Новости и события науки и образования в Республике Татарстан. Университеты и институты Казани, ВУЗы, студенты. Академия Наук Татарстана. Школа и детский сад. Наукоемкое производство и стартапы, Иннополис, Наукоград, электронное образование, удаленное дистанционное обучение.
У казанских школьников с 21 октября начались осенние каникулы, они продлятся по 29 октября. Сроки каникул сдвинули в столице Татарстана из-за предстоящего саммита БРИКС, который пройдет с 22 по 24 октября.
В пресс-службе Минобра РТ напомнили, что в детских садах Казани будут работать дежурные группы.
Учреждения дополнительного образования с 21 по 24 октября приостановят свою работу.
Студенты вузов и ссузов будут обучаться в дистанционном формате до 27 октября.
В «Артеке» наградили победителей всероссийского конкурса «Знание.Лектор» в номинации «Школьники». Одним из 40 победителей стал ученик школы № 41 из Набережных Челнов Марк Барышев. Все лауреаты получат шанс стать лекторами Общества «Знание».
В своей лекции Барышев рассказал о значимости воркаута, обрисовал его преимущества на площадке экстрим-парка «Урам» в Казани. Марк — чемпион России по воздушно-силовой атлетике и член сборной по воркауту. Об этом сообщает пресс-служба Минобразования Татарстана.
Сегодня началась Всероссийская акция «Цифровой диктант 2024». Эта инициатива позволяет участникам оценить собственные навыки использования компьютеров и других цифровых устройств, проверить понимание правил безопасности и коммуникации в интернете и уровень финансовой киберграмотности. Пройти диктант можно в любое время, в любом месте и с любого устройства до 28 октября. Об этом говорится на ресурсе «Национальные проекты.рф».
Данная образовательная акция, которая проходит в рамках национального проекта «Цифровая экономика» считается самой масштабной в области цифровой грамотности в России. Примечательно, что участвовать в ней может каждый, начиная с 7 лет: это не только возможность проверить свои знания, но и шанс устранить пробелы в знаниях.
Для достижения результата необходимо правильно ответить на вопросы, которые разделены на несколько разделов.
По окончании акции пользователи смогут проанализировать свои ошибки.
В текущем году акция охватывает 89 субъектов РФ. В прошлом году «Цифровой диктант» прошли около двух миллионов россиян.
Ранее «РТ» писала, что на реализацию нацпроектов в Татарстане выделено 21,6 млрд рублей.
На то, что платные классы в их школе вытесняют бесплатные, пожаловались родители учеников младших классов нижнекамского полилингвального комплекса «Адымнар». Под «платными» имеются в виду классы, где дети находятся с утра до вечера и кроме обязательных, изучают дополнительные предметы, а также делают «домашку», гуляют, танцуют, плавают в бассейне. Как выяснила «РТ», сейчас платные «допы» набирают популярность во всех школах, и многие родители видят в них плюсы: ребенок весь день под присмотром, а мамы и папы могут спокойно работать.
«ОДИН БЕСПЛАТНЫЙ, ОСТАЛЬНЫЕ ПЛАТНЫЕ»
Жалоба по поводу платного образования в нижнекамском «Адымнаре» появилась на днях в соцсетях:
«Как так получается, что в государственной школе «Адымнар-Нижнекамск» в младшем блоке только один бесплатный класс, а все остальные платные? И если не хочешь платить, то сразу говорят: уходите в другую школу. Ну ладно платные занятия, но почему не делают перерасчет за пропущенные занятия? Чтобы получить перерасчет ребенок должен болеть от 14 дней. Получается, если ребенок 7-10 дней болел, родители должны просто так платить школе деньги, а услугу дети не получают», – изложили свои претензии родители.
Минобрнауки РТ в ответ на жалобу разъяснило, что бесплатное образование в нашей стране никто не отменял и основная школьная программа (уроки по обязательным предметам с 1-го по 11-й класс) реализуется на бесплатной основе. При этом в некоторых школах, в том числе в «Адымнаре», есть дополнительные платные программы обучения (творческие и технические кружки, спортивные секции, общеразвивающие курсы и т.д.).
«Такие программыреализуются за счет средств родителей по договорам об оказании платных услуг, что не противоречит федеральному законодательству. Поэтому формулировка «платные классы» – неверная. Расторжение договора об оказании платных услуг, так же, как и возврат денежных средств за оказанные не в полном размере услуги, осуществляется на основании заявлений родителей. Рекомендуем повторно обратиться к директору школы», – посоветовали родителям в министерстве.
ТОЛЬКО ДЛЯ НАЧАЛКИ
Директор полилингвального комплекса «Адымнар-Нижнекамск» Артур Галиахметов подтвердил корреспонденту «РТ», что платных классов в школе нет, родители платят лишь за дополнительные услуги.
– Да, у нас есть классы в начальной школе, где предусмотрено дополнительное образование для всех детей, но ведь сами родители пожелали прийти в такие классы, подписали договоры. Мы никого не заставляли туда приходить, – заверил директор. – Это так называемая школа полного дня, дети находятся здесь до вечера, до 17:20. У них есть дополнительное плавание в бассейне, занятия по логике, робототехнике, развитию речи, углубленный русский и английский, прогулка, часы чтения. Дополнительная программа не дублирует основную, таким образом расширяется кругозор детей, они получают всестороннее развитие. Это не зарабатывание денег, такие программы вводятся не для коммерциализации образования, а для самих же детей. Мы проводили «замеры»: ребята, которые посещали эти дополнительные занятия, показывают затем лучшие результаты на олимпиадах, на экзаменах, то есть образовательная траектория у них идет эффективнее. К тому же, они и домашние задания в школе делают.
По словам Галиахметова, опция «школа полного дня» есть только в начальных классах, поскольку в среднем и старшем звене спроса на нее нет.
– Насколько я знаю, везде, где есть «школа полного дня», она реализуется только в начальном звене. При этом цены у нас доступные, – отметил директор. – Если в Казани за такие же услуги берут 10-15 тысяч рублей в месяц, у нас на порядок дешевле – 5,5 и 6,5 тысячи рублей в месяц – это классы «супердетки» и инженерные классы.
Заместитель директора по учебной работе нижнекамского комплекса «Адымнар» Масуфа Гимранова добавила, что из 17 начальных классов в их школе 10 – с дополнительными платными услугами. Есть и смешанный класс, где только половина детей ходят на платные занятия.
– Эти классы переполнены, в них почти по 30 человек. Изначально планировали набирать не больше 25, но родители жаловались, что им места не хватило, просили принять. Так что мы никого не заставляем. Сначала по расписанию у нас идут основные предметы, а после – платные уроки, – уточнила завуч.
ПЕРВАЯ СМЕНА – ПРИВИЛЕГИЯ ПЛАТНИКОВ
Пообщавшись с родителями казанских школьников, корреспондент «РТ» выяснила, что и среди них платные услуги набирают все большую популярность. Особенно они востребованы у работающих с утра до вечера мам и пап, которым не с кем оставить младшеклассника. Ведь «благодаря» пенсионной реформе, многие семьи столкнулись с тем, что бабушки и дедушки вынуждены продолжать работать и не могут помочь с внуками.
– У нас в параллели четыре класса, один из них платный. Дети в обычных классах учатся до 12:05 или 13:00, это пять или шесть уроков. А наш класс учится до 14:40, – рассказала «РТ» мама второклассника 96-й гимназии Казани. – После обычных уроков у наших детей проходят дополнительные занятия: углубленный английский, занимательная математика, занимательный русский, риторика и ритмика (танцы). За это мы платим четыре тысячи в месяц. В прошлом году платили три тысячи, в этом подняли стоимость. Еще одна привилегия платного класса – наши дети всегда, всю начальную школу будут учиться в первую смену, в отличие от обычных классов.
Классы, где дети находятся до вечера, обходятся родителям дороже.
– У нас в школе один платный первый класс. Там дети до 18:00, и у них много всяких дополнительных занятий. Если в этот класс ребенка отдали, то не ходить на них уже нельзя, на собрании нас сразу об этом предупредили, чтобы оценили возможности и детей, и свои финансовые. Стоит это больше 10 тысяч в месяц, – поделилась информацией мама первоклашки лицея №35. – Мы пока пошли в обычный класс, подумали, тяжеловато еще первокласснику так долго быть в школе, тем более что я пока сижу дома в декрете со вторым ребенком.
Мама шестиклассника 184-й гимназии рассказала, что пока сын учился в младших классах, он посещал «школу полного дня», родители были вполне довольны и платили за это около 13 тысяч рублей в месяц. Возможно, что сейчас цену подняли.
С 8 по 29 октября жители Татарстана могут участвовать во Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности. Участники узнают, как избежать мошенничества, накопить на желаемое, открыть собственное дело или начать инвестировать.
Младшие школьники познакомятся с основами финансовой грамотности в увлекательной игровой форме. Для учеников средних и старших классов предусмотрен олимпиадный зачет, который пройдет с 15 по 17 октября. Задания для него разработаны преподавателями НИУ ВШЭ, а успешное прохождение позволит выйти в финал Всероссийской олимпиады «Высшая проба» по финансовой грамотности, что дает льготы при поступлении в вузы.
Онлайн-зачет включает два уровня сложности: базовый и продвинутый. Участвовать можно как индивидуально, так и в составе семейной команды. Все участники получат персональные рекомендации, а при успешном прохождении — именной сертификат.
Это уже седьмой год проведения онлайн-зачета, и в прошлом году почти 35 тысяч татарстанцев проверили свои знания в личном зачете.
Учащиеся казанских колледжей, техникумов и вузов теперь обучаются в удаленном формате. Такой режим сохранится до 27 октября, сообщает пресс-служба Минобрнауки РТ.
КФУ уже перешел на онлайн-обучение: с 1 сентября по 17 октября организован период теоретической подготовки, который включает самостоятельную работу студентов.
Преподаватели будут каждую неделю консультировать студентов на интернет-платформах, оценивать их подготовленность и вносить правки в дальнейший процесс обучения, указано в сообщении.
После завершения теоретического обучающего периода с 18 по 31 октября студенты КФУ будут на каникулах. С 1 ноября они вновь вернутся к очным занятиям.
Также в казанских школах были изменены сроки осенних каникул из-за саммита БРИКС. Учащиеся будут отдыхать с 21 по 28 октября, тогда как в других районах Татарстана каникулы ожидаются с 28 октября по 6 ноября.
Ранее «РТ» сообщала, что Президент России Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган договорились об отдельной встрече на саммите БРИКС в Казани.
Торжественно посвятили в профессию 300 педагогов со всей республики накануне Дня учителя в казанской школе «Адымнар». А всего ряды школьных преподавателей в Татарстане в сентябре пополнила тысяча выпускников вузов и колледжей. Корреспондент «РТ» спросила у молодых учителей с пока еще горящими глазами, планируют ли они задержаться в школе, как завоевывают авторитет у детей и что, по их мнению, отпугивает молодежь от благородной и нужной профессии. Ведь проблема дефицита учителей обостряется с каждым годом.
«ГЛАВНОЕ – НЕ ДАТЬ СЛАБИНУ»
Нияз Сафин после учебы в КФУ вернулся в этом году в свою родную школу в селе Починок-Кучук Кукморского района учителем математики и информатики. Правда, пока еще сомневается, останется ли там по окончании трех лет, которые должен отработать в обязательном порядке как целевик.
– На последнем курсе университета я год проработал в казанской школе №64. Первые дни было очень страшно и волнительно, запинался, ошибался, но быстро привык. На самом деле дети первый месяц-два тоже настороженно относятся к учителю, присматриваются. Главное в это время – не дать слабину, чтобы они не начали наглеть, – поделился опытом Нияз. – Конечно, школьники в городе и в деревне отличаются. Те же пятиклассники в деревне еще дети малые, а в Казани такие, что с ними надо быть постоянно начеку. Во время учебы на учителя я параллельно получил диплом программиста в Университете Иннополис. Может, в айти-сферу подамся. Но не исключаю, что в школе останусь, говорят, что школа засасывает.
«ОПАСАЛАСЬ, ЧТО РОДИТЕЛИ МЕНЯ НЕ ВОСПРИМУТ»
19-летняя Дарья Иванова училась в казанском педколледже не по целевому направлению, а, так сказать, по доброй воле. Сейчас она учитель начальных классов в своей родной алексеевской средней школе №1.
– Мне дали 4-й класс, их учительница ушла, а тут как раз я появилась, ведь кадров действительно не хватает. У меня в этой школе папа учитель физкультуры и директор, такая маленькая педагогическая династия у нас получается, – улыбнулась Даша. – Мне было важно вернуться в свою родную школу, хотелось привнести туда свежую кровь, новые идеи. В этой же школе проходила преддипломную практику. Атмосфера у нас коллективе отличная, она дает мне энергию. Ну а дети – это дети, с ними никогда не скучно!
– Сложно в 19 лет завоевать авторитет у детей? – поинтересовалась у юной учительницы корреспондент «РТ».
– Я выбираю строгий тон голоса, сразу обозначаю свои требования. На перемене могу с ними «тик-токи» поснимать, но на уроке – дисциплина. На самом деле я больше переживала не из-за детей, а из-за родителей, опасалась, что они не воспримут меня всерьез. Для учителя очень важно, чтобы родители были с ним на одной волне, вроде бы у меня получается наладить с ними контакт.
На вопрос, планирует ли она остаться в школе на долгие годы, Дарья с горящими глазами ответила, что да. Зарплату на первых порах ей обещали около 45 тысяч, плюс доплата за кружок изо, для новичка – вполне неплохо.
Другая учительница начальных классов, из школы №16 Набережных Челнов, Миляуша Асулханова посетовала, что любовь к детям и профессии может «убить» непонимающий коллектив в школе:
– На четвертом курсе колледжа я работала в другой школе, а после окончания пришла в эту. Дети отличные, родители безумно хорошие, но вот коллектив не очень. Ничего не объясняют, какие бумажки заполнять, для чего это надо, только претензии высказывают, меня это очень расстраивает. Поэтому хочу вернуться в ту школу, где работала во время учебы.
На вопрос, почему она решила стать учителем, девушка ответила, что с детьми ей проще, чем со взрослыми:
– Я не могу во взрослом окружении находиться, мне с детьми хорошо – я их понимаю, а они меня. Если бы я выбрала другую профессию, где одни взрослые, я бы не смогла долго в таком окружении, они бы меня «съели» своими проблемами. Бывает, конечно, и дети вредничают. Как-то на мой вопрос «что вам понравилось на уроке?» один ребенок сказал «ничего», и все за ним начали повторять, мне стало так обидно…
«ДА, ЭТО БЫЛ КРИНЖ»
Инсаф Галиахметов – учитель английского и турецкого языков многопрофильного лицея им. Курсави в селе Нижние Метески Арского района. Говорит, сначала хотел просто изучать языки, во время учебы в вузе работал в детских лагерях, олимпиадных центрах, на практику пришел в школу, и она его «засосала».
– Появились амбиции, желание привнести что-то новое в образование. Администрация лицея учла мои пожелания работать со средними и старшими классами. Считаю, что с младшеклассниками должны работать женщины, они им как мамы. Мне было бы тяжело. А с 5-11 классами мне каждый урок в удовольствие, – поделился учитель.
Айдар Насибуллов второй год работает учителем истории и обществознания в лицее №149 Советского района Казани. На церемонии посвящения он присутствовал в качестве не участника, а организатора. Ведь в школе Айдар уже не новичок.
– В работе напрягает разве что обилие бумаг, жалко тратить время не на подготовку к уроку, а на бумажки, очень много документации! А с детьми мне легко находить общий язык, мы можем во время урока и пошутить, и посмеяться, и поругать их могу. Я им и друг, и учитель. Я школьникам еще и не таким взрослым кажусь, и в то же время авторитет имею, понимаю современные тренды, знаю их сленг, подвязываю все это к урокам. Например, разбираем какую-то ситуацию по истории или обществознанию, и я могу сказать: «Да, это был кринж». Они видят, что учитель понимает их, они понимают учителя, их это заинтересовывает, они сразу включаются в диалог, – с улыбкой поделился Айдар секретами педагогического мастерства.
«НЕ ИДУТ, ПОТОМУ ЧТО БОЯТСЯ»
Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин сообщил на церемонии, что в сентябре ряды учителей в Татарстане пополнила аж тысяча новичков. Тем не менее проблема дефицита педагогов остается актуальной. Число вакансий он не назвал, но в начале августа Хадиуллин озвучивал, что школам требуются 2,3 тысячи учителей.
– Конечно, проблема нехватки есть, мы ее за один год решить не можем. Здесь нужны усилия всех – министерства, глав администраций, директоров школ, вузов, колледжей, родителей. Родители знают своего ребенка, и если он хочет быть учителем, они должны способствовать этому, – считает министр. – Наша главная проблема – не идут учиться на педагогов, потому что боятся работать в школе. Молодежь опасается бумажной волокиты и негативного отношения со стороны взрослых коллег. Поймите правильно: когда от молодого парня, который пришел работать в школу, только требуют «дай», «дай» – это тоже нехорошо. Надо помогать, подсказывать, необходимо хорошее, доброе отношение. Мы все были молодыми, и нас всегда поддерживали наставники.
В рамках форума Digital Innopolis Days x AI IN 2024 в Иннополисе (Республика Татарстан) заместитель руководителя администрации Президента Максим Орешкин, министр науки и высшего образования Валерий Фальков и министр промышленности и торговли Антон Алиханов ознакомились с инновационными разработками индустриальных центров Университета Иннополис, который является резидентом «Иннопарка», сообщает Правительство России.
Среди представленных технологий:
Сортировочный комплекс AI.Sorting, использующий машинное зрение и искусственный интеллект для распознавания и классификации объектов (включает сортировку по весу, размеру, форме и цвету, а также обнаружение дефектов и отсеивание бракованных изделий).
Роботизированный сварочный комплекс на базе робота с трехкоординатным позиционером, предназначенный для сварки балок сельскохозяйственной техники.
InnoVtol — беспилотный аппарат вертикального взлета и посадки, предназначенный для доставки и мониторинга больших территорий.
Университет Иннополис является ведущим исследовательским центром в области искусственного интеллекта, робототехники и беспилотных летательных аппаратов. В нем обучаются более 1,5 тысячи студентов из 31 страны.
Накануне Дня учителя мэр Казани Ильсур Метшин встретился с учителями городских школ. В круглом столе в гимназии №107 «Открытие» приняли участие члены педагогических династий, лауреаты конкурсов, учителя, приехавшие в Казань из российских регионов, а также из Казахстана и Азербайджана. Об этом сообщает пресс-служба казанской мэрии.
Вместе с градоначальником они обсудили вопросы развития образовательной сферы в столице РТ. Участники встречи приняли решение о пересмотре размера грантовой помощи для молодых педагогов и ввели награждение семейных династий в сфере образования.
Метшин рассказал, что за последние десять лет в Казани построили 25 школ и 90 детских садов, что делает столицу Татарстана лидером среди городов-миллионников. Он сообщил, что на образование и социальную инфраструктуру уходит две трети бюджетных средств города. Мэр также отметил, что казанские учителя играют ключевую роль в определении направления развития образования в республике и выделяются среди педагогов за ее пределами.
«Быть учителем – это призвание, зов сердца и души. В самые сложные времена никогда не было того, чтобы учителя изменяли своей профессии», – обратился к педагогам Метшин.
Он отметил, что уровень казанского образования достоин похвалы. По его словам, руководство Казани сделает все возможное, чтобы учителя делились опытом и передавали знания ученикам в самых достойных условиях.
Ранее «РТ» писала, что Метшин поздравил «КОС-Синтез» с 50-летием клуба.
Директор и учитель физики из Казани стали лауреатами двух всероссийских конкурсов – «Директор года» и «Учитель года». Их итоги подвели в Калуге и Саратове. Об этом сообщает в своем телеграм-канале Управление образования Казани.
Директор гимназии №179 Эльвира Наумова стала одной из 30 лучших на конкурсе «Директор года».
Учитель физики школы №108 Радик Хабиров стал обладателем спецприза всероссийского конкурса «Учитель года». Он премирован стажировкой на базе гимназии им. Е.М.Примакова — крупнейшего в России гуманитарного кластера.