Наука, образование

Новости и события науки и образования в Республике Татарстан. Университеты и институты Казани, ВУЗы, студенты. Академия Наук Татарстана. Школа и детский сад. Наукоемкое производство и стартапы, Иннополис, Наукоград, электронное образование, удаленное дистанционное обучение.

  • На ежемесячную выплату учителям в Татарстане в 2025 году выделили 3,3 млрд руб

    В 2025 году в рамках федерального проекта «Педагоги и наставники» предусмотрены ежемесячные денежные выплаты за классное руководство для педагогов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и профессиональных образовательных организаций. В соответствии с соглашениями, подписанным с Министерством просвещения Российской Федерации, на эти цели из федерального бюджета планируется направить свыше 3,3 млрд рублей. Об этом сообщает пресс-служба Минфина республики.

    Для учителей общеобразовательных организаций выделят более трех млрд рублей, для педагогов профессиональных образовательных учреждений – 285,8 миллиона рублей.

    Ранее «РТ» писала, что профориентация в рамках национального проекта «Образование» в 2024 году охватила свыше 8,5 млн детей.

    Татарстан участвует в реализации национальных проектов, разработанных на основании «майских указов» Президента России Владимира Путина.

  • А премия будет?.. В Татарстане школьникам и учителям заплатят за изучение физики и математики

    А премия будет?.. В Татарстане школьникам и учителям заплатят за изучение физики и математики

    Стимулировать школьников рублем изучать физику, математику и информатику будут в Татарстане. Самые активные и умные ученики 5-11-х классов смогут рассчитывать по итогам учебного года на премиальные 50 тыс. рублей –  соответствующий проект постановления Кабмина РТ уже готов. Как выяснила «РТ», в рамках проекта «Физико-математический прорыв» не обидят и учителей, они смогут рассчитывать на гранты до 300 тыс. рублей.

    А премия будет?.. В Татарстане школьникам и учителям заплатят за изучение физики и математики

    ГЛАВНОЕ УВЛЕЧЬ

    Преподавание точных и естественных наук давно уже хромает во многих школах, в частности, из-за дефицита педагогов. К тому же идти учиться на инженеров долгие годы было не модно, все стремились стать юристами. Теперь приоритеты поменялись, но выпускники школ по-прежнему не рвутся сдавать ЕГЭ по профильной математике и физике, выбирая гуманитарный профиль. Дошло до того, что технические вузы Казани – КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ не могут набрать студентов на бюджет, в прошлую приемную кампанию им даже пришлось объявлять дополнительный набор.

    И вот в Татарстане взялись исправлять ситуацию. С этого учебного года в республике запущен совместный проект Университета Иннополис и Минобрнауки РТ «Физико-математический прорыв». Как анонсировал на республиканском педсовете августе ректор российского IT-вуза Александр Гасников, проект в первую очередь будет нацелен на учеников 5-7-х классов, поскольку «именно в пятом-седьмом классе ребенок понимает, нравится ему естественно-научный трек либо это не его, в этом возрасте главное – увлечь».

    Как рассказала «РТ» руководитель проекта, заместитель проректора Университета Иннополис Татьяна Камалетдинова, с сентября в школах республики открылись100 математических кружков для учеников 5-6-х классов, в них занимаются более 1200 детей. А также 20 новых физико-математических классов, в которых учатся 464 семиклассников. Также в школах проходят лекции ведущих математиков и физико-математические фестивали.

    ОЛИМПИАДНИКОВ НЕ КАСАЕТСЯ

    Чтобы увлечь детей точными науками еще больше, их решили стимулировать деньгами. Согласно проекту постановления Кабмина РТ отличившихся школьников будут премировать. По итогам учебного года выплаты «за активное и результативное изучение физики, математики и/или информатики» по 57 тыс. 500 рублей (после вычета налогов – 50 тыс. рулей) получат 50 учеников 5-7-х классов, 50 детей из 8-9-х классов и 100 старшеклассников. За организацию и проведение конкурса по выбору лучших из лучших отвечает Минобрнауки РТ.

    – Рассчитывать на премии могут не только ученики физико-математических классов и кружков, а абсолютно все школьники, которые активно принимают участие в мероприятиях физико-математического направления. Возможно, они какой-то проект разработали, возможно, выступали на школьных конференциях, также важен средний балл по предмету не ниже 4,5 – все это будет учитываться, – рассказала о критериях оценки конкурсантов начальник отдела развития дополнительного профессионального образования Минобрнуки РТ Роза Шаяхметова. – При этом мы не будем учитывать результаты всероссийских и республиканских олимпиад школьников – там для победителей предусмотрены свои выплаты. В данном случае наша задача массово заинтересовать детей математикой и физикой. Заявку на конкурс будет отправлять школа, а не родители, а премии будут выплачиваться в конце учебного года в течение трех лет, поскольку проект «Физико-математический прорыв» пока рассчитан на три года.

    А ХИМИЮ ЗАБЫЛИ

    В школах нововведение оценили положительно.

    – Считаю, это очень хорошая идея. В нашей школе, как и во многих других, есть профильные классы инженерно-технической направленности. Но сегодня многие ребята предпочитают углубленно изучать гуманитарные предметы, поступая в дальнейшем в вузы на гуманитарные направления, – констатирует директор казанской школы №51 Рустем Хазеев. – Пора сменить эту тенденцию. Республике и стране нужны инженеры. Сегодня вся система образования старается популяризировать технические направления подготовки. Дополнительные финансовые гранты должны усилить эффект.

    Директор лицея «Иннополис» Арман Костанян на своем опыте знает, как приятно получать «зарплату» за хорошую учебу.

    – Я сам во время учебы в физико-математическом лицее получал премию для школьников, на тот момент ее выплачивал благотворительный фонд, – рассказал он «РТ». – Область IT, технологии – это наше будущее, это направление надо развивать и финансовая поддержка школьников на этом развитии только положительно скажется.

    – Жаль, что в проекте физико-математического прорыва нет химии, ведь она очень важна для нашей нефтехимической республики, – отметила в свою очередь заведующая кафедрой органической химии КНИТУ-КХТИ Елена Гаврилова. – А в целом, конечно, активных и талантливых школьников надо поощрять. Ну а любителей химии мы приглашаем в наш вуз, на проекте «Новая Орбиталь» в наших лабораториях школьники могут вести научные исследования по актуальным темам вместе со студентами и преподавателями. Также в рамках проекта есть бесплатная онлайн-подготовка к ЕГЭ по химии и математике.

    – В наше время мы выбирали будущую профессию во многом благодаря авторитету наших учителей, здесь роль личности школьного учителя играет решающую роль, – добавил завкафедрой неорганической химии КНИТУ-КХТИ Андрей Кузнецов. – Сейчас есть проблема – мало школьников сдают ЕГЭ по химии, физике. Значит, надо стимулировать учителей этих предметов, и это поощрение должно зависеть, возможно, от того, сколько учеников у этого учителя сдавали ЕГЭ по его предмету.

    Проректор по образовательной работе КНИТУ-КАИ Роман Моисеев тоже считает, что для того, чтобы добиться реального прорыва, поддерживать и поощрять нужно в первую очередь преподавателей.

    – Мое личное мнение: ситуация с поступлением на инженерно-технические специальности ухудшилась, когда на ЕГЭ математику разделили на профильную и базовую. Когда была единая математика, то если даже абитуриент сдал ее не очень хорошо, благодаря той же информатике в целом у него получался нормальный конкурсный балл. Сейчас, если физику при поступлении мы в КАИ можем заменить химией или информатикой, то профильная математика – обязательный предмет, ее ничем не заменишь. А количество сдающих ЕГЭ по профильной математике в последние три-четыре года неуклонно снижается. Поддержка школьников – это хорошо, но значительно не увеличит число сдающих физику и математику. Нужна поддержка преподавателей: у нас очень мало учителей по этим предметам. Школы просто боятся, откровенно говоря, что ученик, выбирающий на ЕГЭ физику или профильную математику, сдаст их ниже порога, ведь им потом за это прилетит.

    УЧИТЕЛЯМ 300 ТЫСЯЧ, ШКОЛАМ МИЛЛИОН

    Как стало известно «РТ», поддержать рублем учителей математики, физики и информатики в рамках проекта «Физико-математический прорыв» также планируется. В Минобрнауки республики готовят документы о ежегодных грантах для 350 педагогов: молодые учителя смогут получить 240 тыс. рублей, опытные – 300 тыс., руководители кружков – 90 тыс. рублей. Кроме того, 40 школ смогут претендовать на гранты «За реализацию программы физико-математических классов в общеобразовательной организации» и «За достижение высоких результатов обучающихся в области физики, математики и(или) информатики» по 600 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно.

     

  • Российские вузы увеличили число мест и изменили состав вступительных экзаменов

    Российские вузы в соответствии с приказомм Министерства науки и высшего образования России проинформировали об изменениях в приемной кампании 2025/2026 учебного года. Они увеличили количество бюджетных и платных мест, пересмотрели состав вступительных экзаменов. Об этом пишет ТАСС.

    Например, в РАНХиГС число мест для очных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры увеличилось на 11%, в РЭУ имени Плеханова — на 18%, в НИУ ВШЭ — на 4,1%. В РУДН наибольшее число бюджетных мест выделено для направлений, связанных с точными, техническими и естественными науками.

    Кроме того, согласно приказу Минобрнауки, в некоторых программах изменился состав вступительных тестов. В РАНХиГС и РУДН по ряду направлений теперь не требуют знания иностранного языка.

    Согласно плану по повышению качества образования в математике и естественных науках, одобренному Правительством РФ, с 2026 года предусмотрен обязательный экзамен по физике для всех инженерных программ.

    МГТУ имени Баумана в 2025 году сохраняет три предмета для поступления, однако вводит обязательную физику на большинство направлений. С 2026 года вступительные испытания будут включать  как физику, так и информатику.

    Ранее «РТ» писала, что в Казани наградили вузы и студентов-волонтеров за помощь бойцам спецоперации.

  • «Коррупцию не выявили»: глава Минобрнауки РТ – о «резиновых» школах, мигрантах и кадровом голоде

    «Коррупцию не выявили»: глава Минобрнауки РТ – о «резиновых» школах, мигрантах и кадровом голоде

    Сколько учителей и воспитателей детсадов не хватает республике, как в Татарстане будут тестировать детей мигрантов на знание русского языка при приеме в школы и как наказали директоров школ, где медалисты завалили ЕГЭ, рассказал министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин на сегодняшней встрече с журналистами, посвященной итогам минувшего года и планам на нынешний.

    «Коррупцию не выявили»: глава Минобрнауки РТ – о «резиновых» школах, мигрантах и кадровом голоде

    ГДЕ ПОСТРОЯТ ШКОЛЫ И ДЕТСАДЫ

    Встреча состоялась в Центре опережающей профессиональной подготовки, который открылся в Казани в октябре 2024 года в рамках национального проекта «Образование». Здесь проводят профориентационную работу со школьниками, популяризируя инженерные специальности, а также помогают обучиться новой специальности всем желающим.

    Помимо этого центра, напомнил Ильсур Хадиуллин, в 2024 году в республике по нацпроекту открылось восемь новых школ и два пристроя к действующим школам, а также 10 детсадов.

    Планы на этот год скромнее: в Татарстане построят две школы (каждая на 1224 места): в микрорайоне «Замелекесье» Набережных Челнов, в казанском ЖК «Лето» и один пристрой к школе №3 в Кукморе. Новых детсадов будет пять: в деревне Куюки и ЖК «Царёво» Пестречинского района, в поселке Октябрьский Зеленодольского района, в селе Песчаные Ковали Лаишевского района и в пгт. Апастово.

    О КАДРОВОМ ГОЛОДЕ И ЗАРПЛАТАХ

    Журналисты задали министру вопрос на вечно актуальную тему кадрового голода в школах и детсадах. Ильсур Хадиуллин признал, что проблема никуда не делась: республике требуются две тысячи учителей и тысяча воспитателей.

    – Молодые учителя в течение трех лет получают надбавку в размере 2,5 тысячи рублей. Это не такая большая сумма, хотелось бы, чтобы они получали хотя бы 7-10 тысяч. Средняя зарплата у них 33 тыс. рублей. В целом же средняя зарплата работников детсадов – 52 тысячи, учителей – 60 тысяч. Наверное, многие удивятся, где получают такие деньги. Это не за одну ставку, а за полторы-две, с учетом выплат по «майским указам» Президента РФ, надбавок за классное руководство, грантовой поддержки и так далее. В этом учебном году в школы республики пришли около тысячи молодых учителей. Но 23% молодежи уходят после первого года работы в школе, а больше 30% – в течение трех лет работы. Эти цифры нас, конечно, не радуют, – посетовал  глава Минобрнауки РТ.

    По его мнению, нужно вернуть практику обязательной отработки в течение трех лет в школе для тех, кто учился на педагога за счет бюджета. В пример министр привел целевую республиканскую программу, по которой студенты получают повышенную стипендию 15 тыс. рублей в месяц, но потом обязаны отработать в школе 5 лет. По словам Хадиуллина, из этих выпускников 90% остаются в школах после обязательной отработки.

    ТОЛЬКО СО ЗНАНИЕМ РУССКОГО

    Другой вопрос касался принятого Госдумой в декабре закона, который запрещает принимать в российские школы детей мигрантов, не прошедших тестирование на знание русского языка. Представители СМИ поинтересовались у Хадиуллина, как будет проходить тестирование.

    – У нас в республике 3178 детей мигрантов обучается в школах, больше всего в Казани, Набережных Челнах. Более 300 – в детсадах, более 500 – в учреждениях СПО. В целом не такое большое количество, – привел статистику министр. – Более 85 процентов из них хорошо владеют русским языком, остальные имели определенные сложности. С 1 апреля в школах начинается прием детей в первый класс, тем, кто уже учится, мы тестирование провести не можем. А с теми, кто только пойдет в первый класс, сейчас как раз школы ведут работу. Некоторые дети мигрантов с августа записываются на подготовительные курсы при школах и потом поступают. Сказать, что все прекрасно и мы готовы к проведению тестов, мы не можем, ждем механизма тестирования от Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора. Думаю, когда получим, расскажем более конкретно.

    На уточняющий вопрос, откажут ли в приеме в школу тем, кто не пройдет тестирование, Ильсур Хадиуллин ответил довольно уклончиво:

    – Мы хотим, чтобы все прошли тест. Сами знаете, нам нужны рабочие, нужны кадры, с одной стороны мы заинтересованы, чтобы они приезжали к нам. Но в то же время хотим, чтобы дети, придя в первый класс, владели русским языком, поэтому будем вести с ними подготовительную работу, возможно, будем давать им второй шанс, ведь зачисление в первый класс идет до 5 сентября. Допустим, проблемы есть, мы даем детям задания, закрепляем учителей или открываем определенные пункты, куда они будут ходить заниматься. Для этого у нас есть и студенты, и ветераны педагогического труда – много людей, которые заинтересованы, чтобы дети владели русским языком.

    ПЕРВОКЛАШЕК БУДЕТ МЕНЬШЕ

    – В последние годы в новых микрорайонах Казани, а также в ее окрестностях появляются гигантские школы, где учится огромное количество детей. Например, в лицее «Алгоритм» в Куюках 3,5 тыс. учеников, а количество первых классов – от «А» до «М». Есть ли предел укрупнения и какой, по- вашему, должна быть идеальная школа – маленькой или огромной? – поинтересовалась у министра корреспондент «РТ».

    – Я бы не хотел, чтобы школы превращались в какие-то промышленные корпорации. Школа должна быть семьей, где все друг друга знают, директор должен знать детей, учителей, родителей. Если в одном комплексе 10 зданий и директор наблюдает за ними на экране по видеокамерам, это очень непросто. Идеальная школа для меня – это та, что работает в одну смену (по республике 15,6% школ учатся в две смены, в Казани – 52%), где есть учителя в полном составе, родители уважают учителей и любят своих детей, довольны школой, не пишут сразу жалобы, а решают проблемы через классного руководителя и директора, – улыбнулся Ильсур Хадиуллин.

    По его словам, угрозы, что при комплектовании первых классов в школах мы дойдем до последней буквы алфавита, нет. Потому что, увы, началась тенденция к уменьшению количества первоклассников. Если в этом учебном году в школы республики пошли 55,5 тыс. первоклашек, в сентябре 2025-го их будет около 50 тыс.

    «БУДЕМ ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ!»

    Корреспондент «РТ» также напомнила министру, как на августовском республиканском совещании педагогов Раис РТ Рустам Минниханов раскритиковал директоров школ, где медалисты завалили ЕГЭ, и заподозрил, что дело попахивает коррупцией.

    – Какие сделали оргвыводы? – спросили мы у министра.

    Если вы имеете в виду увольнения, то их нет. Но знаете, если директор школы заслуженный-перезаслуженный, получить выговор от руководства для него равносильно увольнению. Мы с каждым директором встречались, по каждому ребенку причины выясняли. Касательно коррупции: мы и не только мы проверяли, фактов коррупции не выявили. Поэтому вывод у нас такой: будем лучше работать!

     

  • «Задачи сокращения штатов перед нами не стоит»: ректор КГАУ – о слиянии вуза с ветакадемией

    «Задачи сокращения штатов перед нами не стоит»: ректор КГАУ – о слиянии вуза с ветакадемией

    Объединение двух сельскохозяйственных вузов – аграрного университета и ветеринарной академии им. Баумана – началось в Казани. Кроме того, решением учредителя – Минсельхоза РФ к ним присоединят учреждение дополнительного профобразования Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса (ТИПКА). Реорганизация должна завершиться до 1 апреля. Новый вуз будет носить название «Казанский государственный аграрный университет». В интервью «РТ» ректор КГАУ Айрат Валиев рассказал, как будет проходить реорганизация и какой в ней смысл.

    «Задачи сокращения штатов перед нами не стоит»: ректор КГАУ – о слиянии вуза с ветакадемией

    – Айрат Расимович, для начала расскажите, что собой представляют три учебных заведения, которые предполагается объединить?

    – В аграрном университете обучаются порядка 5200 студентов по очной и заочной формам обучения, численность преподавательского состава – 151 человек, в целом сотрудников более 370 человек. Мы готовим инженеров, агрономов, экономистов, преподаются также смежные специальности – лесное дело, экология, землеустройство и другие. Также мы готовим преподавателей для наших аграрных колледжей, техникумов. В ветеринарной академии учатся около 2300 студентов, работают 300 сотрудников, в том числе 109 преподавателей. Направления подготовки у них – ветеринарная медицина, зоотехния, переработка продукции сельского хозяйства, ветеринарно-санитарная экспертиза, кинология. Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса занимается повышением квалификации инженеров, агрономов, экономистов и других специалистов АПК. Штатных сотрудников в нем около 50, в том числе порядка десяти преподавателей.

    – Об объединении сельхозвузов в Казани говорили уже давно. Последний раз реорганизацию обсуждали прошлым летом, после визита в Татарстан министра сельского хозяйства России Оксаны Лут. Чем вызваны изменения?

    – Идея объединения аграрного университета и ветеринарной академии действительно обсуждалась чуть ли не ежегодно на разных уровнях и вот воплотилась в жизнь. Цель реорганизации – создать крупный вуз аграрного направления с тем, чтобы он был конкурентоспособным, в том числе на международном уровне. Такое укрупнение открывает возможности для реализации государственных программ, реализуемых на федеральном уровне. Дело в том, что для включения в такие программы существуют определенные критерии отбора, при этом существенное значение имеют масштаб вуза, направления подготовки, научный потенциал. Так что слияние вузов позволит в перспективе принимать участие в таких, например, программах, как «Приоритет – 2030», «Передовые инженерные школы» и других, куда наши вузы по отдельности не могли заявиться, так как не подходили по критериям количества студентов и объемам финансирования. Кроме того, в текущем году Татарстан вошел в национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». В его рамках будет реализован федеральный проект «Кадры в АПК», предусматривающий обновление материальной базы, строительство жилья и стимулирующие выплаты для научных сотрудников. После реорганизации университет сможет в нем участвовать. И, конечно же, важное значение имеет взаимодействие по научным проектам. Мы должны предлагать новые технологии, инновации для внедрения на наших предприятиях, оказывать им всестороннюю поддержку.

    – Означает ли то, что за новым вузом сохранят название вашего университета, главенствующее положение КГАУ в новой структуре?

    Так вопрос стоять не должен. Мы теперь единый коллектив, в котором все имеют равные права и равные обязанности. Вопрос названия – вопрос сохранения наследия, истории. Наши вузы имеют очень глубокую историю: аграрному университету более 100 лет, ветеринарной академии — более 150, и, естественно, вопрос сохранения бренда очень важен. Поэтому ветеринарная академия войдет в состав нового вуза под своим названием, а ТИПКА станет Институтом дополнительного образования. Будет один вуз, в составе которого имеются несколько институтов: агробиотехнологий и землепользования; экономики, механизации и технического сервиса; Казанская академия ветеринарной медицины; дополнительного образования, а также факультеты лесного хозяйства и экологии и среднего профессионального образования.

    – Понятно, что ректор в новом университете будет только один. Когда состоится его назначение?

    – Ректор назначается приказом Министерства сельского хозяйства РФ, как правило, по согласованию с руководством республики. До 1 апреля учредители определятся и сообщат. Пока я и мои коллеги работаем на прежних должностях.

    – Сохранится ли после объединения вузов количество бюджетных мест? Или, может, увеличится?

    – Соотношение студентов-бюджетников и тех, кто обучается на коммерческой основе, в аграрном университете сегодня составляет примерно 60 на 40 процентов, в ветеринарной академии – 80 на 20. Уменьшаться количество бюджетных мест точно не будет. Я думаю, наоборот, с учетом реорганизации будет возможность их увеличить. Однако к этому вопросу нужно подходить взвешенно, так как другая сторона медали здесь – это качество принимаемых абитуриентов, средний балл ЕГЭ. Нам необходимо привлекать талантливых абитуриентов со всей страны, а также из зарубежных стран, и укрупнение наших вузов должно помочь решать эту задачу.

    – Изменится ли плата за обучение?

    – Университет является правопреемником двух вузов, и договоры на обучение, которые студенты заключали с ветеринарной академией, сохраняются. Плата за обучение останется в соответствии с заключенными договорами. Они продолжают действовать, просто мы заключаем со студентами дополнительное соглашение, так как меняется сторона договора: вместо ветеринарной академии – аграрный университет. В дальнейшем стоимость обучения может повышаться, но не более чем на уровень инфляции в течение года.

    – Какие дипломы получат нынешние выпускники КГАУ И КГАВМ?

    – Те студенты, которые завершат обучение после 1 апреля 2025 года, получат дипломы Казанского государственного аграрного университета по тем специальностям, по которым обучались.

    – Любая реорганизация вызывает волнение среди сотрудников. На собрании с коллективами вузов с участием министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Маратом Зяббаровым говорилось о возможном повышении зарплаты сотрудникам на 15 процентов. Не предполагает ли повышение зарплаты сокращения штатной численности на те же 15 процентов?

    – Реорганизация в форме присоединения не предполагает ликвидации предприятия и увольнения сотрудников. Задача сократить штат, сэкономить фонд зарплаты на данный момент перед нами не стоит. Все направления подготовки однозначно сохраняются. Преподавательский состав, который имеется на сегодняшний день, будет работать в прежнем режиме, по тем же направлениям. Просто необходимо будет пройти процедуру юридического переоформления. Аграрный университет является правопреемником двух вузов, присоединяемых к нему, поэтому с сотрудниками будут заключаться дополнительные соглашения к действующим трудовым контрактам.

    Что касается зарплаты, то пока данный вопрос находится в проработке. Структура заработной платы складывается из базовой части и различных надбавок. Базовая часть по штатному расписанию неизменна и установлена за определенный объем работы. Так как в аграрном университете нормативы на 10-15 процентов выше, чем в ветеринарной академии, то у сотрудников КГАВМ базовая часть будет подтянута до нашего уровня. Помимо базовой части существуют доплаты, связанные с персональными достижениями сотрудников: количество опубликованных научных статей, полученных патентов, участие в различных конкурсах, дополнительные договорные работы. Эти дополнительные средства идут конкретному ученому, преподавателю или работнику, который вовлечен в выполнение тех или иных работ в рамках дополнительных договоров.

    – Тем не менее, КГАУ И КГАВМ – схожие по профилю вузы. Что будете делать с дублирующими структурами и должностями?

    – Специализированные по тем или иным направлениям кафедры не пересекаются, так что здесь проблем не предвидится. Что касается общих кафедр – философии, математики, физвоспитания и других, то их преподаватели просто вольются в состав единой кафедры под руководством одного заведующего. Местонахождение преподавателей будет там же, где они были. В ветеринарной академии, например, так же, как и у нас, есть спортивный комплекс, стадионы, то есть все условия для проведения занятий физической культуры. Они как проводили занятия, так и будут проводить. Студенты продолжат обучаться в тех же группах в том же количестве, поэтому педагогическая нагрузка останется такой же. По научным направлениям пересечений у нас нет, так что студенты продолжат заниматься со своими научными руководителями. Единичные случаи сокращения могут возникнуть с ТИПКА, так как у их преподавателей нет стабильной нагрузки.

    Что касается проректоров, то ввиду того, что количество студентов и направлений деятельности увеличивается, то придется ввести новые направления. Например, будет не проректор по учебно-воспитательной работе, а отдельные проректоры по каждому направлению – воспитательной и учебной. Занимающих дублирующие должности мы задействуем на других направлениях. Работы хватит всем.

    Институт дополнительного образования (бывший ТИПКА) будет курировать направления повышения квалификации, профессионального обучения и переподготовки. При этом они охватят дополнительные образовательные программы аграрного университета и ветеринарной академии. Аспирантуру объединим.

    Я думаю, минимально необходимые преобразования завершатся к 1 апреля, когда мы начнем функционировать как единый вуз. Учебный год доработаем, практически ничего не меняя, но в летний период, скорее всего, возникнет необходимость внести изменения в учебный процесс, в структуру кафедр, образовательные программы. Ну а дальше нам никто не запрещает совершенствоваться, менять структуру, корректировать направления подготовки, открывать новые научные проекты под те цели и задачи, которые перед нами ставят наши федеральное и региональное министерства, Правительство республики, наши агрохолдинги, фермеры… Поэтому после реорганизационных мероприятий коллективу университета необходимо разработать и принять новую стратегию развития вуза, которая будет отвечать современным вызовам и позволит нам стать ведущим евразийским центром аграрного образования и науки.

     

  • В Челнах построят новую школу на 1224 места

    Новую школу на 1224 места построят в Набережных Челнах в районе Замелекесье (22-й микрорайон). Учебное заведение будет сдано уже в этом году. Об этом на деловом понедельнике сообщил мэр автограда Наиль Магдеев.

    Новое учебное заведение градоначальник назвал подарком от Президента страны Владимира Путина и Раиса Татарстана Рустама Минниханова к предстоящему 400-летнему юбилею города.

    В настоящее время в Замелекесье проживает более 50 тыс. человек. За последние 10 лет в автограде построено 10 школ.

    Челны отметят 400 лет со дня основания в 2026 году.

  • В Татарстане учредили новую премию для ученых «Научный прорыв. Фэнни алга китеш»

    В Татарстане учредили премию в науке под названием «Научный прорыв. Фәнни алга китеш». Она направлена на повышение качества исследований и активному вовлечению молодежи в научную деятельность. Об этом сообщает пресс-служба Академии наук РТ.

    Награда будет присуждаться в десяти категориях, среди которых: «Цифровизация в науке», «Перспектива», «Ученый-просветитель», «Призвание», «Лучший молодежный стартап», «Лучший ученый», «Лучший научный наставник», «Наука детям», «Научный журналист» и «За верность науке». Первые победители будут объявлены 11 февраля в ИТ парке им. Башира Рамеева.

    В соответствии с условиями премии денежные вознаграждения не предусмотрены. Конкурс пройдет в два этапа: отборочный с 17 по 25 января и финальный с 26 января по 1 февраля.

  • Обучающиеся на лесников студенты получат стипендию в 2 тыс. рублей в Татарстане

    В Татарстане студенты, обучающиеся по специальностям лесного хозяйства, с 1 января 2025 года будут получать стипендию в 2056,7 руб. Соответствующее постановление издано Кабинетом Министров РТ и опубликовано Министерством юстиции Татарстана на официальном портале правовой информации.

    Для получения поддержки необходимо заключить договор о целевом обучении с Министерством лесного хозяйства РТ. Студентам предстоит проработать три года после окончания учебы в учреждениях, находящихся в ведении министерства, по специальности, указанной в договоре. Также одним из условий является отсутствие у кандидатов задолженностей по налогам.

  • Образование-2024 в Татарстане: страсти по дневнику, дети без телефонов, учителя против униформы

    Образование-2024 в Татарстане: страсти по дневнику, дети без телефонов, учителя против униформы

    Дети учились обходиться в школе без телефона, родители портили нервы, пытаясь заглянуть в электронные дневники своих чад, детсады искали воспитателей, учителя отказывались носить школьную форму, а КФУ отпраздновал 220-летие. «РТ» вспомнила, чем ознаменовался 2024 год в сфере образования.

    Образование-2024 в Татарстане: страсти по дневнику, дети без телефонов, учителя против униформы

    НОВЫЙ EDU.TATAR И УРОЖАЙНЫЙ ЕГЭ

    Прошлый новый год начался нервно для родителей татарстанских школьников: с начала 2024-го все школы республики перешли на новый портал «Электронное образование РТ» (в знакомый всем с 2009 года edu.tatar.ru добавили сервисы Московской электронной школы). А войти в систему, в том числе в электронные дневники школьников, стало возможно только через «Госуслуги РФ». Это-то и вызвало волну родительского недовольства: одни отказывались заходить на портал через ЕСИА, не желая «оцифровываться» или переживая за сохранность персональных данных, а другие просто не могли добраться до дневника: сайт глючил и вис. В итоге на переходный период родителям выдали логины и пароли от электронных дневников. Но к декабрю 2024 года лавочку решили прикрыть, оставив один вход на портал – через «Госуслуги». К этому времени ярых противников такого метода среди родителей осталось совсем немного.

    По итогам ЕГЭ-2024 в Татарстане впервые за много лет сразу две школьницы сдали три экзамена на 300 баллов. Правда, удержать золотых выпускниц в Татарстане не удалось, они упорхнули в Москву и Санкт-Петербург. Вместе с ростом стобалльных результатов стало больше и двоечников: Раис РТ Рустам Минниханов отчитал школы, где ЕГЭ провалили медалисты, и заподозрил их руководство в коррупции.

    Образование-2024 в Татарстане: страсти по дневнику, дети без телефонов, учителя против униформы

    ТРЕБУЮТСЯ ВОСПИТАТЕЛИ

    Перед началом очередного учебного года в Татарстане вновь встал ребром вопрос нехватки педагогических кадров. Родители детсадовцев жаловались, что из садиков бегут воспитатели, группы переполнены, за детьми фактически некому смотреть, не то что заниматься их образованием и воспитанием. Причина исхода воспитателей – маленькая зарплата и большая ответственность, вот и пошли они из садиков на заводы.

    Учителям платят больше, но очередь из желающих работать в школе не стоит. В канун 1 сентября в республике на хватало более 2 тыс. педагогов. Сами молодые учителя признаются: из школ их «гонят» вал бумажной работы и суровое отношение старожилов. Не говоря уж о том, что дети с родителями дают жару.

    Немного облегчил учительский труд в этом году запрет мобильников в школах: соответствующие поправки внесли в закон «Об образовании в РФ». Учителя и директора школ обрадовались, что в сети наконец-то перестанут появляться компрометирующие их ролики и школьники будут заняты учебой. Мнения родителей разделились.

    СЕРЕНЬКАЯ ЮБОЧКА, СЕРЕНЬКИЙ ЖИЛЕТ

    Полилингвальные комплексы «Адымнар» в уходящем году дважды оказывались в центре внимания. Напомним, что сеть школ «Адымнар» – детище Первого Президента РТ Минтимера Шаймиева. Дети в них обучаются на трех языках: русском, татарском и английском. Супершколы открывались в Татарстане в 2020-2022 годах, всего их пять – в Казани, Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске.

    В елабужском полилингвальном комплексе страсти разгорелись из-за школьной формы. Но не ученической, а учительской. Педагоги «Адымнар-Алабуги» рассказали, что новый директор решил одеть их в одинаковую серую форму, да еще и заставляет покупать ее за свой счет. Многие директора школ, в том числе казанского «Адымнара», не поддержали идею елабужского директора насчет учительской униформы, дескать, не в Северной Корее живем.

    Нижнекамский «Адымнар» в 2024-м подогрел тему коммерциализации образования. Родители тамошних учеников пожаловались, что платные первые классы в школе вытесняют бесплатные. Речь идет о группах полного дня с различными допуслугами: дети в школе с утра до вечера, изучают дополнительные предметы, гуляют и делают домашние задания. Как оказалось, такие классы в начальном звене набирают популярность по всей республике. Причем многие родители обеими руками за платную опцию: работающим мамам и папам не нужно ломать голову, с кем оставить младшеклассника.

    НЕДОБОР ТЕХНАРЕЙ И ЮБИЛЕЙ КФУ

    Технические вузы Казани – КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ – в этом году недобрали студентов на бюджетные места, так что пришлось объявлять дополнительный набор. Впервые такая ситуация возникла годом раньше в КХТИ и усугубилась в приемную кампанию-2024. Тренд закономерен: во многих школах дела с преподаванием точных и естественных наук обстоят плохо, сдавать ЕГЭ по математике, физике и химии выпускники боятся, соответственно, не идут поступать на технические направления.

    Главный вуз республики – Казанский федеральный университет – в этом году с размахом отметил 220-летие. К юбилею во внутреннем дворике вуза установили бронзовый бюст императора Александра I, по указу которого и был создан университет, устроили торжество для преподавателей в оперном театре и концерт группы Dabro для студентов в «Татнефть Арене».

     

  • Английский язык для начинающих: курс обучения

    Erid: 2VtzqvYR15C

    Задумывались ли вы, как знание английского может изменить вашу жизнь? Это больше, чем просто язык — это возможность свободно общаться с людьми по всему миру, наслаждаться книгами и фильмами в оригинале, погружаться в новые культуры и расширять свои горизонты.

    Курс Английского Языка С Нуля С Оксаной Долинка (BistroEnglish.com)

    Курс «Английский за 4 недели 2 в 1» представляет собой комплексное решение для тех, кто хочет быстро освоить базовые навыки общения. Это не просто видеокурс — это полноценная система обучения, которая сочетает аудио- и видеоматериалы для лучшего усвоения материала.

    Преимущества курса:

    • Ускоренное обучение: Курс рассчитан на 4 недели, что идеально подходит для тех, кому нужно овладеть основными навыками в сжатые сроки. В то же время доступ к курсу предоставляется на целый год, поэтому вы можете пройти программу и повторить ее несколько раз.
    • 2 в 1 — видео и аудио: Уникальное сочетание видеоуроков и аудиозаписей помогает задействовать разные каналы восприятия, что ускоряет обучение.
    • Понятные объяснения: Все правила и лексика объясняются простым языком, доступным даже тем, кто раньше никогда не изучал английский.
    • Практика на каждом шаге: На каждом уроке предлагаются задания, чтобы закрепить новые знания.
    • Доступность курса: Курс можно пройти в любое время и в любом месте, что идеально для тех, кто не может регулярно посещать очные занятия.

    Особенность курса «Английский за 4 недели 2 в 1» в том, что в нем легко ориентироваться.

    Всё сделано для удобства – от интерфейса до структуры самого курса.

    Если ваша задача — быстро и эффективно овладеть основами общения и не отвлекаться на лишние детали, курс «Английский за 4 недели 2 в 1» от Оксаны Долинка станет хорошим решением. Его главные преимущества — это скорость и доступность, а также простота и наглядность объяснений.