Наука, образование

Новости и события науки и образования в Республике Татарстан. Университеты и институты Казани, ВУЗы, студенты. Академия Наук Татарстана. Школа и детский сад. Наукоемкое производство и стартапы, Иннополис, Наукоград, электронное образование, удаленное дистанционное обучение.

  • У казанских школьников начались каникулы — их сроки сдвинули из-за саммита БРИКС

    У казанских школьников с 21 октября начались осенние каникулы, они продлятся по 29 октября. Сроки каникул сдвинули в столице Татарстана из-за предстоящего саммита БРИКС, который пройдет с 22 по 24 октября.

    В пресс-службе Минобра РТ напомнили, что в детских садах Казани будут работать дежурные группы.

    Учреждения дополнительного образования с 21 по 24 октября приостановят свою работу.

    Студенты вузов и ссузов будут обучаться в дистанционном формате до 27 октября.

    Напомним, что на этой неделе в столице Татарстана пройдет событие мирового уровня – Определит ход истории: Казань принимает XVI саммит стран БРИКС.

    Раис РТ Рустам Минниханов обратился к татарстанцам и призвал их ответственно отнестись к вводимым ограничениям в дни саммита БРИКС в Казани.

  • Марк Барышев из Челнов стал одним из победителей всероссийского конкурса «Знание.Лектор»

    Марк Барышев из Челнов стал одним из победителей всероссийского конкурса «Знание.Лектор»

    Марк Барышев из Челнов стал одним из победителей всероссийского конкурса Знание.Лектор

    В «Артеке» наградили победителей всероссийского конкурса «Знание.Лектор» в номинации «Школьники». Одним из 40 победителей стал ученик школы № 41 из Набережных Челнов Марк Барышев. Все лауреаты получат шанс стать лекторами Общества «Знание».

    В своей лекции Барышев рассказал о значимости воркаута, обрисовал его преимущества на площадке экстрим-парка «Урам» в Казани. Марк — чемпион России по воздушно-силовой атлетике и член сборной по воркауту. Об этом сообщает пресс-служба Минобразования Татарстана.

    Ранее «РТ» опубликовала статью «Никого не заставляем»: в школах Татарстана набирают популярность платные классы.

  • Акция «Цифровой диктант» стартовала в России

    Сегодня началась Всероссийская акция «Цифровой диктант 2024». Эта инициатива позволяет участникам оценить собственные навыки использования компьютеров и других цифровых устройств, проверить понимание правил безопасности и коммуникации в интернете и уровень финансовой киберграмотности. Пройти диктант можно в любое время, в любом месте и с любого устройства до 28 октября. Об этом говорится на ресурсе «Национальные проекты.рф».

    Данная образовательная акция, которая проходит в рамках национального проекта «Цифровая экономика» считается самой масштабной в области цифровой грамотности в России. Примечательно, что участвовать в ней может каждый, начиная с 7 лет: это не только возможность проверить свои знания, но и шанс устранить пробелы в знаниях.

    Для достижения результата необходимо правильно ответить на вопросы, которые разделены на несколько разделов.

    По окончании акции пользователи смогут проанализировать свои ошибки.

    В текущем году акция охватывает 89 субъектов РФ. В прошлом году «Цифровой диктант» прошли около двух миллионов россиян.

    Ранее «РТ» писала, что на реализацию нацпроектов в Татарстане выделено 21,6 млрд рублей.

  • «Никого не заставляем»: в школах Татарстана набирают популярность платные классы

    «Никого не заставляем»: в школах Татарстана набирают популярность платные классы

    На то, что платные классы в их школе вытесняют бесплатные, пожаловались родители учеников младших классов нижнекамского полилингвального комплекса «Адымнар». Под «платными» имеются в виду классы, где дети находятся с утра до вечера и кроме обязательных, изучают дополнительные предметы, а также делают «домашку», гуляют, танцуют, плавают в бассейне. Как выяснила «РТ», сейчас платные «допы» набирают популярность во всех школах, и многие родители видят в них плюсы: ребенок весь день под присмотром, а мамы и папы могут спокойно работать.  

    «Никого не заставляем»: в школах Татарстана набирают популярность платные классы
    Сейчас платные «допы» набирают популярность во всех школах, и многие родители видят в них плюсы.

    «ОДИН БЕСПЛАТНЫЙ, ОСТАЛЬНЫЕ ПЛАТНЫЕ»

    Жалоба по поводу платного образования в нижнекамском «Адымнаре» появилась на днях в соцсетях:

    «Как так получается, что в государственной школе «Адымнар-Нижнекамск» в младшем блоке только один бесплатный класс, а все остальные платные? И если не хочешь платить, то сразу говорят: уходите в другую школу. Ну ладно платные занятия, но почему не делают перерасчет за пропущенные занятия? Чтобы получить перерасчет ребенок должен болеть от 14 дней. Получается, если ребенок 7-10 дней болел, родители должны просто так платить школе деньги, а услугу дети не получают»,  – изложили свои претензии родители.

    Минобрнауки РТ в ответ на жалобу разъяснило, что бесплатное образование в нашей стране никто не отменял и основная школьная программа (уроки по обязательным предметам с 1-го по 11-й класс) реализуется на бесплатной основе. При этом в некоторых школах, в том числе в «Адымнаре», есть дополнительные платные программы обучения (творческие и технические кружки, спортивные секции, общеразвивающие курсы и т.д.).

    «Такие программы реализуются за счет средств родителей по договорам об оказании платных услуг, что не противоречит федеральному законодательству. Поэтому формулировка «платные классы» – неверная. Расторжение договора об оказании платных услуг, так же, как и возврат денежных средств за оказанные не в полном размере услуги, осуществляется на основании заявлений родителей. Рекомендуем повторно обратиться к директору школы», – посоветовали родителям в министерстве.

    ТОЛЬКО ДЛЯ НАЧАЛКИ

    Директор полилингвального комплекса «Адымнар-Нижнекамск» Артур Галиахметов подтвердил корреспонденту «РТ», что платных классов в школе нет, родители платят лишь за дополнительные услуги.

    – Да, у нас есть классы в начальной школе, где предусмотрено дополнительное образование для всех детей, но ведь сами родители пожелали прийти в такие классы, подписали договоры. Мы никого не заставляли туда приходить, – заверил директор. – Это так называемая школа полного дня, дети находятся здесь до вечера, до 17:20. У них есть дополнительное плавание в бассейне, занятия по логике, робототехнике, развитию речи, углубленный русский и английский, прогулка, часы чтения. Дополнительная программа не дублирует основную, таким образом расширяется кругозор детей, они получают всестороннее развитие. Это не зарабатывание денег, такие программы вводятся не для коммерциализации образования, а для самих же детей. Мы проводили «замеры»: ребята, которые посещали эти дополнительные занятия, показывают затем лучшие результаты на олимпиадах, на экзаменах, то есть образовательная траектория у них идет эффективнее. К тому же, они и домашние задания в школе делают.

    «Никого не заставляем»: в школах Татарстана набирают популярность платные классы
    «Школа полного дня» реализуется только в начальном звене, отметил директор «Адымнар-Нижнекамск» Артур Галиахметов.

    По словам Галиахметова, опция «школа полного дня» есть только в начальных классах, поскольку в среднем и старшем звене спроса на нее нет.

    Насколько я знаю, везде, где есть «школа полного дня», она реализуется только в начальном звене. При этом цены у нас доступные, отметил директор. Если в Казани за такие же услуги берут 10-15 тысяч рублей в месяц, у нас на порядок дешевле – 5,5 и 6,5 тысячи рублей в месяц – это классы «супердетки» и инженерные классы.

    Заместитель директора по учебной работе нижнекамского комплекса «Адымнар» Масуфа Гимранова добавила, что из 17 начальных классов в их школе 10 – с дополнительными платными услугами. Есть и смешанный класс, где только половина детей ходят на платные занятия.

    Эти классы переполнены, в них почти по 30 человек. Изначально планировали набирать не больше 25, но родители жаловались, что им места не хватило, просили принять. Так что мы никого не заставляем. Сначала по расписанию у нас идут основные предметы, а после – платные уроки, уточнила завуч.

    ПЕРВАЯ СМЕНА – ПРИВИЛЕГИЯ ПЛАТНИКОВ

    Пообщавшись с родителями казанских школьников, корреспондент «РТ» выяснила, что и среди них платные услуги набирают все большую популярность. Особенно они востребованы у работающих с утра до вечера мам и пап, которым не с кем оставить младшеклассника. Ведь «благодаря» пенсионной реформе, многие семьи столкнулись с тем, что бабушки и дедушки вынуждены продолжать работать и не могут помочь с внуками.

    «Никого не заставляем»: в школах Татарстана набирают популярность платные классы
    Платных классов в «Адымнар-Нижнекамск» нет, родители платят лишь за дополнительные услуги.

    У нас в параллели четыре класса, один из них платный. Дети в обычных классах учатся до 12:05 или 13:00, это пять или шесть уроков. А наш класс учится до 14:40, рассказала «РТ» мама второклассника 96-й гимназии Казани. После обычных уроков у наших детей проходят дополнительные занятия: углубленный английский, занимательная математика, занимательный русский, риторика и ритмика (танцы). За это мы платим четыре тысячи в месяц. В прошлом году платили три тысячи, в этом подняли стоимость. Еще одна привилегия платного класса – наши дети всегда, всю начальную школу будут учиться в первую смену, в отличие от обычных классов.

    Классы, где дети находятся до вечера, обходятся родителям дороже.

    У нас в школе один платный первый класс. Там дети до 18:00, и у них много всяких дополнительных занятий. Если в этот класс ребенка отдали, то не ходить на них уже нельзя, на собрании нас сразу об этом предупредили, чтобы оценили возможности и детей, и свои финансовые. Стоит это больше 10 тысяч в месяц, поделилась информацией мама первоклашки лицея №35. Мы пока пошли в обычный класс, подумали, тяжеловато еще первокласснику так долго быть в школе, тем более что я пока сижу дома в декрете со вторым ребенком.

    Мама шестиклассника 184-й гимназии рассказала, что пока сын учился в младших классах, он посещал «школу полного дня», родители были вполне довольны и платили за это около 13 тысяч рублей в месяц. Возможно, что сейчас цену подняли.

  • Татарстанцы могут принять участие во Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности

    С 8 по 29 октября жители Татарстана могут участвовать во Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности. Участники узнают, как избежать мошенничества, накопить на желаемое, открыть собственное дело или начать инвестировать. 

    Младшие школьники познакомятся с основами финансовой грамотности в увлекательной игровой форме. Для учеников средних и старших классов предусмотрен олимпиадный зачет, который пройдет с 15 по 17 октября. Задания для него разработаны преподавателями НИУ ВШЭ, а успешное прохождение позволит выйти в финал Всероссийской олимпиады «Высшая проба» по финансовой грамотности, что дает льготы при поступлении в вузы.

    Онлайн-зачет включает два уровня сложности: базовый и продвинутый. Участвовать можно как индивидуально, так и в составе семейной команды. Все участники получат персональные рекомендации, а при успешном прохождении — именной сертификат.

    Это уже седьмой год проведения онлайн-зачета, и в прошлом году почти 35 тысяч татарстанцев проверили свои знания в личном зачете.

  • Казанские колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение из-за саммита БРИКС

    Учащиеся казанских колледжей, техникумов и вузов теперь обучаются в удаленном формате. Такой режим сохранится до 27 октября, сообщает пресс-служба Минобрнауки РТ.

    КФУ уже перешел на онлайн-обучение: с 1 сентября по 17 октября организован период теоретической подготовки, который включает самостоятельную работу студентов.

    Преподаватели будут каждую неделю консультировать студентов на интернет-платформах, оценивать их подготовленность и вносить правки в дальнейший процесс обучения, указано в сообщении.

    После завершения теоретического обучающего периода с 18 по 31 октября студенты КФУ будут на каникулах. С 1 ноября они вновь вернутся к очным занятиям.

    Также в казанских школах были изменены сроки осенних каникул из-за саммита БРИКС. Учащиеся будут отдыхать с 21 по 28 октября, тогда как в других районах Татарстана каникулы ожидаются с 28 октября по 6 ноября.

    Ранее «РТ» сообщала, что Президент России Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган договорились об отдельной встрече на саммите БРИКС в Казани.

  • И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

    И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

    Торжественно посвятили в профессию 300 педагогов со всей республики накануне Дня учителя в казанской школе «Адымнар». А всего ряды школьных преподавателей в Татарстане в сентябре пополнила тысяча выпускников вузов и колледжей. Корреспондент «РТ» спросила у молодых учителей с пока еще горящими глазами, планируют ли они задержаться в школе, как завоевывают авторитет у детей и что, по их мнению, отпугивает молодежь от благородной и нужной профессии. Ведь проблема дефицита учителей обостряется с каждым годом. 

    И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями
    Первый месяц-два дети тоже настороженно относятся к новому учителю.

    «ГЛАВНОЕ – НЕ ДАТЬ СЛАБИНУ»

    Нияз Сафин после учебы в КФУ вернулся в этом году в свою родную школу в селе Починок-Кучук Кукморского района учителем математики и информатики. Правда, пока еще сомневается, останется ли там по окончании трех лет, которые должен отработать в обязательном порядке как целевик.

    И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

    – На последнем курсе университета я год проработал в казанской школе №64. Первые дни было очень страшно и волнительно, запинался, ошибался, но быстро привык. На самом деле дети первый месяц-два тоже настороженно относятся к учителю, присматриваются. Главное в это время – не дать слабину, чтобы они не начали наглеть, – поделился опытом Нияз. – Конечно, школьники в городе и в деревне отличаются. Те же пятиклассники в деревне еще дети малые, а в Казани такие, что с ними надо быть постоянно начеку. Во время учебы на учителя я параллельно получил диплом программиста в Университете Иннополис. Может, в айти-сферу подамся. Но не исключаю, что в школе останусь, говорят, что школа засасывает.

    «ОПАСАЛАСЬ, ЧТО РОДИТЕЛИ МЕНЯ НЕ ВОСПРИМУТ»

    19-летняя Дарья Иванова училась в казанском педколледже не по целевому направлению, а, так сказать, по доброй воле. Сейчас она учитель начальных классов в своей родной алексеевской средней школе №1.

    И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

    – Мне дали 4-й класс, их учительница ушла, а тут как раз я появилась, ведь кадров действительно не хватает. У меня в этой школе папа учитель физкультуры и директор, такая маленькая педагогическая династия у нас получается, – улыбнулась Даша. – Мне было важно вернуться в свою родную школу, хотелось привнести туда свежую кровь, новые идеи. В этой же школе проходила преддипломную практику. Атмосфера у нас коллективе отличная, она дает мне энергию. Ну а дети – это дети, с ними никогда не скучно!

    – Сложно в 19 лет завоевать авторитет у детей? – поинтересовалась у юной учительницы корреспондент «РТ».

    Я выбираю строгий тон голоса, сразу обозначаю свои требования. На перемене могу с ними «тик-токи» поснимать, но на уроке дисциплина. На самом деле я больше переживала не из-за детей, а из-за родителей, опасалась, что они не воспримут меня всерьез. Для учителя очень важно, чтобы родители были с ним на одной волне, вроде бы у меня получается наладить с ними контакт.

    На вопрос, планирует ли она остаться в школе на долгие годы, Дарья с горящими глазами ответила, что да. Зарплату на первых порах ей обещали около 45 тысяч, плюс доплата за кружок изо, для новичка – вполне неплохо.

    И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

    Другая учительница начальных классов, из школы №16 Набережных Челнов, Миляуша Асулханова посетовала, что любовь к детям и профессии может «убить» непонимающий коллектив в школе:

    На четвертом курсе колледжа я работала в другой школе, а после окончания пришла в эту. Дети отличные, родители безумно хорошие, но вот коллектив не очень. Ничего не объясняют, какие бумажки заполнять, для чего это надо, только претензии высказывают, меня это очень расстраивает. Поэтому хочу вернуться в ту школу, где работала во время учебы.

    На вопрос, почему она решила стать учителем, девушка ответила, что с детьми ей проще, чем со взрослыми:

    Я не могу во взрослом окружении находиться, мне с детьми хорошо – я их понимаю, а они меня. Если бы я выбрала другую профессию, где одни взрослые, я бы не смогла долго в таком окружении, они бы меня «съели» своими проблемами. Бывает, конечно, и дети вредничают. Как-то на мой вопрос «что вам понравилось на уроке?» один ребенок сказал «ничего», и все за ним начали повторять, мне стало так обидно…

    «ДА, ЭТО БЫЛ КРИНЖ»

    Инсаф Галиахметов – учитель английского и турецкого языков многопрофильного лицея им. Курсави в селе Нижние Метески Арского района. Говорит, сначала хотел просто изучать языки, во время учебы в вузе работал в детских лагерях, олимпиадных центрах, на практику пришел в школу, и она его «засосала».

    Появились амбиции, желание привнести что-то новое в образование. Администрация лицея учла мои пожелания работать со средними и старшими классами. Считаю, что с младшеклассниками должны работать женщины, они им как мамы. Мне было бы тяжело. А с 5-11 классами мне каждый урок в удовольствие, поделился учитель.

    И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

    Айдар Насибуллов второй год работает учителем истории и обществознания в лицее №149 Советского района Казани. На церемонии посвящения он присутствовал в качестве не участника, а организатора. Ведь в школе Айдар уже не новичок.

    В работе напрягает разве что обилие бумаг, жалко тратить время не на подготовку к уроку, а на бумажки, очень много документации! А с детьми мне легко находить общий язык, мы можем во время урока и пошутить, и посмеяться, и поругать их могу. Я им и друг, и учитель. Я школьникам еще и не таким взрослым кажусь, и в то же время авторитет имею, понимаю современные тренды, знаю их сленг, подвязываю все это к урокам. Например, разбираем какую-то ситуацию по истории или обществознанию, и я могу сказать: «Да, это был кринж». Они видят, что учитель понимает их, они понимают учителя, их это заинтересовывает, они сразу включаются в диалог, с улыбкой поделился Айдар секретами педагогического мастерства.

    «НЕ ИДУТ, ПОТОМУ ЧТО БОЯТСЯ»

    И «тик-токи» поснимают, и грамоте научат: школы Татарстана пополнились молодыми учителями

    Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин сообщил на церемонии, что в сентябре ряды учителей в Татарстане пополнила аж тысяча новичков. Тем не менее проблема дефицита педагогов остается актуальной. Число вакансий он не назвал, но в начале августа Хадиуллин озвучивал, что школам требуются 2,3 тысячи учителей.

    Конечно, проблема нехватки есть, мы ее за один год решить не можем. Здесь нужны усилия всех – министерства, глав администраций, директоров школ, вузов, колледжей, родителей. Родители знают своего ребенка, и если он хочет быть учителем, они должны способствовать этому, считает  министр. Наша главная проблема не идут учиться на педагогов, потому что боятся работать в школе. Молодежь опасается бумажной волокиты и негативного отношения со стороны взрослых коллег. Поймите правильно: когда от молодого парня, который пришел работать в школу, только требуют «дай», «дай» это тоже нехорошо. Надо помогать, подсказывать, необходимо хорошее, доброе отношение. Мы все были молодыми, и нас всегда поддерживали наставники.

     

  • Университет Иннополис продемонстрировал достижения в отечественной робототехнике

    В рамках форума Digital Innopolis Days x AI IN 2024 в Иннополисе (Республика Татарстан) заместитель руководителя администрации Президента Максим Орешкин, министр науки и высшего образования Валерий Фальков и министр промышленности и торговли Антон Алиханов ознакомились с инновационными разработками индустриальных центров Университета Иннополис, который является резидентом «Иннопарка», сообщает Правительство России.

    Среди представленных технологий:

    • Сортировочный комплекс AI.Sorting, использующий машинное зрение и искусственный интеллект для распознавания и классификации объектов (включает сортировку по весу, размеру, форме и цвету, а также обнаружение дефектов и отсеивание бракованных изделий).
    • Роботизированный сварочный комплекс на базе робота с трехкоординатным позиционером, предназначенный для сварки балок сельскохозяйственной техники.
    • InnoVtol — беспилотный аппарат вертикального взлета и посадки, предназначенный для доставки и мониторинга больших территорий.

    Университет Иннополис является ведущим исследовательским центром в области искусственного интеллекта, робототехники и беспилотных летательных аппаратов. В нем обучаются более 1,5 тысячи студентов из 31 страны.

  • Метшин встретился с учителями городских школ в казанской гимназии «Открытие»

    Метшин

    Накануне Дня учителя мэр Казани Ильсур Метшин встретился с учителями городских школ. В круглом столе в гимназии №107 «Открытие» приняли участие члены педагогических династий, лауреаты конкурсов, учителя, приехавшие в Казань из  российских регионов, а также из Казахстана и Азербайджана. Об этом сообщает пресс-служба казанской мэрии.

    Вместе с градоначальником они обсудили вопросы развития образовательной сферы в столице РТ. Участники встречи приняли решение о пересмотре размера грантовой помощи для молодых педагогов и ввели награждение семейных династий в сфере образования.

    Метшин рассказал, что за последние десять лет в Казани построили 25 школ и 90 детских садов, что делает столицу Татарстана лидером среди городов-миллионников. Он сообщил, что на образование и социальную инфраструктуру уходит две трети бюджетных средств города. Мэр также отметил, что казанские учителя играют ключевую роль в определении направления развития образования в республике и выделяются среди педагогов за ее пределами.

    «Быть учителем – это призвание, зов сердца и души. В самые сложные времена никогда не было того, чтобы учителя изменяли своей профессии», – обратился к педагогам Метшин.

    Он отметил, что уровень казанского образования достоин похвалы. По его словам, руководство Казани сделает все возможное, чтобы учителя делились опытом и передавали знания ученикам в самых достойных условиях.

    Ранее «РТ» писала, что Метшин поздравил «КОС-Синтез» с 50-летием клуба.

     

  • Директор и учитель физики из Казани стали лауреатами двух всероссийских конкурсов

    Директор и учитель физики из Казани стали лауреатами двух всероссийских конкурсов – «Директор года» и «Учитель года». Их итоги подвели в Калуге и Саратове. Об этом сообщает в своем телеграм-канале Управление образования Казани.

    Директор гимназии №179 Эльвира Наумова стала одной из 30 лучших на конкурсе «Директор года».

    Учитель физики школы №108 Радик Хабиров стал обладателем спецприза всероссийского конкурса «Учитель года». Он премирован стажировкой на базе гимназии им. Е.М.Примакова — крупнейшего в России гуманитарного кластера.

    Ранее «РТ» подготовила большую статью про образование – «Родители купили сейф»: как работает запрет мобильников в школах Татарстана.