Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • Музей Толстого. Дубль третий: в Казани обсудили концепцию музея писателя

    Музей Толстого. Дубль третий: в Казани обсудили концепцию музея писателя

    Снова забрезжила надежда, что в Казани появится полноценный музей Льва Толстого. Однако планы музейщиков завершить строительство экспозиции к 200-летию со дня рождения писателя пока представляются слишком оптимистичными.

    Музей Толстого. Дубль третий: в Казани обсудили концепцию музея писателя

    Легкое дежавю испытали присутствующие на общественном обсуждении концепции музея Льва Толстого, которое на днях прошло в Казани. Ведь это уже как минимум третья концепция и третьи слушания. Не первый раз присутствовал на похожих мероприятиях и праправнук писателя Владимир Толстой, ныне генеральный директор Государственного музея им. Л.Н. Толстого в Москве. В очередной раз он заверил казанских коллег, что готов всячески им помогать в музеефикации дома-усадьбы Горталовых. «Мы все хотим одного – чтобы это пространство полюбили казанцы и гости города, и чтобы после посещения этого дома ни у кого не возникал вопрос, какую важную роль в жизни Толстого сыграл казанский период», – дипломатично высказался Владимир Ильич, не став заострять внимание на том, почему такая вроде бы очевидная и реалистичная цель остается столь труднодостижимой.

    Музей Толстого. Дубль третий: в Казани обсудили концепцию музея писателя
    Праправнук писателя Владимир Толстой в очередной раз заверил, что готов всячески помогать в музеефикации дома-усадьбы Горталовых.

    «НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ НАС, ТЕТЕНЬКА…»

    Связи рода Толстых с казанским краем и Казанью документально подтверждены вплоть до семнадцатого века. Прадед Льва Николаевича служил свияжским воеводой, его дед – Илья Андреевич Толстой – последние пять лет своей жизни был губернатором Казани. Отец писателя – Николай Ильич тоже любил здесь погостить, поскольку его сестра Пелагея Ильинична была замужем за казанским помещиком Юшковым. Она-то и стала после смерти брата-вдовца опекуншей пятерых его осиротевших детей. «Не оставляйте нас, дорогая тетенька, вы теперь у нас одна на свете», – написал ей старший из племянников Николай. Осенью 1841 года Пелагея Ильинична забрала их из Ясной Поляны и со всем скарбом перевезла в Казань. Поселилась чета Юшковых, враз ставшая многодетной (своих детей у них не было), в просторном двухэтажном доме Горталовых на Поперечно-Казанской улице (ныне улица Япеева, 15).

    О том, чтобы открыть в этом доме музей Льва Толстого, впервые заговорили еще в середине прошлого века. В частности, горячо отстаивал эту идею профессор Казанского университета Ефим Бушканец, автор первого путеводителя по толстовским местам Казани и книги «Юность Толстого». Но его жизни на это не хватило. Соответствующее решение было принято лишь в 2001 году (после очередного обращения казанской общественности). Однако процесс, мягко говоря, затянулся, и музея Толстого как не было, так и нет.

    ИСПОЛЬЗОВАЛИ КАК ПРОДЛЕНКУ

    Сначала мемориальный дом, вернее, то, что от него осталось, а здание фактически было в руинах, передали Национальному музею Татарстана. Вскоре состоялись и первые общественные слушания, каким должен быть толстовский музей. Но прежде всего надо было спасть дом, и десять с лишним лет ушли только на его реконструкцию (о полноценной реставрации речи уже не было). В результате воссоздали более поздний проект особняка – с боковыми пристройками и мансардой, которых в бытность здесь Толстого не было (по новому проекту их планируют закрыть зеркальными панелями). Но это еще полбеды. Эксперты были в шоке от стеклопакетов на окнах, современных радиаторов, «офисной» плитки на полу…

    А потом неожиданно поменялась общая концепция, и, по сути, от идеи полноценного музея Толстого решили отказаться. Территорию усадьбы вместе с домом передали расположенной по соседству «английской» школе № 39 с целью создания при ней музейно-образовательного центра имени Л. Н. Толстого. Но и из этой затеи ничего путного не вышло. В 2015 году музейный центр с помпой открыли, но увидеть его скромную экспозицию человеку с улицы, условно говоря, считалось большим везением. Здесь все подчинялось школьному распорядку, а образовательная деятельность постепенно свелась к обычной продленке. Поэтому год назад здание снова вернули Национальному музею, и все началось по третьему кругу.

    Музей Толстого. Дубль третий: в Казани обсудили концепцию музея писателя

    ПРОЗЯБАЛ НА БАЛАХ

    Формально музей Толстого уже существует. У него есть стены (изрядно подпорченные аляпистыми росписями), есть заведующая Лия Бушканец (дочь вышеупомянутого профессора), доложившая, кстати, что музей уже заработал 300 тыс. рублей. А к нынешним слушаниям подоспела небольшая выставка из фондов московского музея, центральным экспонатом которой стала мемориальная шпага Толстого-студента. Но пока у казанского музея нет главного – собственной экспозиции.

    Основная проблема в том, что в Казани не сохранилось ни одной подлинной вещи – ни Юшковых, ни Горталовых, ни Толстых. «Из меморий у нас есть только дом», – сказала Лия Бушканец. Поэтому на территории усадьбы планируют воссоздать сад первой половины XIX века с беседкой, а в одном из трех флигелей будет кафе с кухней дома Толстого. Ну и какой же современный музей без мультимедийных технологий. «Мы не знаем, как выглядел Толстой в Казани. Фотографии не сохранились. Однако с помощью искусственного интеллекта можно омолодить того Толстого, которого мы знаем – с бородой», – заинтриговала заведующая музеем.

    В планах также создание толстовского научного центра, издание книг, проведение конференций и т.д. Может, это не так занимательно, как наблюдать в мультимедийном «зеркале» за превращением старого Толстого в молодого и наоборот, но без научных штудий музей нельзя считать полноценным. Тем более, что в биографии писателя остаются белые пятна, а кроме этого, сложилось множество мифов. «Когда нам говорят, что Толстой прозябал на балах, приходится объяснять, что бал – это сложная форма социальной жизни. Такие ложные представления о дворянской культуре обязательно нужно корректировать», – считает Лия Бушканец.

    ЖИЛ В СОСЕДНЕМ ДОМЕ

    Никаких возражений и споров предложенная концепция не вызвала. «В целом она типовая, как и в других толстовских музеях», – высказал свое мнение казанский краевед Сергей Саначин. Любопытна и его реплика, что Толстой практически не жил в этом доме и обитал в основном в соседнем, который тоже принадлежал Горталовым. «В отличие от Боратынского, который бывал в Казани наездами, жил в одном месте и ничего о Казани не написал, толстовских мест у нас много», – напомнил краевед и предложил именно на этом сделать акцент в будущей экспозиции.

    Планируется, что преображение и наполнение музея состоится уже к 2028 году, когда будет отмечаться 200-летие со дня рождения Льва Толстого. Правда, во время обсуждения ни слова не было сказано об источниках финансирования проекта, как и о том, что дом Горталовых сегодня нуждается в капитальном ремонте. Течет крыша, плесень на стенах… Не получится уже закрыть глаза и на издержки «реставрации» десятилетней давности и многое придется переделывать. А времени между тем остается всего ничего… С другой стороны, пусть не к этому юбилею, пусть хотя бы к следующему полноценный музей Льва Толстого в Казани все-таки будет!

     

  • В 2024 году в Татарстане начали возрождать семь памятников деревянного зодчества

    В 2024 году в Татарстане начали возрождать семь памятников деревянного зодчества

    В этом году в Татарстане стартовала масштабная программа реставрации семи уникальных объектов деревянного зодчества. Основная часть работы реализуется в рамках госпрограммы «Развитие культуры Республики Татарстан» и при поддержке благотворителей, рассказали в Комитете РТ по охране объектов культурного наследия.

    В 2024 году в Татарстане начали возрождать семь памятников деревянного зодчества

    Памятники включают религиозные сооружения и гражданские здания, представляющие важную культурную ценность республики. Сейчас работы ведутся на четырех объектах — это мечеть начала XX века в селе Айбаш Высокогорского района, Троицкая церковь XIX века в селе Верхний Багряж Заинского района.

    В селе Новый Кырлай Арского района реставрация проводится сразу на двух объектах культурного наследия: в доме крестьянина Сагди, где жил великий поэт Габдулла Тукай, и в литературно-мемориальном музее Габдуллы Тукая, построенном в 1978-1979 годах.

    Также разрабатывается проектная документация для церкви Святого князя Александра Невского в селе Большие Меми Верхнеуслонского района, для здания мечет в деревне Асан-Елга Кукморского района и для главного здания усадьбы купца Бакирова в село Большой Менгер Атнинского района.

  • Юных вокалистов приглашают к участию в конкурсе «Мелодия моей России»

    С 15 сентября открыт прием заявок для участия в III Международном конкурсе юных вокалистов «Мелодия моей России», приуроченном к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, сообщают организаторы.

    Конкурс, который возглавляет российская оперная певица Ирина Волкова, пройдет в Москве и Генуе с 25 декабря 2024 года по 25 мая 2025 года с поддержкой Генерального консульства РФ в Генуе, Россотрудничества и Российского центра науки и культуры в Риме.

    Организаторами выступают Фонд сохранения наследия С. Рахманинова «Рахманиновское общество», Детский музыкальный театр «Олимп» и белгородская студия оперного пения BelCanto.

    Главными целями мероприятия ставят сохранение исторической памяти, воспитание подрастающего поколения в любви к России, русскому языку и русской культуре, объединение русского мира, формирование чувства патриотизма и чувства гордости за страну. Ключевым требованием конкурса станет исполнение песни, посвященной России или военно-патриотической композиции.

    Жюри возглавляет заслуженная артистка России Валентина Щербинина, также в его состав входят известные артисты и педагоги. Конкурс будет проходить в два этапа: отборочный тур с 25 декабря 2024 года по 10 января 2025 года и финал с 20 по 23 февраля 2025 года в Москве, где также пройдет награждение и гала-концерт.

  • Казанцев ждут 30 уникальных мероприятий российско-китайского форума «РОСТКИ»

    В Казани проведут 30 мероприятий в рамках II российско-китайского форума «РОСТКИ». Участников и гостей ждут экскурсии, международные выставки, чайные церемонии, сообщают организаторы.

    Мероприятие будет проходить с 13 по 15 ноября 2024 года в столице Татарстана. Участники смогут ознакомиться с городом, его знаковыми местами и посетить остров-град Свияжск.

    Одним из ключевых событий форума станет концерт с молодыми артистами под названием «Желтый аист», где зрителей порадуют сочетанием традиционной и современной музыки, отражающей культуры России и Китая.

    В программе предусмотрены чайные церемонии в русской, татарской и китайской традициях, дегустации чая и обсуждение общих черт чайных культур с привлечением экспертов.

    Культурную программу продолжат Дни китайского кино, где все фильмы будут показаны на русском языке. Любители спорта смогут участвовать в командном турнире по настольному теннису «Вечерняя Лига», а хоккейные фанаты увидят матч между командами «Ак Барс» и «Куньлунь Ред Стар».

    Кроме того, в рамках форума пройдет турнир по вэйци (Го) и шахматный матч с командами из России и Китая.

    По словам руководителя Агентства инвестиционного развития РТ Талии Минуллиной, в Казани рады приветствовать участников и гостей второго Международного российско-китайского форума «Ростки». Это событие не только укрепляет экономические связи, но и создает уникальную платформу для обмена опытом. «Насыщенная культурная программа поможет лучше понять богатство культур обеих стран», – отметила Минуллина.

    Ранее «РТ» писала, что в МИД Китая положительно оценили саммит БРИКС в Казани.

  • В трех районах Татарстана по нацпроекту открылись 4 модельные библиотеки

    В этом году в трех районах Татарстана открылись 4 модельные библиотеки благодаря национальному проекту «Культура» — они адаптированы под разнообразные форматы работы: от индивидуальных занятий до групповых мероприятий и культурных событий. Об этом рассказали в Минкультуры республики.

    Помимо модернизированных библиотек в Елабужском, Дрожжановском и Кукморском районах, по нацпроекту возведены три сельских дома культуры в Апастовском, Высокогорском и Алькеевском районах.

    Также капитально отремонтирована Сармановская детская школа искусств им. Шакирова, приобретен один передвижной многофункциональный центр (автоклуб) для обслуживания сельского населения, технически оснащены три региональных и муниципальных музея в Елабужском, Арском, Тетюшском районах и Качаловский театр, 14 детских школ искусств получили новые музыкальные инструменты.

    По региональному проекту «Культурная среда» в 2024 году был предусмотрен капитальный ремонт четырех театров в Казани, Зеленодольске, Альметьевске и Атнинском районе, трех муниципальных музеев в Бавлинском, Кукморском и Зеленодольском районе, а также девяти сельских ДК в Апастовском, Сабинском, Альметьевском, Бавлинском, Мамадышском, Актанышском, Высокогорском районах.

    В ходе регионального проекта «Цифровая культура» планируется пополнить книжными памятниками фонда оцифрованных изданий Национальной электронной библиотеки на 1,5 тыс. единиц.

    Национальные проекты реализуются в России на основании «майских указов» Президента Владимира Путина. Изначально они охватывали более 10 направлений стратегического развития страны, таких как «Здравоохранение», «Экология», «Демография», «Образование», «Наука», «Культура», «Жильё и городская среда». Во время выступления с посланием Федеральному Собранию в феврале этого года глава государства анонсировал новые нацпроекты, такие как «Кадры», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», «Семья» и «Экономика данных».

  • Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект

    Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект

    Сразу 80 памятников архитектуры удалось привести в порядок в Казани в ходе подготовке к саммиту БРИКС. А в конце лета 2025 года станет доступен для посещения еще один уникальный объект – Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. О том, что уже восстановили, и какие объекты сейчас в процессе реставрации, рассказал сегодня на брифинге в Кабмине РТ председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин.

    Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект

    ПОТРАТИЛИ 3,5 МЛРД

    По словам спикера, в Татарстане сейчас 5 912 объектов культурного наследия. Из них 2 259 – памятники архитектуры, 3 054 – объекты археологии и 599 – градоформирующие объекты. В этом году на реставрацию объектов культурного наследия из бюджета республики было потрачено более 3,5 млрд рублей.

    – Конечно, тема номер один этого года для Казани – проведение саммита БРИКС. Комитет РТ по охране объектов культурного наследия совместно с мэрией Казани был вовлечен в работу по подготовке исторического центра и исторических зданий к этому масштабному событию. В зоне внимания было свыше 80 памятников архитектуры города. Ожидаемо, что объекты Казанского Кремля, мечеть Марджани, собор Казанской иконы Божией Матери стали точками притяжения. Памятники Татарстана получили высокую оценку статусных гостей, – рассказал Гущин.

    Более 867 млн рублей ушло на то, чтобы полностью отреставрировать к саммиту Казанскую Ратушу – бывшее здание Дворянского собрания. Снаружи отремонтировали крышу и фасад, установив архитектурную подсветку. Внутри заменили инженерные сети, отреставрировали входные двери из массива дерева, паркет и внутреннюю отделку.

    Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект
    Здание Дворянского собрания, в котором располагается ратуша, оснастили новой архитектурной подсветкой.

    В здании центрального железнодорожного вокзала оборудовали ВИП-залы и отремонтировали внутренние помещения для приема делегаций стран БРИКС. В Казанском Кремле обновили Северный корпус Пушечного двора, здание Юнкерского училища и башню Сююмбике, на что было потрачено 316,6 млн рублей.

    В БАШНЮ СЮЮМБИКЕ ПУСТЯТ ТУРИСТОВ

    Одни объекты закончены, над другими работа еще только предстоит. По словам Гущина, началась разборка бывшего здания табачной фабрики на территории Богородицкого монастыря на Большой Красной, основанному на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Здесь будут отреставрированы приходская школа, монастырские корпуса, а также храм Николы Тульского. Таким образом, монастырю вернут исторический облик.

    Продолжаются работы и в башне Сююмбике на территории Казанского Кремля. Конечная цель – сделать ее доступной для туристов.

    – В текущем году в башне в рамках первоочередных противоаварийных работ выполнили отсечную гидроизоляцию, укрепили фундамент и кирпичную кладку, провели сшивку трещин, ремонт дефектов кирпичной кладки фасада, – рассказал Иван Гущин. – В рамках следующего этапа планируются ремонтно-реставрационные работы. Необходимая научно-проектная документация готова, к комплексной реставрации объекта планируется приступить в 2025 году. Проектом предусмотрены усиление перекрытий и лестниц, восстановление полов, окон и дверей с точным повторением формы и рисунка. Будут также восстановлены утраченные решетки на окнах, кованые металлические элементы дверей и ворот. Планируется заменить существующее покрытие парапетов, кровлю,  водосточные трубы, отреставрировать полумесяц на башне.

    Мост, причал, стоянка: памятник воинам Ивана Грозного в Казани превратят в туристический объект
    Продолжаются работы и в башне Сююмбике на территории Казанского Кремля.

    И только после этого приступят к третьему этапу, в ходе которого башню приспособят для посещения туристами. Точные сроки ее открытия Гущин не назвал.

    ВОЗРОДИЛИ БЕЛУЮ МЕЧЕТЬ

    Отреставрировали в Казани и несколько исторических мечетей. Так, на реставрацию мечети Марджани ушло боле 500 млн рублей – это средства как республиканского бюджета, так и частных пожертвований. За счет благотворителей восстановлена Ново-Слободская мечеть на пересечении улиц Меховщиков и Кызыл Татарстан, которую также называют 11-я соборная, Белая, Ак мечеть.

    – Она является первой кирпичной мечетью в Ново-Татарской слободе Казани. Мусульманский храм построен в 1801-1805 годах. Судьба этого здания во многом типична для культовых сооружений. В 1929 году мечеть закрыли, минарет снесли, добавили пристрои и в разные годы использовали, как школу, цех меховой фабрики, заводской клуб. В здании были утрачены лестницы, исторические своды, изменены пропорции и конструкция кровли, произведена перепланировка помещений. В последние годы оно находилось в законсервированном состоянии и разрушалось, – напомнил Гущин печальную историю.

    Гущин отметил, что колоссальный объем задач связан с реставрацией Храма-памятника павшим воинам на Казанке.

    ГЛАВНОЕ – ЗАЩИТИТЬ ОТ ВОДЫ

    Спикер отметил, что колоссальный объем задач связан с реставрацией Храма-памятника павшим воинам на реке Казанке, построенном в 1813-1823 годах. Первоочередная задача – защитить архитектурный памятник федерального значения от влаги.

    – Работы на этом значимом для республики объекте возобновились в этом году. Подрядная организация получила все разрешения, начались противоаварийные мероприятия. На реализацию первого этапа работ из федерального и республиканского бюджетов выделено в общей сложности 300 млн рублей, – информировал Гущин. – Проект сложный, комплексный, помимо реставрации и восстановления внутреннего убранства предусматривает берегоукрепление, гидроизоляцию памятника. Сейчас прорабатываем решения по устройству пешеходного моста, причала для швартовки маломерных судов, площадки для парковки автобусов. Также готовим проектные решения по сохранению существующей живописи и воссозданию утраченной. Перед строителями и реставраторами поставлена задача – завершить весь комплекс работ к августу 2025 года.

    После этого памятник на Казанке станет доступным для туристов.

    Ранее «РТ» сообщала, что за 2024 год в Татарстане 19 объектов культурного наследия были внесены в госреестр.

  • «Экият» 1 ноября представит премьеру сезона – спектакль «Материнское поле»

    «Экият» 1 ноября представит премьеру сезона – спектакль «Материнское поле»

    Театр кукол «Экият», вернувшийся недавно с московских гастролей, представит 1 ноября первую премьеру сезона – спектакль «Материнское поле» по одноименной повести Чингиза Айтматова.

    «Экият» 1 ноября представит премьеру сезона – спектакль «Материнское поле»

    Как и знаменитое произведение, написанное в 1963 году, новая постановка  худрука театра Ильгиза Зайниева поднимает важные вопросы предназначения человека. По мнению режиссера, Айтматов – один из немногих авторов, чье образное мышление и стилистика органичны для театра кукол.

    «Материнское поле» – это печальная и трогательная история пожилой женщины, потерявшей на войне мужа и троих сыновей. Она приходит к полю, чтобы излить истосковавшуюся душу и найти в себе силы жить дальше. Старуха Толгонай говорит с полем как с близким человеком и как бы заново  проживает все, что выпало на долю ее семьи и всего народа. Стоит отметить, что прообразом главной героини повести стала мать писателя Нагима апа, а родиной предков Айтматова по материнской линии, как известно, является село Маскара Кукморского района.

    По словам Зайниева, спектакль посвящен народу-победителю – всем, кто участвовал в Великой Отечественной войне. В творческую группу создателей «Материнского поля» входят также художник-постановщик Сергей Рябинин, композитор Миляуша Хайруллина и художник по свету Михаил Кирильцев.

    В новом 91-м сезоне театр еще не раз порадует своих зрителей премьерными постановками, в том числе по произведениям Гофмана («Щелкунчик»), Каюма Насыри («Абугалисина») и по мотивам русской народной сказки «Марья-Моревна».

    А накануне этой премьеры «экиятовцы» продолжают принимать поздравления в связи с присвоением театру звания «Академический», которого он удостоился за выдающиеся достижения в развитии театрального искусства. Соответствующее постановление Правительства РТ было подписано 15 октября 2024 года. «Это звание для нас не только почет и качественно новый статус, но и большая ответственность перед зрителями», – подчеркивают в театре.

  • Любое украшение можно «прочитать»: в Казани прошел мастер-класс известного ювелира-реконструктора

    Любое украшение можно «прочитать»: в Казани прошел мастер-класс известного ювелира-реконструктора

    Равкат Мухаметшин – единственный в России мастер, создающий реконструкции и авторские реплики булгарских, золотоордынских и татарских ювелирных изделий, которые часто неотличимы от оригинала. Не удивительно, что на встречу с известным казанским ювелиром в культурном центре «Искусство жить» пришло немало тех, кто и сам искушен в старинных технологиях и многое делает для возрождения традиционных художественных ремесел.

    Любое украшение можно «прочитать»: в Казани прошел мастер-класс известного ювелира-реконструктора

    Вердикт профессионалов под занавес встречи был коротким: то, что создано руками Равката Мухаметшина, достойно украсить лучшие музейные коллекции. Собственно, многие его работы там и находятся, включая знаменитую «булгарскую уточку», которая  считается не только шедевром ювелирного искусства, но и этномаркером знати Волжской Булгарии. Напомним: это парное височное украшение в виде кольца с миниатюрной птичкой внутри и тремя подвесками на длинных тонких цепочках. Судя по археологическим находкам, такие «сережки» были весьма популярны у булгарских красавиц. Правда, носили их не в ушах, а крепили к головному убору лентами. По словам Равката Мухаметшина, на изготовление одной уточки у него ушло почти восемь лет. «Я делаю много авторских украшений, и их отлично покупают, а традиционные украшения – это другой мир, у них есть корень, который связывает человека с природой и предками», – пояснил ювелир. Кстати, благодаря «булгарской уточке» он в свое время и оказался в Казани.

    Любое украшение можно «прочитать»: в Казани прошел мастер-класс известного ювелира-реконструктора

    Ювелирным делом Равкат Мухаметшин начал заниматься еще в Ташкенте, откуда он родом, а первым его учителем был родной дядя, тоже ювелир. Но большинство технологий осваивал самостоятельно, по книгам. В 1991 году на него вышли сотрудники Национального музея Татарстана и предложили сделать реплику «булгарской уточки», найденной в свое время при раскопках в Алексеевском районе и хранившейся в музейной коллекции. Потом было еще одно приглашение, уже по линии Всемирного конгресса татар: к тысячелетию Казани готовилась грандиозная выставка и снова понадобились реплики ценных музейных экспонатов. А вскоре после этого Равкат Мухаметшин уже окончательно перебрался в Татарстан и в настоящее время работает в Музее изобразительных искусств РТ художником-реставратором по металлу.

    На творческой встрече он показал одну из первых своих работ, посвященных Казани – символический ключ от города. «К тысячелетию мне очень хотелось сделать что-то необычное, и я придумал вот этот ключ. Левая его часть – золотоордынская коранница, стрежень украшен десятью камнями, которые символизируют десять веков существования города. Между камнями проходят два орнамента, а на носике ключа надпись по-татарски «Казань». В этой работе я постарался применить все техники булгарских и казанских мастеров. Это и чеканка, и скань, обычная и бугорчатая», – рассказал ювелир.

    Иногда разговор плавно перетекал в мастер-класс. Например, Равкат Мухаметшин поделился некоторыми тонкостями работы в технике зерни: «Беру проволоку толщиной до 0,15 мм и наматываю ее на ригель. Получившиеся колечки перекладываю на древесный уголь  и горелкой превращаю уже в шарики. Если для работы мне необходимо десять тысяч шариков, то я делаю сразу двадцать тысяч, так как некоторые могут спаяться между собой». Кроме этого, собравшиеся узнали способы изготовления традиционных восточных украшений, а также значение отдельных элементов орнамента.

    «Любое украшение можно «прочитать», в каждое из них закладывается определенный смысл. По украшениям я могу узнать многое о человеке, даже не общаясь с ним лично. И еще, обратите внимание, где мы носим украшения. Это пальцы, шея, запястья, то есть самые незащищенные места. Поэтому украшение – это еще и своего рода оберег», – считает Равкат Мухаметшин.

    Самое поразительное, что он мог и не стать ювелиром. В молодости Равкат Азатович увлекался автомобильным спортом, участвовал в ралли, хотел стать профессиональным гонщиком. Оставалось только обзавестись собственным железным конем. Вот тут ювелирка и пригодилась. Машину он купил, но его жизненные приоритеты к этому времени в корне поменялись. Хотя спортивный азарт, судя по всему, остался. «За какие-то вещи я брался, что называется, на слабо. Однажды, например, мне показали половину бусины, раздавленной каблуком. Сказали, сделай за двести баксов. Я и с этим справился», – поделился несостоявшийся гонщик. И скромно добавил: «Я не считаю, что делаю что-то уникальное. Я как турист… Больше погружаюсь в историю через украшения, а это намного ценнее».

  • В Казани открыли бюст казахстанскому поэту Абаю Кунанбаеву

    В Казани открыли бюст казахстанскому поэту Абаю Кунанбаеву

    В Казани открыли бюст казахстанскому поэту Абаю Кунанбаеву

    В Казани в рамках саммита БРИКС состоялась торжественная церемония открытия бюста казахстанскому поэту, основоположнику казахской литературы Абаю Кунанбаеву.

    Бюст Абая изготовлен известным казахстанским скульптором Нурболом Калиевым.

    С приветственными словами выступили министр культуры и информации Казахстана Аида Балаева, министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, председатель Союза писателей РТ Ркаил Зайдуллин.

    Церемония завершилась возложением цветов к бюсту Абая Кунанбаева. Об этом сообщает пресс-служба Минкульта РТ.

    Ранее «РТ» писала, что в рамках культурной программы саммита БРИКС состоится открытие памятника Конфуцию в сквере возле библиотеки Казанского университета.

    В Казани открыли бюст казахстанскому поэту Абаю Кунанбаеву

  • Пресс-служба Путина поделилась кадрами концерта из Казанской Ратуши

    «Калинку» и «Течет река Волга» в камерном исполнении представили гостям саммита БРИКС в столице Татарстана. Концерт проходит в эти минуты в Колонном зале Казанской Ратуши. Кадрами концерта поделилась пресс-служба Президента России.

    Кадры концерта для глав делегаций государств БРИКС опубликовал телеграмм-канал kremlin.ru.

    Саммит стран БРИКС проходит в Казани с 22 по 24 октября. В столицу Татарстана прибыли Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент ЮАР, Премьер-министр Индии Нарендра Моди, Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед, Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси и другие официальные лица. В международном аэропорту их встречал Раис Татарстана Рустам Минниханов.

    Президент России Владимир Путин начал работу в рамках саммита утром сегодняшнего дня, о чем сообщала «РТ». Глава государства уже провел в Казани ряд встреч. Подробнее читайте в нашем материале Чак-чак для Си, «намасте» от Моди и новая экономика Путина: Татарстан принимает БРИКС.