Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.

  • В историческом здании приюта в Свияжске откроется Музей благотворительности

    В историческом здании приюта в Свияжске откроется Музей благотворительности

    В Свияжске презентовали выставку, приуроченную к 125-летию со дня открытия на территории музея-заповедника Ольгинского детского приюта трудолюбия. И скоро здесь же появится новый музейный объект.

    Экспозиция разместилась в историческом здании приюта на Александровской улице, которое было отреставрировано в рамках комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: остров-град Свияжск и древний Болгар» и передано в этом году музею-заповеднику «Остров-град Свияжск». В скором времени здесь откроется Музей благотворительности с постоянной экспозицией, но и гостям выставки тоже есть что посмотреть. Например, искусно выполненный макет дома с мезонином, позволяющий в деталях познакомиться с бытом и укладом жизни в приюте. Среди экспонатов также артефакты конца XIX – XX веков: детские книги, настольные игры, инструменты для рукоделия и другие музейные предметы. Первыми посетителями выставки, рассказывающей об истории Ольгинского приюта в Свияжске, стали воспитанники казанского социально-реабилитационного центра для детей и подростков «Дуслык», а также учащиеся и педагоги местной общеобразовательной школы.

    Ольгинский детский приют
    Центральный экспонат выставки – искусно выполненный макет дома с мезонином, позволяющий в деталях познакомиться с бытом и укладом жизни в приюте.

    Названные в честь великой княжны Ольги Николаевны, приюты занимали особое место в системе детского призрения в Российской империи. Появились они по аналогии с работными домами для взрослых. Только здесь воспитывались дети-сироты, преимущественно из крестьянских и мещанских семей. Главная идея заключалась в том, чтобы дать им кров, научить читать и писать, приобщить к труду и овладению каким-либо ремеслом, чтобы после вступления в самостоятельную жизнь подростки могли сами себя прокормить.

    Ольгинский детский приют трудолюбия в Свияжске был открыт в 1899 году при деятельном участии местных жителей, которые жертвовали деньги, вещи, продукты, а также помогали в обучении воспитанников. Щедро вложился в богоугодное дело и городской голова, купец Василий Каменев, который отдал для обустройства приюта принадлежавшую ему усадьбу на Поперечно-Никольской (Александровской) улице.

    Первоначально это был одноэтажный деревянный дом с мезонином, а при нем – флигель и небольшой садик с двумя десятками яблонь. К настоящему времени сохранился только главный дом усадьбы, площадь же участка уменьшилась из-за перепланировок этого квартала в советскую эпоху.


    На рубеже XIX–XX веков широкая сеть Ольгинских приютов распространилась по всей Российской империи. К 1910 году всего их насчитывалось 36, в том числе в Казани и Свияжске. Они действовали по типовым уставам, но нередко имели местную специфику в управлении, составе воспитанников и программах занятий


    Число подопечных Свияжского приюта составляло в среднем 20 человек. Обязательные трудовые занятия включали обучение мальчиков переплетному делу, а девочек – рукоделию. Эти занятия приносили приюту небольшой доход, хотя это не было их основной целью.

    У приюта была корова, содержание которой обходилось в 40-50 рублей в год. Летом 1907 года она пала во время эпидемии сибирской язвы, и тогда игуменья Свияжского женского монастыря Павла, войдя в «жалкое положение» приютских детей, оставшихся без молока, пожертвовала им корову из монастырского стада.

    Василий Каменев вплоть до своей кончины в 1908 году активно участвовал в жизни приюта и по завещанию оставил ему 10 тысяч рублей, которые «должно расходовать на содержание малолетних сирот». И таких примеров благотворительности было множество. К 1914 году попечительное общество Ольгинского детского приюта трудолюбия имело в своем составе 49 членов. Среди них представители известных в Свияжске мещанских и купеческих семей Поляковых, Бровкиных, Матвеевых, а также священники, уездные дворяне, местная интеллигенция. Попечительное общество старалось помогать выпускникам в поиске заработка, следить за дальнейшей судьбой бывших питомцев. Так, в отчете за 1908 год говорится, что выпускник Илья Михайлов определен писцом в местную земскую управу, а воспитанница приюта Анастасия Казакова – прислугой к священнику.

    Приют просуществовал до 1917 года. С приходом советской власти в его здании было размещено социальное учреждение нового типа – детский дом, в чем можно усмотреть определенную историческую преемственность.

  • В Казани впервые представлены картины «русского Клода Моне»

    В Казани впервые представлены картины «русского Клода Моне»

    «Русский Клод Моне», «последний рыцарь импрессионизма» – все это о художнике Константине Кузнецове, картины которого в эти дни впервые можно увидеть в Казани в залах Музея изобразительных искусств РТ.

    Константин Кузнецов

    Сегодня это имя в России практически неизвестно, поэтому, думается, не будет лишним небольшой биографический экскурс, дабы по достоинству оценить масштаб личности и уникальность выставки, открывшейся на днях в усадьбе Сандецкого, – «Импрессионист Константин Кузнецов. Россия – Франция. Возвращение».

    БЫТЬ ЭМИГРАНТОМ НЕ ПЛАНИРОВАЛ

    Константин Кузнецов (1863–1936) родился в Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье, участвовал в делах фамильного торгового дома, но в 33 года решил, что станет художником, и уехал учиться во Францию. В Париже он окончил студию Фернана Кормона (учителя Ван Гога, на всякий случай) и добился признания в европейской художественной среде. Кузнецов был постоянным участником знаменитых парижских выставок: Салона Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Картины выходца из русской купеческой среды экспонировались рядом с полотнами Анри Матисса, Мориса Дени, Пьера Боннара (к слову, работы этих французских художников сейчас тоже гостят в Казани в рамках новой эрмитажной выставки) и регулярно упоминались в прессе тех лет. На протяжении всего творческого пути Кузнецов вдохновлялся французским импрессионизмом, причем он не просто интегрировался в это направление, но и внес в него свою, глубоко личную поэтику. «Кузнецов – это старый борец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма», – писал критик Франсуа Тьебо Сиссон.

    Помимо этого, Кузнецов выставлялся в Руане, Мюнхене, Питтсбурге, регулярно посылал свои картины на выставки Московского товарищества художников. Причем в России его воспринимали как европейского мастера и ставили в один ряд с Клодом Моне.


    Художник Константин Кузнецов выполнял двоякую миссию: российскому зрителю он транслировал аутентичную традицию французского импрессионизма, а на ежегодных живописных салонах в Париже представлял русскую культуру


    Жил Кузнецов в особняке на бульваре Монпарнас, облюбованном парижской богемой, и здесь русский художник обустроил свою мастерскую. Будучи состоятельным человеком, он никогда не писал ради заработка и почти не продавал свои картины, благодаря чему они сохранились в виде единой коллекции, которая после смерти художника в 1936 году передавалась по наследству его потомкам во Франции.

    Кузнецов не планировал становиться эмигрантом. До 1914 года он регулярно приезжал на родину, но после революции, когда его семья все потеряла в России, возвращаться стало небезопасно. Константин Павлович не принял произошедших политических перемен, но подавать на французское гражданство тоже не стал. До конца своих дней он хранил паспорт гражданина Российской империи.

    ВОЗВРАЩЕНИЕ

    выставка картин Константина Кузнецова

    Несколько лет назад группе российских искусствоведов удалось познакомиться с наследниками и учредить фонд Константина Кузнецова в Москве. Этот же фонд выступил организатором выставки в Казани, на которой представлено более 80 произведений живописи и графики (раннее творчество, портреты семьи, пейзажи, символические композиции), а также фотографии и обширный архивный материал. На многих картинах остались пометы автора, номера парижских салонов, и сотрудники фонда впервые решили показать оборотную сторону его картин, чтобы зрители смогли заглянуть «за кулисы» творчества.

    Мастер много работал на пленере, и этюдник с красками, который также представлен в экспозиции, сопровождал его везде – не только в окрестностях Парижа, но и в дальних поездках. Примечательно, что хотя источником вдохновения для художника были ландшафты Франции, в его полотнах продолжает жить русская традиция пейзажа.

    Константин Кузнецов с женой Александрой, тоже художницей, воспитали четверых детей в любви к русской культуре. Одна из дочерей, Елена, внесла свой вклад в ее популяризацию во Франции: в 1930-е годы были изданы ее переводы Пушкина и Гоголя, в том числе повести «Вий» с иллюстрациями Кузнецова (это издание тоже можно увидеть на выставке).

    Всего же собрание фонда, основанного коллекционером и меценатом Андреем Щербининым, насчитывает свыше 300 живописных полотен и более 100 рисунков. Произведения Константина Кузнецова бережно реставрируются и изучаются. До выставки в Казани творчество, по сути, заново открытого русского импрессиониста было представлено в Третьяковской галерее, а также в художественных музеях Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.

  • Жители и гости Казани смогут окунуться в атмосферу советского Нового года в Музее соцбыта

    Жители и гости Казани смогут окунуться в атмосферу советского Нового года в Музее соцбыта

    В Казани в Музее соцбыта открылась новогодняя выставка «Под бой курантов!», которая приглашает посетителей окунуться в атмосферу семейного празднования Нового года в 70-80-е годы XX века.

    Жители и гости Казани смогут окунуться в атмосферу советского Нового года в Музее соцбыта

    «31 декабря традиционно всеми ожидаемый праздник, и в советское время люди стремились окружить себя в это волшебное время всем самым лучшим, светлым и иногда дефицитным», — рассказали в пресс-службе учреждения.

    Легче всего можно было запастись советским шампанским, кроме того, нужен был зеленый горошек как ингредиент культового салата, глаз радовали консервы «Белуга», «Севрюга», а если повезет — баночка советской черной икры. Рассказ об этом будет иллюстрироваться вещами из коллекции музея. Новогоднее настроение также создадут виниловые пластинки с новогодними мелодиями.

    Экспозиция будет работать до 15 января.

  • Театр оперы и балета им. Джалиля впервые отправится на гастроли в Китай

    Театр оперы и балета им. Джалиля впервые отправится на гастроли в Китай

    Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля впервые в своей истории отправится на гастроли в Китай. Об этом сообщает Минкультуры РТ.

    Театр оперы и балета им. Джалиля впервые отправится на гастроли в Китай

    Балетная труппа и оркестр в период с 13 декабря 2024-го по 1 января 2025 года дадут 15 спектаклей и 4 концерта в различных города КНР, в том числе в Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне и пр.

    Жителям Поднебесной покажут классические балеты — «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Петра Чайковского. В Юйлине и Бэйхае состоятся концерты оркестра театра под управлением Рената Салаватова и Эйюба Кулиева. Музыканты представят сочинения Чайковского и Иоганна Штрауса.

    В январе Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение о проведении в 2024-2025 годах перекрестных Годов культуры России — Китая.

  • На 95-м году жизни умерла народная артистка РСФСР Раиса Максимова

    На 95-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР Раиса Максимова, сообщает ТАСС со ссылкой на окружение актрисы.

    Максимова родилась в 1929 году в Саратове. С 1956-го служила в Московском художественном театре им. Чехова.

    Дебютной в кино для нее стала роль Аглаи Епанчиной в экранизации «Идиота» (1958 год). Кроме того, Максимова играла в кинолентах «Моя судьба», «Вдовы», «Послушай, не идет ли дождь…», в сериале «Закон и порядок».

    Ранее «РТ» писала, что умер бывший актер челнинского театра «Мастеровые» и телеведущий Николай Плужник.

  • В Москве открылась выставка «Пленэр 2024. Казань, Свияжск, Иннополис»

    В Москве в Национальном музее искусства и фотографии открылась выставка «Пленэр 2024. Казань, Свияжск, Иннополис». Открытие посетил заместитель полпреда Татарстана Эмиль Файзуллин. Об этом сообщает пресс-служба полпредства Татарстана в России.

    В Москве открылась выставка картин «Пленэр 2024. Казань, Свияжск, Иннополис»

    Экспозиция включает около 200 произведений, созданных студентами и преподавателями кафедры «Рисунок и Живопись» Института графики и искусства книги имени В.А.Фаворского Московского политеха.

    Творческий пленэр проходил летом 2024 года, во время которого участники имели возможность ознакомиться с историей Казани и Свияжска, создавая портреты местных жителей. В процессе проводились индивидуальные консультации с преподавателями, а также регулярные обзоры работ. Педагоги ежедневно сотрудничали со студентами, помогая им в творческом процессе.

    В Москве открылась выставка картин «Пленэр 2024. Казань, Свияжск, Иннополис»

    По итогам двухнедельного мероприятия создано около 1,5 тысячи художественных и графических работ, из которых лучшие были показаны на открытии.

    Ранее «РТ» писала, что полпред Татарстана в РФ встретился с послом Сингапура.

     

  • Минниханов опубликовал ролик с татарской песней «Аерылмагыз» на новый лад

    Раис Татарстана Рустам Минниханов опубликовал короткий видеоролик с татарской песней «Аерылмагыз» на новый лад. Народная артистка РТ Венера Ганеева и российский рэпер Dino МС47 посвятили композицию бойцам спецоперации.

    Видео: телеграм-канал Раиса РТ

    «Накануне в республике прошли мероприятия по случаю Дня героев Отечества. Сегодня он объединяет и тех, кто служит родному Отечеству, и тех, кто ждет своих героев домой. Танылган „Аерылмагыз“ җыры яңа башкаруда (Широко известная песня „Аерылмагыз“ в новом исполнении — перевод с татарского)», — написал руководитель республики.

    Ранее «РТ» писала, что Президент Владимир Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героям России. В церемонии приняли участие более 300 военных и гражданских лиц, проявивших особое мужество и героизм, в том числе Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы и кавалеры ордена Святого Георгия.

  • Ирада Аюпова: «Ближе к пенсии люди мечтают вернуться на малую родину»

    Ирада Аюпова: «Ближе к пенсии люди мечтают вернуться на малую родину»

    С 2025 года в России запускается программа «Земский работник культуры», которая призвана поэтапно решить проблему дефицита кадров в отрасли. По аналогии с федеральными программами «Земский учитель» и «Земский доктор» единовременная выплата специалистам, которые согласятся переехать на работу в село или небольшой город, составит один миллион рублей. Для тех, кто решит переехать на Дальний Восток, в Донбасс и новые регионы РФ, – два миллиона. Насколько актуальна эта программа для Татарстана, сводится ли она только к раздаче денег и почему вся надежда на возрастных людей, в интервью «РТ» рассказала министр культуры республики Ирада Аюпова.

    Ирада Аюпова

    МИЛЛИОН ЗА ПЕРЕЕЗД

    – Ирада Хафизяновна, что на сегодняшний день известно о программе «Земский работник культуры»?

    – Главная ее особенность в том, что воспользоваться поддержкой государства смогут не только молодые специалисты, но и люди с большим жизненным и профессиональным опытом, готовые переехать из крупных городов в небольшие населенные пункты.

    – С чем это связано?

    – Во-первых, с глобальными процессами урбанизации. Мы это видим даже на примере нашей республики. Если сто лет назад 75 процентов ее населения проживало в сельской местности, то сегодня мы наблюдаем ровно обратную ситуацию. При этом традиционный уклад жизни, культура лучше сохраняются в небольших населенных пунктах. Там это происходит само собой, естественным образом. В то время как в мегаполисах культурное пространство насыщено заимствованиями, и сохранить аутентичную культуру удается не всегда.

    Кроме этого, национальный проект «Культура» показал, что нужно инвестировать в инфраструктуру. Но остро стоит вопрос нехватки кадров для работы в новых объектах культуры. И это касается не только нашей отрасли. Врачей, педагогов высокой квалификации тоже не хватает. То есть это вызов для всего социального сектора.

    – А как это будет происходить на практике? Допустим, человек согласился на переезд, а потом передумал…

    – Основанием для выплаты станет факт переезда, который надо будет подтвердить. Но сначала каждый субъект РФ формирует свой реестр вакансий. У нас, например, на будущий год заявлено 20 позиций. И это один из самых высоких показателей в стране. Потому что, на самом деле, все поменять в своей жизни и переехать на новое место – это всегда непросто. К тому же, наша задача состоит не только в том, чтобы формально обеспечить выполнение данного показателя. Мы также несем ответственность за то, чтобы как минимум ближайшие пять лет эти 20 человек продолжали работать в отрасли.

    – Полагаете, один миллион рублей будет достаточной мотивацией для этого?

    – Многое зависит от того, каким будет менеджмент на уровне самих учреждений культуры. Потому что если сцепки не произойдет и у человека не появится дополнительная мотивация, то проблемы, конечно, будут. Не исключаю, что кто-то предпочтет просто вернуть эти деньги.

    ГОРОД ВЫСАСЫВАЕТ РЕСУРСЫ

    – Вы сказали, что для участия в программе возраст не имеет значения. Почему вдруг возник этот тренд?  

    – Программа поддержки молодых специалистов у нас действует уже шесть лет – с 2018 года. Конечно, суммы там небольшие – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, но и они зачастую остаются невостребованными, и мы вынуждены возвращать эти деньги в бюджет. Поэтому я считаю, что лучше, если мы не будем привязаны к возрасту. Вы знаете, многие люди, будучи прекрасными специалистами, ближе к пенсии мечтают вернуться на малую родину. И возвращаются.

    При всем том омоложение отрасли остается для нас безусловным приоритетом. Некоторое время назад мы целенаправленно стимулировали молодых людей получать профильное образование, и сегодня почти сто процентов наших специалистов имеют высшее и среднее специальное образование. Другое дело, что не все возвращаются после учебы. Город высасывает человеческие ресурсы. И это при том, что зарплаты в муниципальных учреждениях культуры сегодня вполне конкурентные. Зачастую директор ДК получает больше, чем начальник районного управления культуры. И это, кстати, тоже проблема. Были случаи, когда из госорганов люди переходили на работу в дома культуры, потому что там больше платят. Но специалистов в возрасте до 25 лет у нас по-прежнему мало, всего пять процентов.

    «У ВСЕХ ЕСТЬ СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

    – Программа «Земский работник культуры» получит в Татарстане какое-то специфическое наполнение?

    – Особенность нашей территории в том, что у нас многие театры находятся в небольших городах. Атнинский, Буинский, Мензелинский… И они тоже подпадают под действие программы. Еще одна значимая для нас позиция – хранители музейных фондов. Это очень ценные и редкие специалисты. Дефицит профессиональных хранителей ощущается даже в Казани. А кроме этого, все время появляются новые направления. Например, в тех же музеях очень дефицитная специальность – куратор выставочных проектов. Не хватает IT-специалистов, которые сегодня даже не предусмотрены в штатном расписании учреждений культуры. И в целом мы оказались перед необходимостью переосмысления профессиональных компетенций, потому что нынешние стандарты в большой степени ориентированы на систему, которая существовала 15-20 лет назад.

    – Что можно сказать в целом о потребностях республики в специалистах культурной сферы?

    – Если говорить о прогнозных цифрах подготовки специалистов, то это порядка 3000 человек в год, и мы системно работаем в этом направлении. Но сколько из этих трех тысяч молодых людей потом придут работать в учреждения культуры, этого не знает никто.

    Честно скажу, мне всегда больно слышать, что человек окончил институт культуры, а работает, допустим, торговым представителем. С другой стороны, сейчас везде идет борьба за кадры, и я не могу сказать, к сожалению, что культура – та отрасль, которая является сегодня привлекательной в плане трудоустройства.


    Программа «Земский работник культуры» призвана поэтапно решить проблему дефицита кадров в отрасли, и уже в первый год ее реализации планируется привлечь не менее 1100 специалистов. Всего же, по информации Министерства культуры России, в настоящее время в сельской местности и малых городах требуется более 10 тысяч работников культуры


    А как Татарстан смотрится на фоне других регионов?

    – Насколько мне известно, в некоторых регионах  реализуют собственные программы, аналогичные «Земскому работнику культуры». Например, в Башкортостане выплачивают по миллиону рублей тем, кто переезжают в сельскую местность. У них эта программа работает не первый год и дает определенные результаты.

    Но вообще-то никакой официальной аналитики не ведется, какие регионы смотрятся лучше, какие – хуже. У всех есть свои слабые и сильные стороны. Например, мы в числе лидеров в стране по Пушкинской карте, по активности учреждений культуры в грантовых конкурсах. Да и внутри республики картина разная. Некоторые главы районов системно заботятся о культурном имидже территории, предоставляют специалистам жилье и в целом проводят достаточно эффективную кадровую политику. Это, например, Альметьевский, Кукморский, Мамадышский районы. Или взять тот же Атнинский театр. Вы знаете, что он был создан на базе народного театра с богатой историей, но сам является относительно молодым учреждением культуры. И когда встал вопрос о кадрах, там сразу решили подыскивать людей из сельской местности. Многие из них получили профессиональное образование и вернулись к привычному укладу жизни.

    НОВЫЕ СТАНДАРТЫ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА

    – Нынешний год станет завершающим для нацпроекта «Культура». Назовите, на ваш взгляд, главное, что он привнес в культурный ландшафт республики.

    – По-моему, самое ценное – это построение целостной системы выявления и продвижения творческих талантов. А самым ярким проектом в рамках национального проекта я считаю преображение наших детских школ искусств, которое началось с обновления музыкального инструментария, а завершилось капитальным ремонтом и расширением сети ДШИ.

    Школы искусств, музейная и библиотечная системы – все они работают сегодня на раскрытие творческого потенциала территории. Воспитание патриотизма также является важным аспектом. Ведь зачастую люди, открывшие в себе творческую жилку, возвращаются на родную землю уже в качестве педагогов и наставников подрастающего поколения. В тех же школах искусств работают специалисты очень высокой квалификации, в том числе с консерваторским образованием.

    – А какая судьба ждет уже анонсированные, но незавершенные проекты?

    – Большая их часть будет продолжена в рамках национального проекта «Семья». Думаю, это не случайно, поскольку все учреждения культуры так или иначе вовлечены в тему семейного досуга, воспитания детей, семейной психологии. Один из таких проектов – «Махалля» (в тюркоязычных странах «мэхэлле» – это община.Прим. ред.), который предполагает создание центров межпоколенческой коммуникации. В пяти районах республики они уже действуют. В таких центрах представители старшего поколения, включая бывших педагогов и работников культуры, общаются с детьми, ненавязчиво присматривают за ними и передают свои знания и жизненный опыт. Начиная с каких-то бытовых вещей (девочек учат вышивать, мальчиков – столярничать) и заканчивая морально-этическими нормами. На мой взгляд, этот проект имеет огромный воспитательный потенциал. Однако для успешной его реализации опять же нужны специалисты, которые смогут эффективно администрировать работу таких центров.

    – Ирада Хафизяновна, в завершение назовите, пожалуйста, топ-3 главных культурных событий следующего года, который уже не за горами.

    – Раис Татарстана Рустам Минниханов объявил 2025-й год в республике Годом защитника Отечества, поэтому у нас запланировано много мероприятий, приуроченных к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема памяти будет доминировать в репертуарной политике, выставочной деятельности, в работе муниципальных учреждений культуры. Это направление станет ключевым.

    Вторая важная для нас тема – освоение новой площадки театра имени Камала. Сейчас много споров, что якобы мы размываем его концепцию, но этот же путь мы проходили с Национальной библиотекой. Формирование инфраструктуры нового уровня неизбежно влечет за собой переосмысление социокультурного наполнения площадки. В то же время это совершенно другая история, и сейчас мы готовим целый кейс проектов, которые, я думаю, будут интересны зрителям. Это абсолютно новые стандарты культуры досуга.

    И третье направление связано с деятельностью республиканского Центра ремесел, который, мы надеемся, в следующем году откроется в здании бывшего Казанского ЦУМа. Все проекты, которые планируются на этой площадке, так или иначе будут заточены на трансляцию нашего культурного кода. Это не культурный код татар или русских. Это культурный код Татарстана и России. И считывается он так: традиционное – не всегда означает консервативное, традиционное может быть и актуальным, и очень востребованным.

  • В Челнах к Дню героев Отечества показали спектакль «Дети 41-го»

    В Челнах к Дню героев Отечества показали спектакль «Дети 41-го»

    Накануне Дня героев Отечества в Набережночелнинском государственном татарском драматическом театре имени А.Гилязова состоялась премьера спектакля «Дети 41-го». Он основан на произведении Мухаммеда Магдеева «Мы – дети 41-го года». Об этом сообщает пресс-служба Минкульта республики.

    В Челнах ко Дню героев Отечества показали спектакль «Дети 41-го»

    Премьера организована в рамках Года защитника Отечества, объявленного Раисом РТ Рустамом Миннихановым, а также в честь важной исторической даты — 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

    С Днем героев Отечества жителей республики сегодня поздравил Раис Татарстана Рустам Минниханов. Видеопоздравление руководителя РТ представила его пресс-служба.

    В Челнах ко Дню героев Отечества показали спектакль «Дети 41-го»

    Ранее «РТ» писала, что в Нижнекамске почтили память героев Отечества.

  • Новым директором «Атмосферы» в Менделеевске стала Миляуша Канипова

    Новым директором «Атмосферы» в Менделеевске стала Миляуша Канипова

    В Менделеевске назначили директора культурно-выставочного центра «Атмосфера» — им стала Миляуша Канипова. Об этом пишут «Менделеевские новости».

    В Менделеевске назначили нового директора культурно-выставочного центра «Атмосфера»

    Напомним, новое общественное пространство открылось в августе 2023 года — в церемонии принял участие Раис РТ Рустам Минниханов.

    Как отмечали в пресс-службе Менделеевского района, «Атмосфера» имеет самый большой круглогодичный купол, аналогов которому по размерам нет в стране.

  • Спектакли татарстанского режиссера покажут на фестивале «Кулов-фест» в Пскове

    С 11 по 16 декабря 2024 года в Псковском театре драмы пройдет фестиваль «Кулов-фест», посвященный работам режиссера Тимура Кулова, ученика народного артиста РФ Леонида Хейфеца. Об этом информирует пресс-служба Минкульта Татарстана.

    Открытие фестиваля состоится 11 декабря 2024 года постановкой «Приключения Рустема» («Рөстәм маҗаралары») Казанского ТЮЗа им. Г.Кариева. Этот спектакль на татарском языке основан на повести фронтовика Аделя Кутуя, написанной в годы Великой Отечественной войны.

    15 декабря 2024 года вниманию зрителей представят спектакль «Жребий» («Шобага») Буинского драматического театра, вошедший в лонг-лист Национальной театральной премии и посвященный сезону 2020-2021 гг. В фестивале также примут участие театры из Санкт-Петербурга, Казахстана и Татарстана.

    Ранее «РТ» писала, что в Нацбиблиотеке РТ развернется Зимний книжный фестиваль.

  • Парковка для автобусов и церковная лавка: храм-памятник на Казанке откроют летом 2025 года

    Парковка для автобусов и церковная лавка: храм-памятник на Казанке откроют летом 2025 года

    Подъехать на туристическом автобусе, подплыть на речном трамвайчике и подойти по пешеходному мосту можно будет к обновленному храму-памятнику павшим воинам на Казанке, который планируют открыть для посещения в конце августа 2025 года. На реконструкцию памятника выделено 300 млн рублей. Сегодня председатель Госкомитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин показал и рассказал журналистам, на что расходуют деньги. 

    Парковка для автобусов и церковная лавка: храм-памятник на Казанке откроют летом 2025 года

    Храм Нерукотворного Образа Спасителя в виде 20-метровой усеченной пирамиды с крестом на вершине был построен в 1823 году на холме – месте братской могилы воинов Ивана Грозного, павших в 1552 году при взятии Казани. В конце 1950-х годов, после строительства Куйбышевской гидроэлектростанции и создания Куйбышевского водохранилища, когда в Татарстане ушли под воду огромные территории, старинный памятник, хотя и не ушел под воду полностью, но оказался на островке посреди Казанки.

    Загадочная пирамида, в цокольной части которой не раз находили человеческие кости, всегда привлекала внимание самих казанцев и гостей города, которые добирались до необычного памятника по песчаной насыпи. Предполагается, что после строительства пешеходного моста эту насыпь размоют, чтобы она не мешала свободному току воды в реке.

    Парковка для автобусов и церковная лавка: храм-памятник на Казанке откроют летом 2025 года

    – В советское время, в 1960 году постановлением Совета министров РСФСР объект был поставлен на государственную охрану, сразу в статусе объекта федерального значения. Здесь проводились локальные реставрационные работы, но что-то все время мешало довести их до завершения, – рассказал Иван Гущин. – В этом году по решению руководства республики мы ведем реставрационные работы в рамках совместного софинансирования: 150 миллионов выделено пока из федерального бюджета, но эта сумма будет однозначно увеличена, есть уже такая договоренность. И 150 миллионов выделено из бюджета Татарстана. Мы планируем полностью реализовать проект до 25 августа 2025 года.

    Поскольку храм-памятник стоит на воде, первоначальной задачей, по словам Гущина, была его защита от влаги. Для этого памятник «взяли в замок» – огородили по периметру металлическими шпунтами, которые сверху засыпали камнями и покрыли металлической сеткой, чтобы камни не рассыпались. Сейчас продолжаются работы по устройству гидроизоляции продолжаются в цокольной части храма.

    Парковка для автобусов и церковная лавка: храм-памятник на Казанке откроют летом 2025 года

    Снаружи здание пока выглядит не слишком презентабельно: из-под сбитой штукатурки виднеются крупные выщербленные белые известняковые кирпичи в верхней части и красные – в нижней.

    – Сейчас предстоит большая работа по укреплению стен. Потом мы полностью покроем все стены водоотталкивающим составом, потому что здесь вода, ветра сумасшедшие, – отметил Гущин.

    После Нового года начнутся работы и во внутренней части храма – ремонт пола, лестниц, воссоздание иконостаса. Ведь планируется, что после реконструкции храм-памятник станет не только туристическим объектом, но и религиозным, и в нем будут проходить службы, как это было раньше.

    Парковка для автобусов и церковная лавка: храм-памятник на Казанке откроют летом 2025 года

    Тем временем в Институте развития городов РТ разработали проект благоустройства территории, прилегающей к храму-памятнику.

    – Мы сейчас вместе с экологами определяем ширину моста на сваях, который будет соединять памятник с Кировской дамбой, чтобы он не вызвал заболачиваемость территории. Вместе с Казанской епархией мы решили, что все-таки для служителей храма необходимо отдельное помещение, нужна церковная лавка. Поэтому прямо на Кировской дамбе, на песчаной насыпи, появится капитальное сооружение, которое позволит эти помещения разместить, – рассказала директор Института развития городов РТ Наиля Зинатуллина.

    По ее словам, вблизи храма-памятника также появятся две парковки. Одна из них, рассчитанная на три больших экскурсионных автобуса, будет находиться в непосредственной близости от памятника на берегу Казанки. Другую парковку для легковых автомобилей откроют на пересечении Кировской дамбы с улицей Несмелова.