Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры. Афиша Казань, афиша Татарстан. Концерты и премьеры в Татарстане.
12-летний казанец, воспитанник Детской музыкальной школы №2 Саид Галиуллин стал полуфиналистом всероссийского вокального конкурса «Голос.Дети». В предстоящую пятницу, 15 ноября, в прямом эфире Первого канала будет объявлен третий финалист проекта, которого определят зрители. Он примет участие в финале и поборется за титул лучшего голоса страны. Об этом сообщает пресс-служба Минкульта Татарстана.
Жители республики могут поддержать юного земляка в ближайшую пятницу во время прямого эфира на Первом канале 15 ноября в 21:45. Для этого достаточно отправить СМС, номер которого будет показан на экране.
Ранее «РТ» писала, что юных вокалистов приглашают к участию в конкурсе «Мелодия моей России».
В столице Татарстана 14 ноября состоятся церемония открытия Восьмой межрегиональной академической выставки «Красные ворота / Против течения» и вручение республиканской премии в области изобразительного искусства имени Николая Фешина.
Российская академия художеств продолжает реализацию масштабного, рассчитанного на 20 лет проекта «Красные ворота / Против течения». В его основу положена методика чешского просветителя XVII века Яна Амоса Коменского, автора фундаментального труда «Мир чувственных вещей в картинках». Современный ему мир ученый «разложил» на множество объектов, явлений и предметов, из которых, как он считал, и складывается мироздание. Каждый объект Коменский проиллюстрировал и сопроводил комментарием. Участники проекта «Красные ворота / Против течения», по сути, делают аналогичную работу, фиксируя художественным языком современное понимание важных для человека и общества явлений и процессов. «Человечество вступило в полосу гуманитарных, социально-политических, экономических кризисов, и сегодня особенно ценными являются культурные инициативы, которые предлагают опыт преодоления глобальных конфликтов на языке художественной культуры и искусства», − отмечает руководитель проекта, академик и вице-президент Российской академии художеств Константин Худяков. По его словам, задача проекта – через произведения художников начала XXI века отобразить многообразие окружающего мира и человеческих отношений, исследовать произошедшие изменения и создать арт-энциклопедию современного изобразительного искусства.
С 2014 года раз в два года при помощи жребия определяются десять актуальных тем из так называемого «Списка Коменского», которые становятся отправной точкой для создания конкурсных работ. Нынче в числе тематических доминант художникам были предложены такие понятия, как «театр», «добродетели», «грехи», «агрессия», «терроризм» и другие. В этом году в конкурсе приняли участие представители 25 российских регионов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Приволжского, Северо-Западного, Уральского и Южного федеральных округов.
Восьмая межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота / Против течения» стартовала летом этого года в Москве в Галерее искусств Зураба Церетели. Далее передвижная экспозиция побывала в Саратове, Тольятти и Саранске. По мере продвижения по заявленному маршруту выставка пополнялась работами местных участников проекта. Теперь эстафету принимает Казань. В Национальной галерее «Хазинэ» будет представлено более 150 работ (живопись, графика, скульптура, цифровое искусство, фотография), а в числе их авторов – академики и члены-корреспонденты РАХ, народные и заслуженные художники, преподаватели ведущих художественных вузов страны.
В этом году в проекте участвуют 27 татарстанских художников, трое из них выдвинуты на республиканскую премию имени Н.И.Фешина, вручение которой состоится в рамках открытия масштабной передвижной экспозиции. В этот же день, 14 ноября, планируется круглый стол с обсуждением актуальных проблем современного изобразительного искусства, а также его роли в эстетическом воспитании.
В декабре в Москве планируется подведение промежуточных итогов проекта, презентация шестого тома арт-энциклопедии «Против течения» и объявление новых десяти тем из «Списка Коменского». Завершить проект планируется в 2032 году.
Дни китайского кино, стартующие 13 ноября в Казани, станут важной частью культурной программы II Международного форума «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».
Бесплатные кинопоказы будут проходить с 13 по 15 ноября в казанском кинотеатре «Мир». В программе пять фильмов, отмеченных наградами на международных кинофестивалях. Среди них комедии, мелодрамы, спортивные драмы. Мероприятие организовано Роскино совместно с Китайским центром исследований киноискусства при поддержке Министерства культуры России и Государственного управления по кинематографии КНР, а также Министерства культуры Татарстана.
Фильмом открытия станет картина «Шаг к мечте: раз и навсегда», в которой максимум экранного времени отдано музыке и уличным танцам. По сюжету пятнадцатилетний Чэнь Шуо с детства увлекается брейк-дансом, но сейчас ему приходится помогать матери с семейным бизнесом, чтобы выплатить долг за лечение отца. Поэтому парень крутит хэдспины, играя супергероев на детских праздниках. Однако мечта попасть в профессиональный коллектив не оставляет юношу.
В фильме снимались не только известные артисты из Китая, но и мировые звезды хип-хопа. Картина отмечена наградами кинофестивалей Chinese American Film Festival (США), Hengdian Film Festival of China (КНР) и многими другими.
События спортивной драмы «Китайский пинг-понг: отпор из тупика» разворачиваются в начале 1990-х годов, когда китайская мужская сборная по настольному теннису находилась не в лучшей форме и главному тренеру поручили в кратчайшие сроки сформировать новую команду, которая блестяще выступила на чемпионате мира по пинг-понгу 1995 года в Тяньцзине (Китай).
Наряду с фильмами о преодолении себя и спортивных победах, современный китайский кинематограф в Казани представят трогательная мелодрама «Я люблю тебя!» (о двух пожилых парах, чьи жизненные сюжеты однажды пересекаются) и криминальный триллер «Бесконечное путешествие». А завершит программу кинопоказов самый кассовый китайский фильм 2024 года «Живешь только раз». Это адаптация японской картины «Любовь за 100 иен» 2014 года. В свои 32 года Ду Лэин живет с родителями, работы нет, личная жизнь разваливается. После ссоры с сестрой девушка съезжает и устраивается официанткой в ресторан. По соседству находится боксерский зал, и, чтобы чаще видеться с приглянувшимся ей молодым симпатичным тренером, Лэин покупает боксерские перчатки и начинает тренироваться.
Казань примет эстафету своеобразного фестиваля китайского кино после Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Екатеринбурга, где фильмы из Поднебесной посмотрели более пяти тысяч зрителей. В своих отзывах они отмечают «красивые спецэффекты», «сюжеты, которые держат в напряжении» и в целом высокий уровень современного китайского кинематографа.
По словам организаторов, российско-китайские отношения в сфере кино находятся в фокусе внимания обеих стран, благодаря чему активно реализуются совместные кинопроекты. Китай также стал лидером по кассовым сборам российских фильмов за рубежом по итогам первого полугодия текущего года.
Альметьевский театр в честь своего 80-летия устроил горожанам праздник и напомнил, как все начиналось.
Театр в Альметьевске – знаковое место. Хочешь – не хочешь, а мимо не пройдешь. И не только потому, что театральное здание находится в центре города. Здесь любят и умеют удивлять и в этом смысле дадут фору многим столичным коллегам. Главным образом потому, что театр старается не замыкаться в русле традиционного репертуара и смело экспериментирует. В этом году альметьевцы уже в пятый раз завоевали Гран-при фестиваля театров малых городов России, который курирует лично Евгений Миронов, и это само по себе о многом говорит. Неоднократно спектакли Альметьевского театра попадали и в шорт-лист «Золотой маски», что для провинциальной, тем более национальной труппы, вообще уникальный случай.
Творчески подошли в Альметьевской драме и к своему юбилею. 80 лет истории воплотились в 80 минут яркого и динамичного сценического действия, в котором было все: и ностальгия, и пафос, и смех сквозь слезы.
Примечательный факт: театр появился раньше, чем Альметьевск стал городом. Официально он существует с 1944 года, то есть театр –почти ровесник татарской нефти, а в его труппе поначалу было всего два артиста, вернее, две артистки, которых к тому же и звали одинаково – Нагима Кимова и Нагима Давлетшина. В 1946-м в театре появился директор – Камал Халяпов. По счастью, он вел дневник и этим значительно облегчил жизнь будущим историкам Альметьевского театра. Этот же дневник лег в основу сценария юбилейного вечера, а частью исторического перформанса стали отрывки из первых спектаклей «колхозно-совхозной» труппы. Год за годом, сцена за сценой – и так до наших дней.
Сюрпризы ждали зрителей буквально с порога, где их встречали артисты альметьевского уличного театра «Легкие крылья», который тоже отчасти обязан своим появлением городскому драмтеатру. Развлекали принаряженную публику и герои полюбившихся ей спектаклей – «Эзоп», «Конокрад», «Укрощение строптивой» и других. А со второго этажа тем временем доносилась живая музыка: там шел концерт – «квартирник».
Поздравить коллег с юбилеем приехали представители театров Казани, Оренбурга, Башкортостана. Вышел на сцену и глава Альметьевского района Тимур Нагуманов. По его словам, город и театр неразрывно связаны, словно два дерева, растущие под одним солнцем.
Кстати, цифра «8» под определенным углом напоминает математический знак бесконечности, что в самом театре считают глубоко символичным и даже использовали эту аналогию в качестве девиза юбилейного сезона. А одной из главных его премьер станет иммерсивный спектакль, посвященный истории здания, в котором сейчас работает Альметьевский театр. Это отдельный сюжет для понимания его особой роли в жизни провинциального города.
Народная артистка России и Татарстана Винера Ганеева исполнила песню, посвященную смелости и стойкости бойцов спецоперации. Раис Татарстана Рустам Минниханов выложил видеоклип у себя в телеграм-канале.
«Танылган җырчыбыз Винера Ганеева егетләребез батырлыгына багышлап җыр чыгарды. Сезнең белән уртаклашам, дуслар (Наша знаменитая певица Винера Ганеева выпустила песню, посвященную отваге наших ребят. Делюсь ею с вами, друзья — перевод с татарского языка). Гордимся мужеством и отвагой наших бойцов! Победа будет за нами!» — подписал видео руководитель республики.
В клипе использованы как архивные кадры военной хроники, так и видео с передовой, снятые в ходе СВО, встречи бойцов с близкими во время их отпусков, муралы, которые были созданы в память о героях СВО.
Россия с февраля 2022 года проводит спецоперацию. Как отмечал в своем видеообращении Президент Владимир Путин, ее цель – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются геноциду со стороны киевского режима, для этого Россия будет стремиться к демилитаризации и денацификации Украины.
Ранее «РТ» писала, что в Зеленодольске появится мурал, посвященный бойцам спецоперации.
Не только от режиссера и актеров, но и от осветителей, костюмеров, декораторов и, конечно же, гримеров, зависит успех театральных постановок и кинофильмов. Профессия гримера, возникшая еще во времена античных театров, сегодня переживает кризис. Может оказаться так, что в Татарстане, где работает множество театров, на гримеров будет некого и некому учить.
ЕДИНСТВЕННАЯ И НЕЗАМЕНИМАЯ
Состарить, омолодить, превратить красавицу в дурнушку и наоборот, сделать лысого «волосатым», а худого толстым – на все эти чудеса способны гримеры, призванные вместе с режиссером и актерами как можно точнее передать характеры персонажей и воплотить общий замысел спектакля или фильма. И если для зрителя театр начинается с вешалки в гардеробе, то для артистов он точно начинается с гримерной.
Искусство грима – сложное, на каких-нибудь интернет-курсах визажистов его не освоишь. Казанское театральное училище – единственное учебное заведение в республике, где обучают гримеров. А делает это известная в театральном мире Ирина Григорьянц, выпускники которой с успехом работают в театрах по всей стране. Недавно их наставнице исполнилось 70 лет, в профессии она почти полвека.
– Тяга к рисованию у меня была с детства, а в подростковом возрасте захотела стать педагогом, чтобы быть похожей на свою любимую школьную учительницу. В школьном драмкружке впервые попробовала себя в роли художника, помогая с прическами и декорациями. Потом выступила в школьном спектакле в качестве актрисы. Так возник мой интерес к театральному искусству, – рассказала Ирина Александровна «РТ», как она пришла в профессию. – Руководитель нашего кружка посоветовал мне пойти учиться на актрису в Казанское театральной училище. Я решила попытать счастья. Но, поняв, что это не мое, просто не явилась на третий тур экзаменов. Чтобы не терять время, устроилась работать на Центральный телеграф. Позже узнала, что в театральном училище начался набор гримеров, и решила, что это действительно то, чем мне хочется заниматься.
После окончания училища и замужества Ирина на какое-то время уехала из родного города, первый опыт работы по профессии получила в Каменск-Уральском театре драмы. Через несколько лет семья вернулась в Казань и Григорьянц семь лет проработала гримером в Качаловском театре.
– Работу в театре я обожала, но как-то узнала от актеров, что после выпуска моего курса наше театральное училище отказалось от подготовки гримеров по причинам отсутствия преподавателей и методической базы. Гримеров не набирали целых 11 лет, – продолжает Ирина Александровна. – Я поговорила с директором Казанского театрального училища и решила пойти туда преподавать, поскольку в то время у меня уже был десятилетний опыт работы. Сначала преподавала основы грима будущим актерам, спустя время мне предложили набрать собственный курс. Так сбылась моя юношеская мечта стать педагогом.
Сегодня Ирина Григорьянц гордится своими учениками, которые работают в разных театрах России, но переживает, что ее дело некому будет продолжить. Интерес молодежи к древнейшей профессии гримера поугас, преподавателей тоже не хватает.
ТРЕБУЮТСЯ ГРИМЕРЫ
– Найти дипломированных театральных художников-гримеров сейчас действительно очень сложно, – подтвердила наличие проблемы с кадрами замдиректора Казанского татарского ТЮЗа им. Кариева Альбина Каримова. – Например, в некоторых наших спектаклях играют сразу 34 человека. Это вся труппа, которую необходимо быстро и хорошо подготовить к выходу на сцену. Для этого у нас есть один гример.
– В нашем театре только один гример, но с большим стажем и опытом работы, и мы его очень ценим, – рассказала в свою очередь директор по маркетингу Татарского театра драмы и комедии им. Тинчурина Лилия Гараева.
Марина Евстафьева, которая 23 года работает гримером в Казанском ТЮЗе, – одна из выпускниц Ирины Григорьянц.
– Мой отец всю жизнь работал театральным художником, часто брал меня с собой на работу, поэтому театральную атмосферу я полюбила с детства, – рассказала она «РТ». – Когда училась в детской художественной школе, узнала, что в театральном училище набирают гримеров и сразу решила, что буду туда поступать. Замечательного педагога Ирину Александровну Григорьянц вспоминаю с восхищением. Она научила нас волшебству. Знаю, что во многих театрах сейчас не хватает специалистов нашего профиля. Меня неоднократно звали в другие театры, но родной ТЮЗ я не предам. А вообще универсальный гример востребован не только в театре, но и в разных творческих проектах: кино, клипы, фотосессии… Поэтому надеюсь, что наша профессия не вымрет, и что появятся новые педагоги для будущих поколений.
Директор Казанского театрального училища Руфина Тазетдинова признает, что подготовка гримеров в училище держится на Ирине Григорьянц.
– Конечно, подобрать ей достойную замену будет непросто и последователю придется нелегко, ведь планка задана высокая. Поскольку профессии костюмера, бутафора, гримера сейчас малоизвестны молодежи, ситуация с набором на эти направления достаточно сложная, – отметила директор КТУ. – Мы думаем, как привлечь абитуриентов, наши преподаватели проводят выставки, мастер-классы, чтобы заинтересовать выпускников как художественных, так и обычных школ. Но конкурс и выборка в итоге получаются небольшими, хотя нам везет на толковых и талантливых учеников. Поэтому хочу верить, что все наладится, и обучение гримерному искусству у нас не прекратится.
Фото из архива Ирины Григорьянц, страница в VK Казанского театрального училища
9 ноября народная артистка СССР, композитор Александра Пахмутова встретит юбилей на сцене Большого театра в Москве. В 21 час начнется концерт «В песне – жизнь моя» – прямую трансляцию мероприятия будет вести телеканал «Россия 1».
Праздничный вечер откроет вальс «Навстречу весне», которую Пахмутова написала этой осенью. В концерте примут участие детский и взрослый хоры Большого театра, Лев Лещенко, Станислав Любшин, Сергей Безруков, Пелагея, Дима Билан и другие известные артисты России.
Ранее «РТ» писала, что выставка «Красота в трех измерениях» будет работать в Казани до 14 февраля.
В Национальной библиотеке РТ открылась «династическая» выставка казанских художников Скобеевых «Красота в трех измерениях». Увидеть работы можно до 14 февраля.
Основатель творческой династии – народный художник Татарстана Валерий Скобеев (1938-2022) получил в свое время академическое художественное образование и внес большой вклад в развитие исторической живописи. В его произведениях нашли отражение важнейшие для страны сюжеты ХХ века – комсомольские стройки, память о войне, реализм и романтика повседневности. Им также создана впечатляющая портретная галерея выдающихся деятелей культуры России и Татарстана, значительная часть которой представлена в экспозиции «Красота в трех измерениях».
Формально Валерий Николаевич не занимался педагогической деятельностью, но при этом стал учителем для многих живописцев и, прежде всего, для собственного сына – Виталия Скобеева.
В становлении его личности фигура отца сыграла важнейшую роль, но постепенно Виталий Скобеев вышел на свою творческую стезю – художника-символиста. В своих полотнах он обращается к мифологическим и библейским сюжетам, произведениям мировой литературы, учениям восточной философии. Его работам присущи яркая образность и метафоричность, а их колорит буквально завораживает – картины словно излучают свет, внутреннее свечение. Больше всего в произведениях Виталия Скобеева космической тематики. Художник размышляет о законах мироздания, высших учителях, о неразрывности земного и небесного.
Третий представитель династии – молодой, но уже состоявшийся художник Александр Скобеев известен в творческой среде под псевдонимом Саша Шардак. Его сфера интересов – графический дизайн и мультимедиа. Он участник групповых выставочных проектов в Казани, Москве, Екатеринбурге и других городах. Скобеев-младший также автор концепции и дизайнерского решения семейной экспозиции, смысл которой, по его словам, показать жизнь художника во времени.
Выставка «Красота в трех измерениях» обнаруживает неочевидную связь между столь разными художниками, носящими, тем не менее, одну фамилию. Современные технологии открывают новые возможности для их творческой реализации, но преемственность поколений сохраняется в приверженности красоте и верности семейному делу. Красной нитью в экспозиции проходит также тема книги: с одной стороны, как проводника идей и смыслов, с другой – как произведения искусства.
Вице-премьер Республики Татарстан – полномочный представитель Татарстана в РФ Равиль Ахметшин вместе с мэром Касимова Иваном Бахиловым посетили Татарский культурный и художественный центр в городском округе. Об этом сообщает пресс-служба полпредства Татарстана.
Гостей радушно встретил и ознакомил с работой центра председатель Татарской автономии Рязанской области Ильдар Бикуев.
По словам Бахилова, при условии поддержки и взаимопонимания, а также культурного обмена, территории достигнут позитивных изменений. В первую очередь, это коснется сферы культуры и истории, а во вторую – промышленности.
Ранее «РТ» писала, что полпред Татарстана посетил Касимов и возложил цветы к памятнику царицы Сююмбике.
Заместитель Премьер-министра РТ — Полномочный представитель РТ в РФ Равиль Ахметшин посетил город Касимов. Визит начался с возложения цветов с главой города Иваном Бахиловым к памятнику царицы Сююмбике. Об этом сообщает пресс-служба полпредства.
Трехметровая бронзовая скульптура на берегу Оки была открыта в июне 2022 года. Проект реализовало Духовное управление мусульман России. Памятник находится в сквере рядом с Ханской мечетью и мавзолеем касимовского царя Шах-Али.
«Есть исторические сведения, что правительница Казанского ханства царица Сююмбике провела свои последние дни в Касимове, где и похоронена», — отметили в полпредстве.
Градоначальник Иван Бахилов показал гостю исторические объекты города, Туристический информационный центр, предприятия «Конфеста» и «Касимов-Древ», инвестплощадки.
«Впервые Касимов я посетил в 2021 году. И я вижу какие изменения произошли в городе за эти три года. Город меняется, развивается, облагораживается, много делается руководством для его жителей», — отметил Равиль Ахметшин.