федеральную программу «Молодежь России» и осуществляется при поддержке Росмолодежи.

  • Проект по обучению школьников основам предпринимательства стартует в Татарстане

    В Татарстане запускается курс «Школьный бизнес старт» по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство». С сентября 2024 года более 11 тысяч учащихся будут осваивать основы предпринимательства в рамках республиканской программы, которая реализуется уже третий год.

    Проект направлен на развитие экономической грамотности и предпринимательских навыков у детей. В 2024 году в нем примут участие 49 школ, включая 11 казанских и 10 из Набережных Челнов, а также учреждения из 17 районов республики.

    Занятия будут проходить в несколько этапов. На первом школьники составят портрет предпринимателя, пройдут тестирование и представят свои планы. Успешные участники продолжат обучение, включающее создание школьных компаний и участие в благотворительных ярмарках. Финальный слет бизнес-компаний запланирован на весну 2025 года.

    «Школьный бизнес-старт» – важная часть профориентации и практикоориентированного обучения для молодежи, которая предоставляет возможность раннего профессионального самоопределения и развития.

    «Вовлечение школьников и студентов в предпринимательскую деятельность — одно из ключевых направлений национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Согласно закону, предпринимательскую деятельность можно вести с 14 лет, а центр «Мой бизнес» может стать опорной точкой для молодых предпринимателей, где они смогут не только зарегистрировать бизнес, но и получить все федеральные и региональные меры поддержки», – отметили в пресс-службе.

    Татарстан участвует в реализации национальных проектов, разработанных на основании «майских указов» Президента России
    Владимира Путина.

  • С нового года в Татарстане установлен новый максимальный размер платы за детсады

    В Татарстане определили максимальный размер родительской платы за детские сады на 2025 год. Постановление подписал Премьер-министр республики Алексей Песошин.

    Размер платы зависит от режима работы детского сада, включая количество рабочих дней в неделю и часы работы, а также от типа учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее, оздоровительное) и возраста ребенка.

    Для семей менее чем с тремя детьми посещение детского сада с пятидневной рабочей неделей обойдется в сумму от 1013 до 5032 рублей в месяц. Семьи с тремя и более детьми будут платить от 507 до 2516 рублей. Если детский сад работает шесть дней в неделю, стоимость будет выше: для семей менее чем с тремя детьми плата составит от 4395 до 6045 рублей, а для многодетных семей — от 2198 до 3023 рублей.

    В группах с компенсирующей и оздоровительной направленностью размер родительской платы зависит от состояния здоровья ребенка. Выделяются категории детей, требующих специальных лечебных мероприятий, включая часто болеющих, детей с отклонениями в развитии и фонетико-грамматическими нарушениями.

    Ранее «РТ» писала, что в Набережных Челнах начнется подача отопления в детские сады и медучреждения.

  • «Увольняются все»: из детских садов Татарстана бегут воспитатели

    «Увольняются все»: из детских садов Татарстана бегут воспитатели

    От острой нехватки воспитателей страдают многие детсады в Татарстане – требуются около 900 педагогов. Родители дошколят плачутся, что из-за дефицита персонала группы в садиках переполнены и воспитатели просто физически не могут обеспечить присмотр и уход за всеми малышами, какие уж тут занятия или праздники. Сами сотрудники детсадов объясняют, что желающих работать за копейки и нести ответственность за чужих детей все меньше, лучше уж на завод, где платят больше, а ответственности меньше. 

    «Увольняются все»: из детских садов Татарстана бегут воспитатели

    «ВОДИМ ДЕТЕЙ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК»

    Сообщения о патовой ситуации в детсадах Казани и республики заполонили соцсети с началом учебного года.

    Например, родители воспитанников детсада №120 Советского района Казани жалуются, что на 13 групп в саду осталось 9 воспитателей, из-за этого детей из одних групп пришлось «раскидать» по другим и там теперь по 30-35 человек.

    – Мы вынуждены водить детей в садик на свой страх и риск, ведь такое количество малышей на одного воспитателя попросту опасно, поскольку он не в состоянии за всеми уследить, – переживают мамы и папы. – Персонал увольняется, потому что зарплаты у воспитателей копеечные, а работы на них наваливают много. Те воспитатели, что остались, на больничном или на учебе. Заведующей у нас нет уже полгода, она тоже на больничном. Старший воспитатель на наши просьбы разделить большие группы не реагирует, дескать, нет возможности: вот будет 40 человек, тогда подумаем.

    Родители воспитанников 120-го детсада уже пожаловались в городское управление образования и готовят обращение в Управление Роспотребнадзора по РТ.

    Аналогичная ситуация – в детсадах №№157 и 140 Казани:

    «Увольняются все воспитатели, преподаватели кружков. Нет охраны на входе, как проходной двор. Полы грязные ужасно, пока дойдешь до группы, носки все черные и в мусоре. Нет никаких праздников, ни дня рождения Пушкина, Джалиля, ни осеннего бала, ничего абсолютно».

    «В нескольких группах садика отсутствует персонал. У нас в группе работает один воспитатель, отсутствует второй воспитатель и нянечка. Воспитатель вынуждена мыть по 60 тарелок единовременно, а за детьми кто в это время должен следить? На все вопросы администрация садика отвечает, что работников нет. Довели до того, что в одной группе родители за свой счет купили посудомойку в группу», – жалуются родители в соцсетях.

    А в казанском детсаду №358, видимо, настолько отчаялись найти персонал, что минувшим летом прямо на заборе повесили объявление, написанное огромными цветными буквами: «Ищем нянь, воспитателей».

    Основная причина массового «побега» воспитателей из садиков очевидна – низкая зарплата. В объявлениях о вакансиях указаны 25-30 тысяч рублей за ставку. Хотя, по словам родителей, в некоторых муниципальных казанских детсадах, к примеру, в ЖК «Мой ритм» и ЖК «Весна», воспитатели получают более достойные 60-80 тысяч рублей в месяц. Откуда взялась такая разница в зарплате, мамы и папы не понимают, но с упомянутых садиков определенно надо брать пример.

    «РАБОТАЮТ, ПОКА СВОИ ДЕТИ МАЛЕНЬКИЕ»

    – В нашем саду на шесть групп четыре воспитателя. Кто-то работает на 1,5 ставки, кто-то – на 1,75. Руководство у нас хорошее, но зарплата копеечная. Поэтому многие воспитатели ушли на заводы за хорошими зарплатами. Я работаю, потому что сын маленький еще, он в школу по соседству ходит, мне удобно его провожать и встречать. В общем, у кого свои дети еще не выросли, те и работают в детсаду, – рассказала корреспонденту «РТ» на условиях анонимности логопед одного из казанских садиков.

    Воспитательница другого детсада призналась, что энтузиастов, готовых работать с детьми, потому что они видят в этом свое призвание, сейчас не сыскать. Всем нужны хорошие деньги, а их в садиках не водится. Поэтому в детсады часто устраиваются работать молодые мамы, чьи дети ходят сюда же. А когда ребенок подрастает, мама уходит из сада вместе с ним.

    – По идее в группе должно быть два воспитателя: один работает до обеда, второй – после. В этом случае воспитатель не замученный, не перегоревший, он успевает и дома с семьей побыть, с собственным ребенком уроки сделать и собой заняться. Это работа на одну ставку, с зарплатой около 30 тысяч рублей, – объяснила наша собеседница. – Но из-за нехватки кадров в садиках в основном работают на 1,5 ставки – один воспитатель весь день на группе. В таком случае он получает около 45 тысяч рублей. Но за такую работу это копейки! Ведь ты работаешь с 7:00 до 17:30-18:00. Тебя нет в семье, ты не можешь записаться к врачу, сходить в спортзал, элементарно даже заболеть, потому что заменить тебя некому. При этом на тебе лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье 27 или 29 детей. Плюс воспитатель должен регулярно проходить педаттестацию, составлять планы, готовиться к занятиям, еще и с дополнительной нагрузкой справляться: стирать матрасы, мыть окна, сажать цветы на участке, отчитываться о том, проголосовали ли родители, к примеру, за благоустройство общественных пространств… Если нянечки в группе нет, что тоже не редкость, то воспитатель сам и на стол накрывает, и посуду моет… Дети – это наше будущее, и мне кажется, что зарплата у сотрудников детских садов должна быть достойная, чтобы претенденты на эти должности кастинг проходили, а не так, чтобы «пожалуйста, приходите к нам работать хоть кто-нибудь».

    СТУДЕНТЫ-ВОСПИТАТЕЛИ

    В Минобрнауки РТ, отвечая на запрос «РТ», признали, что в республике не хватает не только школьных учителей, но и воспитателей детсадов: в начале учебного года было открыто около 900 вакансий. Частично утолить кадровый голод удается за счет студентов педагогических колледжей.

    «С 1 сентября 2023 года студентам выпускных курсов колледжей разрешено работать в детских садах. В 2023/2024 учебном году в детсадах республики работало около 150 таких студентов», – сообщили в министерстве.

    По поводу зарплаты воспитателей в ведомстве отметили, что в среднем по республике ее размер составляет чуть более 53 тыс. рублей в месяц. Зарплата складывается из базового оклада (около 21 тыс. рублей) и надбавок. Например, при стаже от 15 лет зарплата подрастет на 4%. За первую или высшую квалификационную категорию можно получить плюсом от 12 до 24%. Есть также надбавки за интенсивность труда, преподавание родного языка, наличие госнаград и др.

    «В бюджете Республики Татарстан ежегодно предусматриваются средства на повышение заработной платы работников бюджетных учреждений социальной сферы с учетом индексов-дефляторов, применяемых при формировании бюджета на очередной финансовый год», – заверили в министерстве.

  • Казанские педагоги вошли в топ-15 конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»

    Казанские педагоги вошли в топ-15 по итогам первого этапа Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы — 2024». Лауреатом конкурса стала учитель татарского языка гимназии №19 Лейля Гарифзянова из Казани. Об этом сообщает пресс-служба Минобразования РТ.

    Также стали известны победители конкурсной номинации среди воспитателей, реализующих образовательные программы на родном языке. Воспитатель казанского детского сада №346 Эльвира Султанова – также в числе 15 лучших воспитателей России.

    21 сентября в Поволжском университете физической культуры, спорта и туризма состоится церемония награждения победителя и призеров конкурса. Планируется, что в ней примет участие министр просвещения России Сергей Кравцов.

  • В Татарстане прошел семинар для серебряных волонтеров

    В Татарстане прошел семинар для серебряных волонтеров

    19 сентября в лагере «Добрый» состоялся семинар для серебряных волонтеров Татарстана, организованный в рамках национального проекта «Образование». В мероприятии приняли участие 42 добровольца из 15 районов и городов республики, сообщает Минмолодежи РТ.

    Семинар включал образовательные сессии, тренинги и культурные мероприятия, направленные на развитие лидерских и коммуникативных навыков участников. В течение трех дней волонтеры проходили мастер-классы по социальному проектированию и продвижению в социальных сетях.

    Заключительный день был посвящен экскурсии в Добро.Центр и открытой встрече с министром по делам молодежи РТ Ринатом Садыковым, исполнительным директором Информационно-ресурсного центра добровольчества РТ Айратом Мубаракшиным и руководителем регионального центра «Молоды душой» Зульфиёй Сафиной. Обсуждались вопросы влияния серебряного добровольчества на патриотическое воспитание молодежи и развитие медиаволонтерства.

    В республике открыты 26 отделений регионального центра «Молоды душой», которые объединяют волонтеров и поддерживают гражданские инициативы.