Рубрика: Культура

Культура и искусство Республики Татарстан, новости культуры и искусства, театры Казани, музеи, выставки, детское и народное творчество, кино Казани. Фестивали и Опен Эйры.

  • Казанские “пантеры” станцуют для Европы

    В театральном сезоне 2009-2010 годов семь российских городов станут свидетелями большого танцевального проекта “Интерданс”. В рамках проекта, который был инициирован Европейским Союзом, в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Екатеринбурге, Костроме и Челябинске будут представлены спектакли, которые поставят европейские хореографы.

    Участников проекта организаторы – директора иностранных культурных центров – отбирали из 33 российских трупп в течение полугода. В Казани грант на участие в проекте выиграл муниципальный камерный балет “Пантера” . На днях в Культурном центре “Чулпан”  состоялся мастер-класс европейского хореографа Лоты Сай из Дании, занимающейся в рамках проекта постановкой для “Пантеры” .

    – Эта репетиция – скорее, знакомство известного хореографа с артистами нашего балета, с их возможностями. А вот в следующий приезд Лоты Сай уже начнется непосредственно подготовка спектакля. Его премьера должна состояться в мае будущего года в концертном зале казанского УНИКСа, так что первыми зрителями станут именно жители и гости Казани, – прокомментировал специально для “РТ”  это нерядовое событие художественный руководитель “Пантеры”  Наиль Ибрагимов. По его словам, чуть позже выступление камерного балета состоится и в Москве, где все танцевальные коллективы, победившие в международном проекте, представят результаты своей работы с европейскими хореографами. Хотя секретов будущего спектакля артисты так и не раскрыли, но даже увиденного на репетиции хватило, чтобы понять – зрелище будет захватывающим.

    Нужно сказать, что среди танцевальных балетов Казани лишь “пантеры”  занимаются танцами в современном стиле концептури-данс. Чтобы понять, чем этот стиль отличается от, скажем, классического аналога, его лучше увидеть, потому что рассказать о том, что происходит на сцене, словами практически невозможно.

    Танцы “пантер”  вызывают бурю противоречивых эмоций, во всяком случае у автора этих строк осталось именно такое впечатление. Неудивительно, что коллектив неоднократно выигрывал российские и международные конкурсы именно в этом жанре. Участие в проекте “Интерданс”  – это новая ступенька профессионального и творческого роста, уверены сами танцоры и их руководитель.

    Дарья БЕЛОБРОВА

  • Художники нарисуют ярмарку

    “Зарисовки с ярмарки” – такова тема IV Всероссийского симпозиума по современной живописи, который начнется в Елабуге в четверг и соберет 26 художников из 15 городов – от Волгограда до Сыктывкара.

    На этот раз вдохновить творцов призван не только старинный город, но и шумная, веселая Спасская ярмарка, которая состоится здесь в предстоящие выходные. Впервые, кроме взрослых участников, сюда приглашены победители республиканского ежегодного конкурса юных художников “Я рисую как Шишкин” – трое школьников из Елабуги и Лениногорска.

    Традиция проведения таких встреч была заложена в 2006 году, затем к ним добавились и тематические художественные проекты, имеющие этническую окраску – “Елабужский лубок”, “Белая юрта” и другие. Работать художники, как и обычно во время летних симпозиумов, будут на пленэре. Перед ними стоит задача в течение шести дней закончить как минимум две работы – акварельные или графические, эти картины останутся в фондах Елабужского музея-заповедника, организатора мероприятия. Впоследствии картины, запечатлевшие моменты Спасской ярмарки, войдут в специальный каталог и будут экспонироваться на передвижной выставке.

  • Сельчанам показали “другое” кино

    На днях в гостях у жителей поселка Шемордан Сабинского района побывала творческая группа IV Республиканского форума “Эхо международного фестиваля “Кино без барьеров”.

    Зрители, собравшиеся в Доме культуры, увидели кадры из фильмов – победителей международного фестиваля “Кино без барьеров” и новые работы казанских кинематографистов. Такие фильмы увидишь не в каждом кинотеатре – это ведь не комедии и не боевики, на которые подчас ломится публика. Жанр документального кино сегодня, к сожалению, не очень популярен, но, может быть, как раз потому, что о хороших картинах просто мало кому известно. А они, между прочим, есть, и талантливые. Об этом и шла речь на встрече сельчан с кинематографистами.

    Об истории международного фестиваля и республиканского кинофорума (кстати, он является одним из партийных проектов республиканских “единороссов”) любителям кино рассказали депутат Госсовета Рифат Ганибаев и заместитель руководителя регионального исполкома партии “Единая Россия” Вадим Аржаков. Показательно, что среди  разработчиков и участников этого проекта – Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов, “Татаркино”, республиканский киноцентр, Казанская киностудия, творческое объединение “Тан”, представители творческих союзов Татарстана и России.

    Затем режиссер Алексей Барыкин представил фильм “Песня, которую не слышно” – о молодых людях, обучающихся в ТИСБИ на отделении для глухонемых и слабослышащих и упорно добивающихся поставленной цели в жизни, раскрывая при этом впечатляющие возможности.

    Очень интересно рассказал о работе над своим фильмом режиссер-документалист Батыр Баишев. Лента под названием “Раскололся месяц” повествует о судьбе выдающегося философа, мыслителя, педагога Мусы Бигиева, о вопросах межрелигиозного общения, положении женщины в исламском мире.

    – Это не развлекательное кино, и я понимаю, что фильм сложен для восприятия, поэтому с тревогой ждал мнения зрителей. Для меня работа над картиной стала буквально “лифтом на эшафот”, – образно выразился Батыр Баишев.

    Нужно сказать, что режиссер волновался напрасно, – зрители хорошо приняли фильм, удостоенный звания лауреата международного фестиваля “Золотой Минбар”.

    На этом встреча не закончилась – творческий дуэт Елены и Сергея Тарасовых исполнил песни народов, проживающих в Татарстане, и был очень тепло встречен зрителями и слушателями.

    – Наш проект, взяв начало в 2005 году, сегодня по праву занимает достойное место в культурной и социальной жизни Татарстана. Это неудивительно, ведь кинофорум направлен прежде всего на поиск и поддержку талантов, развитие потенциальных способностей, заложенных в каждом человеке,  в том числе в людях с ограниченными физическими возможностями, на формирование в современном обществе уважения и терпимости друг к другу, – высказалась в завершение ответственный секретарь оргкомитета кинофорума Елена Крайнова.

    – Такие встречи нужны для дальнейшей творческой перспективы, они являются подспорьем в работе над будущими фильмами, спасибо, что даете возможность познакомиться с нашим творчеством широкому кругу жителей республики, – поблагодарил организаторов поездки Батыр Баишев.

  • Древний Арарат услышал татарские напевы

    Государственный ансамбль песни и танца Татарстана принял участие в IV Международном фестивале искусств в турецком городе Доубеязит.

    Сценической площадкой для артистов послужило одно из самых красивых сооружений середины XVII века – Исхак Паша Сарай, расположенное на высокогорье Арарата. В рамках фестиваля работали специализированные выставки, на которых были представлены произведения участников XII Международной творческой лаборатории художников и V Международной творческой лаборатории фотохудожников тюркоязычных стран, проходивших ранее с участием мастеров из Татарстана. Как сообщила пресс-служба Министерства культуры РТ, коллектив Государственного ансамбля песни и танца нашей республики за вклад в развитие и укрепление двусторонних культурных отношений был отмечен благодарственным письмом.

  • В поисках “плюсов”

    Имеют ли право родители отдавать органы одного ребенка, чтобы спасти жизнь второму?  На этот вопрос нет однозначного ответа, как нет и более тяжелого испытания для всей семьи, когда от страшной болезни постепенно угасает любимая дочь и сестра.

    Как только Сара и Брайан узнали, что их дочь Кейт больна лейкемией, они не задумываясь по совету врача согласились зачать искусственным путем генетически совместимого с больной девочкой  ребенка, чьи донорские органы могли бы победить болезнь. Так родилась Анна. Девочка с детства знала, что ее появление на свет не было случайным. С самого рождения она больше времени проводила в больнице, нежели дома, сдавала всевозможные анализы, проходила болезненные процедуры, будучи совершенно здоровым ребенком.

    По сюжету девочке уже одиннадцать лет, и настало время ложиться на операцию по пересадке почки, чтобы спасти родную сестру. Но юная героиня  неожиданно для всех обращается к известному в городе адвокату с просьбой помочь лишить ее родителей права медицинской опеки над ней. Что подвигло Анну на такой шаг? Это выяснится только в ходе судебного разбирательства и станет неожиданностью для всех участников процесса, в том числе и для нас с вами.

    Фильм “Мой ангел-хранитель” режиссера Ника Кассаветиса –  не лучший выбор для летнего просмотра в кинотеатре, когда на улице ярко светит солнце и жизнь бьет ключом. Но – это самая стоящая новинка нынешнего прокатного списка, которой по всем законам жанра стоило бы выйти в середине осени. Картина задевает за живое с первых же минут и кадр за кадром рассказывает зрителям непростую историю самой обычной семьи, заставляя улыбаться сквозь слезы.

    Главным успехом Ника Кассаветиса в этой работе можно считать то, что он смог показать на экране жизнь девочки, больной раком, и при этом вызвать в сердцах людей чувства гораздо сильнее, чем просто жалость. Герои картины говорят то, что так непросто осознать многим из нас, в том числе и им самим. Через страдания, боль, слезы, суд, через ад, который переживают экранные персонажи, зрителям открывается истина – смерть ужасна, нелегка, неизбежна, но она естественна.

    Стоит особенно отметить игру актеров в фильме. Девочки, играющие сестер, несмотря на юный возраст, не просто создают персонажей на экране, а полностью перевоплощаются в своих героев, выражая неподдельные и очень искренние чувства. Непривычно видеть Кэмерон Диаз в роли матери троих детей. Пожалуй, это одна из лучших ее ролей, не такая легкомысленная и ветреная, как роли прежних героинь, созданные актрисой на экране и хорошо знакомые зрителю.

    На фоне самого трогательного фильма нынешнего проката просто детским лепетом кажутся картины, рассказывающие нам о проблемах молодежи. И даже корифеи жанра, французы, на этот раз сильно подкачали. Мелодрама “LOL [ржунимагу]” режиссера и сценариста Лизы Алессандрин совершенно не оправдала ожиданий любителей и ценителей французского кинематографа.

    Главная героиня Лола – обыкновенная пятнадцатилетняя школьница, со своими проблемами, радостями, первыми чувствами и, конечно же, сложностями во взаимоотношениях с родителями. Она дочь своей мамы, той самой взбалмошной и романтичной девушки Вик, кумира подростков 80-х из фильмов “Бум” и “Бум-2”. За двадцать лет героиня актрисы Софи Марсо повзрослела, родила троих детей и теперь сама оказалась на месте своей мамы, которая в прошлом немало поволновалась за свою ветреную дочь.

    Впрочем, Софи Марсо и проблема отцов и детей – единственное, что связывает нынешний фильм с культовыми подростковыми мелодрамами 80-х годов. Даже название картины и то представляет собой одно сплошное разочарование и никак не ассоциируется с изяществом и легкой иронией, присущей французскому кинематографу. “Laughing Out Loud” (lol),  или в русском переводе “ржунимагу”, скорее напоминает название второсортной американской комедии с шутками ниже плинтуса. Обманулись и те зрители, которые пришли на фильм в надежде от души похохотать  вместе с веселой жизнерадостной девушкой, но увидели на экране депрес-сивно-меланхоличную, а порой и грубоватую особу.  Ну никак не подходит по характеру Лоле это самое “ржунимагу”, честнее было бы сказать “досталивывсе”.

    Смеяться и тем более ржать, как обещает название,  во время просмотра фильма зрителям вряд ли удастся. Сюжет будет развиваться медленно и угрюмо. И даже талантливая игра нестареющей Марсо не сможет спасти положение. Во всей этой череде экранных рок-концертов, скандалов с родителями, покуривания травки и школьных разборок картины, срисованные Лизой Алессандрин с реальной жизни, совершенно потеряются в ощущении скуки, навеянной банальными поворотами сюжетной линии.

    Не особо порадовали на этот раз и голливудские романтические комедии. “Бабник” с Эштоном Катчером и “Призраки бывших подружек” с Мэтью МакКонахи имеют одну и ту же мораль и, по мнению большинства зрителей, одинаково затянуты. О том, что на любого, даже самого закоренелого ловеласа найдется управа в виде особенной девушки, мы и так давным-давно знаем. Следовательно, главной задачей режиссеров этих фильмов было подать старую истину как можно более энергично, с шутками и прибаутками. Однако вместо комичных ситуаций картины изобилуют бесконечными кадрами с симпатичными мордашками, и  не только, главных героев и прекрасными городскими пейзажами.

    Однако пальму первенства среди главных разочарований нынешнего проката все же нужно отдать творению Стивена Соммерса “Бросок кобры”. Сумасшедший гений-ученый, красотка, владеющая навыками боевых искусств столь уверенно, что к ее ногам падают почти все солдаты элитного отряда, и угроза мирового масштаба – все это мы видели уже не один раз. В итоге – очередной фильм, пополнивший стройные ряды высокотехнологичных экшенов-клонов. Взрослые зрители задумчиво чешут головы, каждый раз предугадывая поступки главных героев, а двенадцатилетние мальчишки ходят под впечатлением от количества выстрелов из всевозможных хитроумных штуковин за единицу времени.

    Возможно, оценка всех этих картин и не была бы столь категоричной, появись “Мой ангел-хранитель” где-то в середине осени, как того требует жанр. Но имеем то, что имеем. Поэтому невероятно сложно искать “плюсы” в череде не ахти каких гениальных кинолент на фоне трогательного и талантливого фильма.

  • За вдохновением в Елабугу

    Лет шесть назад, когда я, сев за компьютер, набирала в поисковой строке слово “Елабуга”, Яндекс выдавал немногочисленные новости от информагентства, где я тогда и работала, да ссылки на несколько местных сайтов. Сегодня в Интернете море информации о камском городе, о нем знают и во всей стране, и за рубежом.

    Это – плоды реализации стратегии по продвижению Елабуги в экономическом и культурном пространстве. Сам этот процесс сегодня невозможно представить без участия сотрудников Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Постепенно это учреждение стало одним из градообразующих – в том смысле, что оно формирует городскую культурную среду. О секретах достигнутого успеха и о том, что Елабуга предлагает туристам сегодня, мы беседуем с генеральным директором музея-заповедника Гульзадой Руденко. Поводом для встречи стало двадцатилетие возглавляемого ею учреждения, которое будет отмечаться в конце августа.

    Открываю дверь и замираю в удивлении: со времени, что я здесь не была, комната превратилась в настоящий музейный зал. В таких кабинетах работали деятели XIX века – старинный тумбовый стол, шкаф, часы с маятником. Таким и должно быть рабочее место того, кто руководит всеми музеями города.

    – Вся эта мебель, – поясняет Гульзада Ракиповна, – из фондов учреждения, над ней потрудились здешние реставраторы. К примеру, этот стул с тисненой кожаной обивкой некогда стоял в конторе знаменитых елабужских купцов Стахеевых.

    – Я для себя решила, что кабинет обустрою только после того, как у нас везде будет порядок, – говорит директор.

    И это так. Экспозиции всех музеев обновлены и открыты новые, реализованы десятки художественных проектов, Елабуга принимает уже до 100 тысяч туристов в год, а на пристани “толпятся” круизные теплоходы, посмотреть на “жемчужину Прикамья” приезжают многие известные люди. Издано немало книг об истории города, установлены связи с потомками именитых елабужан по всему миру, проводятся научные конференции и чтения…

    – Гульзада Ракиповна, и о вас, и о сотрудниках музея-заповедника говорят как об очень активных людях. Что вами движет?

    – Если говорить обо мне, то это – неугомонный характер. И в школе, и в институте я была в активе – председателем совета отряда, членом комитетов комсомола, командиром стройотряда. Всегда считала: если уж ты взялся за что-то, то делай с интересом, ответственностью и себе в удовольствие. Моя нынешняя работа мне очень нравится, и я благодарна судьбе, что попала в Елабугу.

     Конечно, чтобы творить, нужны команда и творческая обстановка, которую мы постарались создать в коллективе. Мысль должна всегда работать, тогда и результат будет интересным. Только так мы сможем сделать наш город привлекательным для туристов не на один раз, чтобы побудить их приезжать снова и снова.

    На протяжении семи лет, что я здесь работаю, наш коллектив ежегодно удивляет чем-то необычным, появляются новые объекты туристического показа. Хотя, вы знаете, входить в мир мэтров музейного дела России было нелегко. Но вот только что я разговаривала по телефону с одним из известнейших деятелей на этом поприще, генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисой Ивановной Аксеновой, и она призналась, что в восторге от Елабуги. Очень приятно, что сегодня с нами считаются, ставят с собою вровень…

    Гульзада Руденко, приехав на работу в Елабугу, не была здесь чужаком: впервые в этом городе она оказалась еще в 1971 году, переехав с родителями из Арского района. Здесь она окончила школу и педагогический институт. Из воспоминаний тех лет – улица Карла Маркса (ныне Казанская, центральная туристическая), по которой прогуливались по вечерам, озера за рекой Тоймой, куда ходили купаться. Моя собеседница помнит и кабинет, в котором сейчас трудится, – прежде тут был читальный зал библиотеки. В общем, все связано именно с исторической частью, где ныне расположен музей-заповедник.

    Переезд в Набережные Челны заставил как бы отодвинуть на периферию памяти ту провинциальную Елабугу. Стремительные ритмы бурно развивающегося автограда, работа на КамАЗе, на комсомольском и партийном поприще, в сфере культуры, жизнь за границей – все это, казалось, окончательно сорвет ее с елабужской орбиты. Но нет. Зато вернувшись в город юности спустя много лет, Гульзада Ракиповна почувствовала его совсем иначе. А чем же отличается Елабуга сегодняшняя от той, что запомнилась ей с прошлого века?

    – Во-первых, теперь здесь огромное количество туристов! По городу снуют экскурсионные автобусы, прежде такого, конечно, не было, – отвечает Руденко. – Во-вторых, изменилось отношение к Марине Ивановне Цветаевой. В те годы ее имя не звучало. Дом, где она провела последние свои дни, я отлично помню: часто бывала в нем, тут жили мои самые близкие институтские подруги. Я знала, что здесь пребывала Цветаева, но это меня никак не трогало. Сегодня же испытываю особое чувство, когда захожу в этот дом. Мы сумели раздвинуть границы и громко говорим сегодня не только о Шишкине, но и о Цветаевой, Бехтереве, Дуровой, о других известных людях, живших в нашем городе. И имя Елабуги звучит теперь значительно чаще, нас больше знают в России.

    – Как вы думаете, какой была бы сейчас Елабуга, не будь здесь музея-заповедника?

    – Наверное, многое было бы уже потеряно. Но тогда была создана охранная территория, где сегодня расположены 195 памятников истории и архитектуры, которые вошли в единый государственный реестр, появился отдел охраны памятников. Благодаря этому удалось сохранить архитектурную целостность, отличающую Елабугу от многих исторических городов.

    – Столько памятников архитектуры утеряно во многих городах России, начиная со столицы… Вы можете сказать, что в Елабуге за последние годы не разрушено ни одного исторического здания?

    – Да, я могу сказать, что за последние пять лет ни одно здание не было разрушено. Это политика руководства нашего города, а ведь далеко не везде все так благополучно. Я совсем недавно была в Суздале, куда ездят миллионы туристов, и ожидала увидеть нечто необыкновенное. Действительно, там, где располагаются объекты музея-заповедника, – просто оазис, но за его пределами – разруха. Елабуга тоже была такой лет 12-15 назад, в исторической части появлялись вкрапления современных домов. То, что сделано с тех пор, должно быть записано в истории города. Сейчас действует договоренность о том, что на охранной территории нового строительства вестись не будет…

    Основным условием владения зданием-памятником является заключение охранных обязательств. Ведется технический надзор за проведением строительных и ремонтных работ на фасадах. Направляются предписания с требованием вовремя приводить здания в порядок, чтобы они не разрушались. В итоге у 99 – отличное состояние, у 59 – хорошее, а ремонта требуют 24.

    – Двадцать лет назад в Елабуге действовали только два музея – Ивана Шишкина и краеведческий, – продолжает Руденко. – С созданием музея-заповедника начали комплектоваться фонды (за 15 лет численность экспонатов возросла с 300 единиц  до 40 тысяч), в 1993 году появились музей-усадьба Надежды Дуровой, выставочный зал, который привлек художников, начали устанавливать новые памятники. Сегодня действует 25 подразделений, 14 из которых – музейной и выставочной направленности. Это, кроме уже названных, литературный музей Цветаевой и Дом памяти, музей уездной медицины, музей-театр “Трактир”, Художественный салон, картинная галерея и многое другое. Осуществить все это нам, государственному учреждению, было бы невозможно без поддержки министра культуры республики Зили Рахимьяновны Валеевой и мэра Елабуги Ильшата Рафкатовича Гафурова.

    Заповедник взял на себя организацию туристического бизнеса в Елабуге, став единственным в России туроператором среди музейных учреждений. Гульзада Руденко уверена, что в перспективе эта работа будет давать еще более ощутимый результат. Подсчитано, что каждый турист оставляет в городе как минимум 500 рублей: в музеях, магазинах, кафе, гостиницах, расходуя средства на транспортные услуги и сувениры. По новой программе “На выходные – в Елабугу!” стало приезжать много челнинцев, для которых организованы специальные туристические рейсы. А в сентябре здесь состоится семинар по линии ЮНЕСКО, на котором музейщики Елабуги будут делиться своим опытом туристической деятельности с коллегами.

    Еще одно направление – музейно-образовательная деятельность. Занятия проводятся ежемесячно для двух тысяч детей.

    – Несколько лет назад, общаясь со школьниками, я увидела, что практически никто из них не знает, где находится музей истории города, – вспоминает моя собеседница. – А на стенах старинных зданий и даже на памятниках красовались разные надписи. Тогда мы решили, что именно музей-заповедник дол-жен воспитывать у детей чувство гордости за родной город, прививать знание своей истории. Разработали программу “Музей и школа”, к которой стараемся привлекать максимальное количество детей. За четыре года достигли хороших результатов. В исторической части нет ни одного здания, где бы вы увидели надписи. Дети знают, где находятся музеи, и могут показать дорогу приезжему человеку, да еще и экскурсию провести. С прошлого года среди учащихся по этой программе проходит конкурс “Моя Елабуга”. Те, кто знает историю города лучше всех, награждаются поездкой. В прошлом году дети ездили в станицу Вешенскую, в музей-заповедник Шолохова, нынче – во Владимир и Суздаль. Мы специально выбираем не столичные города, там дети еще побывают за свою жизнь, а вот в таких местах, может быть, и не доведется…

    Заповедник ведет обширную печатную деятельность – за пять лет выпущено 54 издания. Это репринтные очерки Ивана Васильевича Шишкина, отца художника, “История города Елабуги” Николая Ивановича Шишкина, впервые и единственный доселе раз изданная в 1901 году. Это материалы о Марине Цветаевой, книги к 1000-летию города, исследования, касающиеся репрессированных, военнопленных. Идет работа по исследованию родословных Шишкиных, Бехтеревых, Дуровых. Готовится сборник материалов об известном полярнике Николае Пинегине, который родился в Елабуге, но мало кто из горожан об этом знает. В общем, есть масса интересного, чем хотелось бы поделиться.

    – А елабужане интересуются историей. Когда к ним приезжают гости, они идут с этими книгами в музеи, и это тоже маленькая победа музея-заповедника, – рассказывает Гульзада Ракиповна. – Я переживала, подводя итоги прошлого года: небольшим было количество посетивших музеи горожан. А этой весной, в Международный день музеев, мы организовали для местных жителей бесплатное посещение наших объектов. Это был рабочий день, но люди шли и шли, музеи не закрывались до полуночи, их посетили 5,5 тысячи елабужан. Я была потрясена!

    – Гульзада Ракиповна, представьте, что к вам приехали издалека ваши лучшие друзья, но у них очень мало времени, чтобы посмотреть город. В какие три места вы бы их отвезли?

    – Обязательно на Елабужское городище. А потом – в Краеведческий комплекс и в музей Ивана Шишкина.

    А вообще-то у нас десять туристических маршрутов по городу. А еще – по шишкинским местам в национальном парке “Нижняя Кама”. Для туристов работают все наши музеи, Библиотека Серебряного века с богатейшими фондами, Художественный салон, где можно приобрести картины художников и работы народных умельцев. Можно покататься на фаэтоне, побродить по улицам – во все времена года историческая Елабуга хороша. Для людей творческих наш город – источник вдохновения.

    – Что еще интересного можно сотворить в городе? Например, многие, оказываясь на высоком холме над Камой, где стоит городище, говорят: вот бы полететь отсюда на параплане!

    – Ну, это вполне вероятная вещь, мы ее даже обсуждали. Этим просто надо заняться, предварительно все просчитав. Я мыслю реально и всегда соизмеряю желаемое с сегодняшними возможностями. Если понимаю, что идея должна “отлежаться”, то не форсирую события. Поэтому расскажу об уже утвержденных планах. Мы собираемся открыть вторую очередь художественной галереи, в октябре представим очередной объект туристического показа – Портомойню, беремся за создание музейно-образовательного центра, где разместятся также наши интерактивные мастерские и клуб военно-исторической реконструкции “Литовские уланы”. А в краеведческом комплексе появится наконец-то зал современной Елабуги…

    Ну а совсем скоро в Елабуге состоится вторая Спасская ярмарка, которая была возрождена после почти 70-летнего перерыва. В прошлом году это событие стало настоящим праздником, его посетило около 25 тысяч человек. Отныне решено отмечать в это время и День города. Ярмарка пройдет с 21 по 23 августа, на нее собираются приехать около 200 мастеров декоративно-прикладного искусства из 35 городов страны. По случаю праздника Спаса тут будут торговать медом, орехами, яблоками. На фестиваль колокольного звона приедут 20 звонарей, а 30 российских художников примут участие в IV Всероссийском симпозиуме по современной живописи “Зарисовки с ярмарки”.

    И это, пожалуй, лучший способ, каким музей-заповедник мог бы отметить свой день рождения.

     

     

     

  • В нем сочетались таланты художника и архитектора

    Сегодня в Национальной художественной галерее “Хазинэ” в Казани открывается персональная выставка театрального художника, графика и архитектора Петра Сперанского (1890-1964).

    Как сообщается на сайте Министерства культуры республики, посетители выставки смогут ознакомиться с творениями мастера из собрания Музея ИЗО РТ и коллекции супруги художника  Л.Сперанской. На выставке представлено более 150 работ. Среди них – 104 эскиза декораций и костюмов, двадцать пейзажей в акварели, более сорока рисунков с орнаментальными композициями, по которым в середине прошлого века был издан альбом “Татарский народный орнамент”. Глубокое знание истории татарского народа, культуры, фольклора помогало Сперанскому вникать в образный строй национальных музыкальных спектаклей. В его творческой натуре сочетались качества архитектора и художника. Выставка будет открыта до 6 сентября.

  • Потому что это Я

    “Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит”. Эти слова знаменитого французского модельера Ив Сен-Лорана стали девизом всероссийского кинопроекта “Потому что это Я”, посвященного женщине и ее внутренней красоте.

    Четыре короткометражных фильма, четыре истории жизни и четыре героини, в которых каждая зрительница узнает саму себя, свои проблемы и семейные радости. Необычный проект объединил известных режиссеров и актеров – как российских, так и зарубежных.

    Стартовал проект, призванный поддержать представительниц прекрасной половины человечества в стремлении быть собой, еще осенью прошлого года, когда вышла первая короткометражная картина “Запись” режиссера Оксаны Бычковой с Ксенией Кутеповой в главной роли. Уникальность фильма заключается в том, что за семь минут экранного времени героиня переживает целую бурю человеческих эмоций и чувств – от ощущения безысходности, полного слез, до поэтического вдохновения, в котором есть и улыбки, и безграничная женская нежность. В июне этого года “Запись” была показана в рамках 31-го Московского международного кинофестиваля и получила высокую оценку профессионалов.

    Вторую новеллу альманаха “Потому что это Я” снял кубинский режиссер Нельсон Наварро Наварро. Насыщенная красками и музыкой “Гавана” рассказывает о том, как всего один день может полностью изменить восприятие женщиной себя и близкого человека. Представьте себе супругов, которые уже настолько привыкли друг к другу, что не ждут от семейной жизни ни сюрпризов, ни открытий. И вот в один прекрасный день они приезжают на Кубу и попадают в совершенно другой мир – шумной, яркой и “неправильной” Гаваны, которая непременно изменит героев Ольги Красько (“Турецкий гамбит”, “Есенин”) и Алексея Завьялова (“Горе от ума”, “Мальтийский крест”).

    Специально для третьего фильма исполнительница главной роли актриса театра и кино Екатерина Волкова (“КГБ в смокинге”, “Живой”) написала и исполнила песню “Радуга счастья”. “Дядя из Чикаго” режиссера Олега Фомина – легкая, почти сказочная новогодняя история о доброте, чудесах и, конечно же, о любви. Этот фильм в очередной раз докажет женщинам, что счастье всегда поджидает нас там, где мы не думаем его найти, и чудо обязательно случается, если в него искренне верить.

    Презентация последней, четвертой картины состоялась на прошлой неделе в Казани. “Близкое объятие” – это признание в любви к зрелой женщине. Героиня картины в исполнении великолепной актрисы Инны Чуриковой представлена на экране ранимой, импульсивной и невероятно привлекательной женщиной. Она умеет воспринимать все свои жизненные неудачи с юмором и, самое главное, своим примером показывает, что красота и желание любить и быть любимой есть в каждом возрасте.

    Увидеть фильмы из сборника “Потому что это Я” могут все желающие на сайте www.etoya.ru. Кроме того, специальные подарочные наборы, состоящие из четырех дисков, можно будет найти в крупнейших магазинах косметики и парфюмерии по всей России. Представительницы прекрасного пола получат их в подарок к покупкам.

  • Русский “ренессанс” татарского шамаиля

    Русский “ренессанс” татарского шамаиля

    information_items_1347369032

    В Национальной художественной галерее “Хазинэ” с успехом проходит персональная выставка заслуженного художника России, народного художника Татарстана Владимира Попова (на снимке), приуроченная к его 85-летию. В последние годы новый всплеск интереса к творчеству этого мастера связан с его обращением к искусству восточной каллиграфии.

    До сих пор мне не приходилось видеть такое количество шамаилей, тугров (вид именной печати) в одном месте, и это самое сильное впечатление от выставки Владимира Александровича Попова. Художник удивляет своей плодовитостью. На выставке также представлены гербы, выполненные на бархате золотым шитьем, в технике шелкографии, маслом, на бело-золотой парче и даже в полудрагоценном камне (ониксе). Следуя классическим образцам и традициям, Попов выработал свой собственный стиль графического написания изречений из Корана: лаконичный и эмоциональный одновременно. Исполнительское совершество его каллигафических композиций не оставляет поводов для колких замечаний и уличений в неточности даже самому придирчивому критику…

    Но остается самый главный вопрос, ответ на который не дают сопровождающие выставку прекрасные комментарии специалиста по исламскому искусству Розы Шагеевой и народного художника СССР Хариса Якупова. А вопрос этот буравит мозг: каковы были мотивы, заставившие автора обратиться к этой теме? Ведь Попову, сложившемуся и признанному художнику, было уже за 60, когда произошло озарение и он выбрал новый способ художественного самовыражения.

    Эволюция мировозрения художника – тема, всегда привлекающая исследователей. А в данном случае мы становимся свидетелями действительно уникального и требующего осмысления феномена. Шамаили – это не просто новая серия, восточный сюжет, это попытка проникновения в сердечную тайну чужой культуры, в мир мусульманского искусства, который принято считать понятным только для посвященных. За таким “обращением”, прозрением должен стоять либо глубокий духовный перелом, либо вспышка, аккумулировавшая в себе энергию наряженных размышлений и предопределившая поворот в сознании художника, открытие им лично для себя фантастических возможностей арабской калиграфии…

    Не скрою, первоначально у меня были сомнения в искренности мотивов русского художника, “перешедшего” в иную веру, пусть даже в творчестве. Возникали вопросы: что это – очередная конъюнктура, дань моде, примета времени? Поводов для сомнения было много, в том числе и предшествующее творчество художника, всегда “откликавшегося” на социально значимые темы. И все-таки слишком простое объяснение не сочеталось с биографией мастера – участника Великой Отечественной войны. Сопоставив устные и печатные легенды, излагаемые икусствоведами, исследователями творчества художника и им самим, наиболее убедительной мне показалась последняя версия.

    Владимир Александрович поведал мне удивительную, почти мистическую историю. По его словам, в начале 1990-х годов он задумал серию работ, посвященных архитектурным памятникам. В рамках этой серии он приступил к созданию двух циклов: “Христианские памятники” и “Мусульманские памятники”. И вот когда Попов был уже близок к завершению своего замысла, у него в руках случайно оказался альбом татарских шамаилей, изданный в 1917 году в Казани. Этот альбом подготовили преподаватель Казанской духовной академии Иван Михайлович Покровский и известный востоковед Николай Федорович Катанов. Попов был поражен красотой шамаилей и разнообразием стилей. Но главным потрясением для него стало другое: оказалось, что представленные в альбоме шамаили выполнены русскими художниками, овладевшими приемами восточной каллиграфии. И вот ночью (прозрения всегда почему-то случаются ночью) Попов решает продолжить мусульманский цикл в шамаилях…

    Еще раз подчеркнем, прецедент исполнения татарских шамаилей русскими художниками существовал еще до него, и данный факт требует тщательного исследования. Возможно, он станет стимулом для “переосмысления” устаревшей схемы развития татарского искусства.

    Попов, в свою очередь, открыл для себя безграничные возможности языка мусульманского искусства и захотел поделиться своим удивлением с другими людьми… С этого момента весь запас творческой энергии художник преимущественно реализует в шамаилях и туграх, которые стали органичным продолжением его исламского цикла.

    Для подлинного освоения секретов каллиграфии, различных способов написания арабской вязи ему понадобилось изучить Коран (в переводах на русский) и обрести научного консультанта в лице профессионального филолога, переводчика древней булгарской литературы Наджипа Наккаша. Художник настолько увлекся новой темой, что с лихвой перевыполнил первоначальный замысел. За последние двадцать лет им создано более 600 работ. Образцы его творчества получили заслуженное признание на мировых выставках каллиграфии, высокую оценку российских востоковедов и зарубежных мусульманских центров. И только со стороны татарских художников-каллиграфов творчество Владимира Попова, к сожалению, не встречает понимания. Безразличие к нему демонстрирует и муфтият Татарстана.

    Между тем Владимир Попов мечтает (в 85 лет человек не перестает мечтать!) о создании музея шамаилей в Казани, а также об открытии школы или центра каллиграфии. Цель благородная, поскольку освоение каллиграфии позволит применять эту технику в книжном дизайне, декоративном оформлении интерьеров, современной одежды и т.д. Может быть, первым шагом на этом пути должна стать объединенная выставка шамаилей разных периодов и стилей, отражающая эволюцию этого жанра, в котором причудливо сочетаются булгарские, арабские, тюркские и иранские традиции. К слову, подобные вернисажи с успехом проходят в Москве. А по результатам казанской выставки можно было бы издать альбом шамаилей, который дополнил бы дореволюционное издание Покровского.

    Можно сказать, что шамаиль – это своеобразная икона в исламе. Но если в иконографии главное – образ, лик, то в шамаиле – изображение Слова. Тем не менее общие тенденции развития шамаиля и иконы схожи: через преодоление религиозного канона к зарождению светского искусства. Известно, что в шамаилях содержатся зачатки многих жанров живописи: натюрморта, пейзажа, в том числе архитектурных видов Мекки, Медины, Иерусалима и других мест паломничества мусульман. Эти аналогии очень показательны. А потому было бы интересно сделать выставку, в рамках которой представить два параллельных ряда: с одной стороны, исламского религиозного искусства, с другой – христианского. При таком показе можно будет наглядно сопоставить (а не противопоставить!) способы художественного осмысления мира двумя великими религиями.

    Мне кажется, такая панорама позволит преодолеть многие искусственные барьеры, предубеждения, предрассудки и установить реальный диалог между людьми, живущими в межцивилизационном пространстве. Русский художник Владимир Попов своим творчеством уже внес вклад в сближение разных культурных миров. Кто следующий?

    Лидия СЫЧЕНКОВА,

    доктор исторических наук

     

  • О простом и необычном рассказывает фотовыставка

    В Казани в Государственном музее изобразительных искусств  открылась фотовыставка, на которой экспонирует свои снимки 32-летний американский путешественник и фотолюбитель Джозеф Даниэль Стец.

    Как сообщили в Министерстве культуры республики, тема искусства Стеца – и проста, и необычна одновременно. Это вода и ее значение в нашей жизни. “Обычная вода – незаметная и незаменимая составляющая нашей повседневной жизни. Как она влияет на наше настроение, каким счастливым становится человек от одного прикосновения, от одного глотка – вот тема этой выставки, – пишет в предисловии к выставке Джозеф Стец. – Вода в замершем состоянии – лед – преломляет свет, изменяет видение и напоминает о моменте, застывшем во времени. Отражение от водной поверхности подчеркивает красоту человека или местности либо представляет известный предмет в совершенно новом свете. Цель экспонируемых фотографий – показать обычные места, повседневные ситуации в неожиданном ракурсе”.

    Фотохудожник родился в городе Кливленд, штат Огайо, имеет украинские и польские корни. В Казани он представил 60 своих работ.